реклама
разместить

Роботы для заводов: кризис и возможности роста

Глобальный рынок промышленной робототехники в 2018 году поставил новые рекорды — годовой объём продаж достиг $16,5 млрд и впервые за год внедрено более 400 тысяч роботов (422 тысячи) — прирост 6% по сравнению с 2017 годом. Но кризис уже наметился.

Роботы для заводов: кризис и возможности роста

Первые признаки кризиса в отрасли появились еще в 2018 году — драйвер роста глобального рынка промышленных роботов Китай внедрил на 1% меньше роботов, чем в 2017 году.

Несмотря на это Китай остается лидером по числу внедрений — 36% всех инсталляций, — 154 тысячи промышленных роботов 2018 году внедрено в Китае. Это больше, чем число инсталляций в США и ЕС вместе взятых.

Мы увидели динамичные результаты в 2018 году с новым рекордом продаж, даже несмотря на то, что основные покупатели промышленных роботов — автомобильная и электротехническая отрасли — пережили трудный год.

«Торговая война» между США и Китаем создает неопределенность в мировой экономике, заставляя покупателей откладывать инвестиции.

Джунзи Цуда, президент Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR)

В 2019 году IFR прогнозирует стагнацию и нулевой прирост на рынке промышленной робототехники, но долгосрочный прогноз позитивен, эксперты ожидают, что начиная с 2021 года глобальный рынок промышленной робототехники будет прибавлять по 12% в год.

Несмотря на относительное замедление роста мирового рынка промышленных роботов, темп роста российского рынка очень высок: он растет быстрее мирового.

По данным Национальной Ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), в 2018 году прирост составил 42% по сравнению с 2017 годом. Такой высокий темп роста возможен за счет низкой базы — в числовом выражении Россия значительно отстает, занимая предпоследнее место в рейтинге IFR, — в прошлом году в России было установлено 1007 роботов.

Есть ли у России шанс приблизиться к среднемировому уровню автоматизации? Почему наша страна отстает и что может ускорить модернизацию отечественных производств?

Шесть причин отставания

1. Наследство прошлого

Переход от государственной экономики к частной создал условия 10-15 летнего отставания российских предприятий по уровню автоматизации. По данным НАУРР, сегодня плотность роботизации в стране пять роботов на 10 тысяч рабочих.

Для сравнения: общемировой показатель плотности роботизации в 2009 году составлял девять роботов на 10 тысяч рабочих, в 2019 году — 99 роботов на 10 тысяч рабочих.

Изначально российские предприятия развивались «на подножном корму» — у них не было денег на автоматизацию из-за отсутствия качественных кредитов.

Дмитрий Симоненко,

сооснователь Eiratech Robotics

2. Отрицательная экономика

Финансовое состояние российских промышленных компаний в условиях замедления роста отечественной экономики не улучшается.

Импортные роботы в нашей стране не окупаются. Стоимость зарубежного оборудования в РФ очень высока. При этом нет российской оснастки для зарубежных роботов, и стоимость консалтинговых услуг по инсталляции зарубежных роботизированных систем космическая.

При уровне существующих на рынке зарплат и стоимости внедрения горизонт окупаемости внедрения роботизированных систем становится очень большим и превышает пять лет. В целом вся автоматизация производств в России — это пока не прагматичные решения, а риски, принятые производителями.

Павел Беляков

,

владелец и генеральный директор Храпуновского инструментального завода

3. Дешевая рабочая сила

Достаточно просто сделать грубый подсчет — уровень зарплаты неквалифицированного рабочего 40–45 тысяч рублей в месяц. При круглосуточной работе станка его обслуживает три смены, ФОТ составит примерно 1,5 млн рублей в год. При этом робот стоит от 4,5 млн рублей и часто это только треть стоимости, еще две трети — оснастка, программирование, наладка.

В России низкий уровень заработных плат, ниже, чем в Китае, поэтому для наших предприятий автоматизация может быть экономически не обоснована — срок окупаемости робота больше трех лет отечественным предприятиям не подходит.

Алиса Конюховская, исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники

4. Масштабы производств

Внедрение роботов имеет экономический смысл при массовом производстве.

У российских и китайских предприятий разные объем и серийность производств. В Китае массовое или крупносерийное производство, а у нас мелкосерийное. Поэтому у нас дорогостоящие роботы не окупаются.

Андрей Спиридонов,

основатель и генеральный директор Aripix Robotics

Роботы внедряются там, где есть массовость и повторяемость. В России автопром, как и в мире, основной локомотив развития робототехники — в 2018 году 39% всех внедрений.

А на машиностроение приходится только 16% инсталляций. У нас не так много массовых машиностроительных производств, поэтому уровень автоматизации в этой отрасли низкий — сложно переустанавливать, переоснащать, перепрограммировать роботов под каждое новое изделие.

Алиса Конюховская, исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники

5. Отсутствие спроса

В условиях нестабильной экономический ситуации, меняющихся законов и отсутствия длинных дешевых денег российским предприятиям сложно заглядывать в будущее дальше чем на один-три года.

Планировать далее трёх лет не оптимально, потому что у нас нет гарантии, что это оборудование будет загружено 24 часа в течение трёх и более лет.

Павел Беляков, владелец и генеральный директор Храпуновского инструментального завода

Развитие производства происходит там, где есть внутренний рынок. А внутреннего спроса на роботов в России пока почти нет, потому что стоимость их высока, а горизонты планирования у российских промышленных компаний очень короткие — максимум один-два года.

Дмитрий Симоненко, сооснователь Eiratech Robotics

6. Уровень компетентности

По данным НАУРР, сегодня в России 70–80 интеграторов, способных выполнить инсталляцию промышленных роботов под ключ и только 4% роботов, установленных в России, произведены отечественными разработчиками.

В России существует «кадровый голод» — недостаток квалифицированных кадров как на уровне персонала предприятий, так и на уровне интеграторов и разработчиков робототехнических решений.

Произошел разрыв знаний — в 90-ых и начале 2000-х было не до роботизации. Народ выживал. В университетах не так давно появились роботы, чтобы студенты могли посмотреть, как с ними работать. Но пока на предприятиях менеджмент не всегда знает, что есть такие решения, так что все еще наблюдается некомпетентность кадров.

Только сейчас появляется реальный интерес к робототехнике, люди начинают понимать, что роботы для производств — это не ужасные терминаторы из фильмов, а нормальная рабочая технология.

Алиса Конюховская, исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники
Роботы для заводов: кризис и возможности роста

Шесть драйверов развития

И все же эксперты оптимистично смотрят в будущее российской промышленной робототехники.

1. Конкуренция

Несмотря на сложности российские промышленные компании развиваются. Те немногие, что смогли подняться без длинных и дешевых денег, окрепли и теперь конкурируют между собой.

Сегодня, когда российские промышленные компании прошли первые этапы развития и появляется конкуренция, автоматизация становится необходимой для того, чтобы повысить производительность.

Возможно, пока средние промышленные компании не готовы покупать и устанавливать полностью автоматизированные линии, но созрели точечно замещать роботами низкоквалифицированных сотрудников, которые очень непроизводительны и сложны в управлении.

Дмитрий Симоненко, сооснователь Eiratech Robotics

Спрос на автоматизацию производств проявляют компании из пищевой отрасли и производители стройматериалов и металлургии. Мы также ведем разработки для российской электроники.

Андрей Спиридонов, основатель и генеральный директор Aripix Robotics

2. Санкции и импортозамещение

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно так сработали санкции введенные в 2014 году против России ответный ход — программа импортозамещения.

4% инсталляций роботов в России в 2018 году были совершены в пищевой промышленности. Это сейчас очень перспективная отрасль: из-за санкций в ней выросли продажи и появились деньги на автоматизацию.

Одновременно выросла и конкуренция, в результате производителям продуктов питания стало ясно, что выгоднее использовать роботов, а не людей, исключив большую нагрузку на HR, связанную с высокой текучкой низкоквалифицированных кадров.

Алиса Конюховская, исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники

3. Российские разработки

Несмотря на отставание в стране все еще есть интеллектуальный и инженерный потенциал. Некоторые отечественные разработчики успешно конкурируют с зарубежными производителями автоматизированных решений, вложивших значительные средства в R&D и стартовавших 50 лет назад.

Комбинация факторов и условий, которая сложилась в РФ, задает четкие параметры для разработки. Промышленный робот должен быть простым в эксплуатации и надежным, многозадачным и легко трансформируемым, он должен окупаться в течение 1–2 лет.

Такого робота отечественные производственные компании готовы покупать. А там где появляется спрос, там появляется и предложение.

Андрей Спиридонов, основатель и генеральный директор Aripix Robotics

4. Слабый интерес зарубежных производителей робототехники

Внешняя среда создает тепличные условия для развития отечественных разработчиков промышленной робототехники — у них есть возможность обкатать решения «дома» без конкуренции со стороны глобальных лидеров и набраться опыта и устойчивости в защищенных условиях.

Иностранным производителям роботов для локализации интересен рынок со сбытом 5000–6000 штук в год. Пока наш внутренний рынок мал и такого спроса у нас нет.

Алиса Конюховская, исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники

5. Выгоды автоматизации

Автоматизация производственных процессов может дать значительные выгоды отечественным производителям, и увидев, какие бенефиты от внедрения роботов получили те заводы, которые первыми внедрили труд машин, остальные предприятия отрасли тоже захотят добиться той же эффективности.

В случае успешного внедрения роботизированных систем промышленная компания может получить значительные выгоды: увеличить производительность и снизить себестоимость продукта, повысить гибкость, скорость и адекватность подстройки под рынок (колебания спроса), снизить негативное влияние «человеческого фактора», уменьшить остатки на складах и минимизировать риски их затоваривания, получить свободные оборотные средства.

Павел Беляков
, владелец и генеральный директор Храпуновского инструментального завода

6. Государственное финансирование

Несмотря на все сложности и риски возможности развития отечественной промышленной робототехники обеспечивает интерес государства к цифровой экономике.

Недавно государство начало выделять финансирование под Национальный проект «Цифровая экономика» — через Фонд развития промышленности (ФРП) можно получить заём на автоматизацию по программе «Цифровизация промышленности» (ставка 1–5%).

Алиса Конюховская, исполнительный директор Национальной Ассоциации участников рынка робототехники

Прогноз

При росте конкуренции потребность средних промышленных компаний в увеличении производительности будет расти, таким образом на внутреннем рынке будет расти спрос на автоматизацию и в случае появления предложения доступных по цене и надежных промышленных роботов в России будет довольно резкий рост внедрений.

Учитывая невероятно низкую базу — всего пять роботов на 10 тысяч рабочих, — темпы роста могут быть очень высокими — на 50–100% в год.

Высокий темп роста отечественного рынка промышленной робототехники будет обусловлен его большим потенциалом и ненасыщенностью.

11 показ
2.9K2.9K открытий
реклама
разместить