ИИ в HR-процессах российских компаний: какие риски и как внедрять?

«Технологии Доверия» совместно с Knomary провели второе ежегодное исследование опыта внедрения ИИ в HR среди российских компаний. Рассказываем, что удалось узнать.

ИИ в HR-процессах российских компаний: какие риски и как внедрять?

Исследование 2024: акцент на практике внедрения

Последние несколько лет сложно не заметить резкий рост популярности технологий на базе искусственного интеллекта: начиная с 2017 года тема ИИ в явном виде начинает появляться в технологических трендах Gartner, публичный релиз ChatGPT в 2022 г. запустил скачок доступности генеративных нейросетей, а развитие моделей с открытым исходным кодом прямо сейчас побуждает к экспериментам и созданию новых инструментов.

При этом ранее российский бизнес осторожно относился к внедрению ИИ в свои процессы, особенно в HR – непонятен эффект, подход к внедрению, ограничения безопасности. В прошлом году мы стали отмечать все больше успешных кейсов и поставили задачу рассказать о возможностях и примерах применения ИИ в HR в России. Нашими первыми интервьюируемыми стали компании Ростелеком, Авито, Северсталь, СБЕР.

С другой стороны, функция HR также претерпевает значительные изменения: возникают концепции цифрового корпоративного пространства, анализа пути сотрудника (Employee Journey Map, EJM), интенсивная бизнес-среда создает спрос на организацию системы внутреннего обучения.

В этом году ярких примеров на рынке стало еще больше, и мы сосредоточились на практике внедрения: опросили 95 российских компаний об их опыте применения искусственного интеллекта, провели интервью с ДОМ.РФ, Ростелеком и РЖД, выделили 7 шагов, которые нужно предпринять для успешной ИИ-трансформации.

Мы видим, что с каждым годом возможностей применения ИИ становится все больше, но как реализовать эти возможности на практике? Отвечаем на этот вопрос в статье.

ИИ в HR-процессах российских компаний: какие риски и как внедрять?

Зачем бизнесу применять ИИ в HR

Изначально необходимо определиться, зачем бизнес хочет применить искусственный интеллект в HR. Ключевых целей применения две: сокращение затрат (денег и времени) и улучшение пути сотрудника в компании. В первом случае речь идет об автоматизации процессов, в основе которых лежит определенный шаблон или паттерн (пусть и не всегда явный). Во втором случае мы говорим об Employee Journey Map и автоматическому предоставлению информации сотруднику и выполнении простых рутинных действий (формирование и верификация заявок, отчетов). В случае шаблонизированного процесса и персонализированного результата (контента) можно достичь обеих целей, быстро создавая недорогой и относительно уникальный контент, в т.ч. персонализированный для пользователей.

Внедрение инноваций может быть сопряжено с большими рисками и барьерами (об этом – ниже). Поэтому новой технологии гораздо легче преодолеть барьер недоверия, если можно быстро и недорого протестировать ее на наиболее понятном примере (например, изолированной части процесса).

Это во многом объясняет результаты ответа респондентов на вопрос «в каких областях HR вы применяете ИИ?» -- каждая четвертая компания указала обучение персонала и рекрутинг, каждая пятая – HR-сервисы. Обучение и рекрутинг позволяют использовать наиболее популярную механику ИИ – генерацию контента (программы обучения, тренинги, описания вакансий), а для экспериментов можно использовать бесплатные (или недорогие) пользовательские сервисы без покупки дополнительных лицензий. Популярность HR-сервисов на базе ИИ объясняется постепенным развитием готовых решений (как в форме отдельных приложений, так и встраиваемых чат-ботов), позволяющих точечно внедрять ИИ, не проводя масштабную подготовку процессов и сотрудников.

Семь препятствий для внедрения ИИ в HR

Допустим, вы выбрали HR-процесс и хотите автоматизировать его рутинную и трудоемкую часть. Можно ли сразу продумывать план внедрения и выбирать решение? Не совсем. При внедрении ИИ необходимо учесть ряд особенностей, которые без должной проработки могут превратиться в барьеры внедрения и создать риски для компании:

  1. Риски информационной безопасности. Утечка корпоративных данных (особенно кадровых данных) может нанести значительный ущерб бизнесу. Доверять эти данные ИИ – значит создавать дополнительные риски.

  2. Отсутствие компетенций. HR-специалисты могут не обладать достаточными навыками и знаниями в сфере ИИ и работы с данными.

  3. Недостаточный объем и качество данных. Инфраструктура данных в компании может находиться на низком уровне – множество несвязанных информационных систем, отсутствие валидации данных, несистемный подход к сбору и обработке.

  4. Отсутствие готового решения. На рынке ИИ-решений в HR не представлено готовых продуктов для решения поставленной задачи.

  5. Высокая стоимость решений. Стоимость реализации проекта слишком высока, и в бюджете не заложено таких трат.

  6. Зависимость от поставщика. Вендор предлагает реализовать проект под ключ на базе своей инфраструктуры и собственных разработок. Это удобно, но поставит бизнес в зависимость от единственного поставщика.

  7. Скептическое отношение руководства. Команда HR понимает необходимость внедрения ИИ и видит потенциал, но руководство не хочет согласовывать и выделять бюджет на долгий и дорогой проект с неизвестным эффектом.

Выглядит страшновато. В этот момент важно вспомнить, что сейчас внедрение ИИ – это инновация, а любая инновация предполагает риск, сложности и препятствия в обмен на значительную выгоду для бизнеса. При этом каждый из рисков имеет минимум несколько способов преодоления. Например, чтобы устранить нехватку компетенций, вы можете организовать специализированное обучение сотрудников, привлечь партнеров-экспертов или нанять в штат опытную внешнюю команду.

С рисками понятно, их можно проработать. А как внедрять ИИ в HR?

Итак, вы учли и проработали основные риски и решили внедрить ИИ в процессы управления персоналом. С чего следует начать? Почему бы просто не найти на рынке продукт или вендора и не заказать внедрение цифрового рекрутера или ИИ-помощника для персонала? Ответ зависит от глубины изменений.

В случае точечных преобразований (например, цифровой ассистент для сотрудников или ИИ-скрининг резюме) в замкнутом бизнес-процессе можно ограничиться простым общим планом.

Более сложные мероприятия, например системное и сквозное внедрение ИИ во всей HR-функции, преобразование процесса сбора и анализа кадровых данных, значительная автоматизация найма и онбординга, требуют более тщательной проработки. В противном случае бизнес рискует оказаться в ситуации, когда операционная модель сводит эффект внедрения ИИ к нулю, инициативы по внедрению конфликтуют между собой или дублируют функционал, а сотрудники игнорируют или сопротивляются изменениям. Хорошая структура и план проекта вскроют противоречия и проблемы на раннем этапе и дадут вам возможность скорректировать подход вместо траты денег и времени на исправление ошибок. Мы выделили семь основных блоков вопросов, которые нужно учесть при трансформации процессов HR (и не только) с помощью ИИ.

  1. Стратегия. Как периметр внедрения ИИ в процессы укладывается в общую стратегию бизнеса? Если стратегия пересматривается, следует ли подождать с внедрением проекта?

  2. Операционная модель. Потребует ли внедрение ИИ пересмотра операционной модели? Какие роли и процессы будут затронуты? Необходимо ли планировать перераспределение ресурсов? Возникнут ли новые роли?

  3. Инфраструктура и данные. Готовы ли наша инфраструктура и процессы управления данными к внедрению ИИ или им требуется доработка? Хватит ли нам текущих вычислительных мощностей или потребуются инвестиции?

  4. Команда. Достаточно ли в компании сотрудников, умеющих и готовых работать с ИИ? Требуется ли дополнительное обучение? Потребуется ли набор новых сотрудников?

  5. Безопасность и этика. Насколько внедрение ИИ соответствует корпоративным политикам по этике и безопасности? Могут ли требования корпоративной безопасности ограничить эффективность работы с ИИ? Каким образом можно удовлетворить корпоративные политики и требования при работе с ИИ без ухудшения результата?

  6. Внедрение. Кто отвечает за внедрение ИИ? Насколько гибок план реализации проекта? Запланирован ли пилотный проект? Определены ли критерии оценки успешности внедрения проекта? Каким образом будет происходит доработка и корректировка ИИ-продукта?

  7. Инновации и развитие. Можно ли использовать проект в качестве отправной точки развития культуры инноваций в компании? Предусмотрены ли каналы обмена опытом, идеями и компетенциями?

Это лишь часть вопросов, которые могут возникнуть в ходе реализации подобных проектов. Для удобства мы создали чек-лист с основными шагами по каждому блоку, но вы можете дополнить его на основе своего опыта и контекста вашего бизнеса. Чем больше вопросов и пунктов вы сформулируете, тем меньше неожиданностей вас ждет на пути внедрения.

Самостоятельно реализовывать инновационный проект может быть сложно: сотрудники заняты операционной деятельностью, проект требует отдельной команды, а стейкхолдерам тяжело договориться. Мы уже много лет помогаем клиентам решать эти проблемы – организовываем проектный офис, помогаем учесть интересы разных представителей бизнеса, а наш опыт в ИТ и организационных изменениях способствует реализации даже самых сложных проектов.

Авторы статьи

Екатерина Баталина
Директор практики по управлению персоналом, организационным дизайном и изменениями ТеДо
Алексей Ляпин
Менеджер практики по управлению персоналом, организационным дизайном и изменениями ТеДо
11
Начать дискуссию