Как запустить и продвигать свой бизнес в кризис: чек-лист
Знаем, что среди вас точно есть те, кто уже давно планировал начать свое дело, запустить какой-то проект, уйти с найма. У кого-то уже есть конкретная идея, продуманная бизнес-модель и способы получения дохода, кто-то еще на этапе “хочу бизнес, но не знаю какой”. В сегодняшней статье рассмотрим, какой нужен набор продуктов для бизнеса, какие есть этапы запуска и продвижения и к чему вообще стоит готовиться.
Этап 1. Исследуйте рынок и определитесь с нишей
В бизнесе без анализа никак. Он позволяет понять, правильно ли вы мыслите и будет ли реальный спрос на ваш продукт или продукты. А если неправильно, то в какую сторону следует смотреть и как улучшить идею.
Этот этап не занимает много времени и состоит из таких задач:
- посмотреть ключевые запросы в Google Trends за последние 3-12 месяцев;
- посмотреть ключевые запросы в Яндекс Вордстат за последние 3-12 месяцев;
- посмотреть ключевые запросы в Серпстат за последние 3-12 месяцев;
- выбрать 2-5 идей, которые вам потенциально нравятся или которые максимально близки к вашей идее;
- проанализировать каждую идею с помощью SWOT-анализа;
- выбрать 1 идею.
Этап 2. Определитесь с набором продуктов для бизнеса
Допустим, идею для бизнеса вы выбрали. Теперь нужно определиться с конкретным продуктом или небольшим ассортиментным рядом. Чтобы сделать это качественно, нужно:
- проанализировать конкурентов на рынке;
- проанализировать ЦА конкурентов, их УТП;
- определить объем ниши;
- определиться — нужно самому искать производство, запускать его или пока что можно заняться перепродажей товаров.
Этап важный, но в нем нет большого количества задач. Все построено на анализе, сопоставлении разной информации.
Этап 3. Пропишите стратегию
Имеется в виду стратегия запуска и развития бизнеса. Чтобы вы не только понимали, что будете делать ближайшие 2 недели, но и что нужно решить в ближайшие 6 месяцев, если все пойдет хорошо.
Стратегия поможет расставить все точки над и, определиться конкретно со всеми аспектами своего дела — поставками, оплатой, ведением соцсетей, другими способами продвижения, персоналом, продуктами.
В общем, задачи на стратегии выглядят так:
- продумать конкретную концепцию бизнеса;
- продумать УТП;
- определиться с ЦА (прописать четкий, подробный портрет);
- найти поставщиков продукции/поискать производство;
- оформиться как ИП или ООО (придумать название);
- составить и подписать договора с теми, с кем планируете сотрудничать;
- определиться с персоналом (при каком условии будете искать людей, кого в первую очередь, с какими требованиями, кто потенциально будет нужен в ближайшие полгода);
- определиться с фирменным стилем (логотипом, фирменными цветами и фишками);
- посчитать фиксированные траты в месяц;
- рассчитать точку безубыточности (какой нужен доход, чтобы выходить в ноль);
- рассчитать средний чек;
- рассчитать реальный срок окупаемости и начала получения дохода, прибыли;
- составить приблизительный план продаж;
- продумать маркетинговые активности, другое.
В итоге у вас должен быть приблизительный план действий на пару месяцев, который легко адаптировать под условия, что будут возникать.
Этап 4. Подсчитайте, какая сумма денег для старта нужна
Эта цифра у вас появится после предыдущего этапа, возможно, очень размытая. Учитывайте сумму на хотя бы 3 месяца, чтобы хватило на раскачку. Не забывайте, что где-то пару месяцев вы, скорее всего, будете работать в минус, в лучшем случае — в ноль. На это время вам все равно нужны деньги — для закупки набора продуктов для бизнеса, оплаты услуг специалистов, закупки материалов для упаковки, рекламы и т.д. Добавьте все фиксированные траты, приблизительно рассчитайте переменчивые, умножьте на 3-6 месяцев. Доход пока не учитывайте.
Если эта сумма у вас есть, переходите к следующим этапам. Если нет, подумайте, где ее взять. Можно заработать на работе, фрилансе, взять кредит, одолжить у кого-то, найти инвестора, запустить краудфандинговую кампанию.
Этап 5. Создайте сайт
Выделили этот этап отдельно, так как он достаточно трудоемкий и может занять от 2 до 14 дней. Вот что нужно для создания сайта:
- выбрать конструктор сайтов;
- выбрать хостинг (если его не предлагает конструктор);
- оплатить хостинг и конструктор (или только конструктор);
- выбрать платформу для покупки доменного имени;
- заполнить все данные и подать запрос на покупку домена;
- оплатить домен;
- разобраться с работой конструктора, админкой;
- составить прототип сайта, продумать путь клиента;
- выбрать набор продуктов для бизнеса, то есть шаблон готового сайта (так быстрее, чем создавать с нуля, плюс готовый, стильный дизайн);
- создать визуальный контент (обработать фото от поставщика, самому все пофотографировать);
- создать текстовый контент (описания для товарных карточек, тексты на главные страницы);
- продумать призывы к действию (где они будут, какими);
- разместить на сайте весь контент;
- подключить онлайн кассу;
- подключить свою рабочую почту;
- подключить все формы для сбора контактов;
- протестировать, как работает сайт;
- исправить ошибки (если нужно).
Не пугайтесь, что пунктов так много. Мы попытались расписать все максимально подробно, чтобы был понятен объем работы и важные моменты.
Если подготовку сайта закончили, переходите к следующему блоку задач.
Этап 6. Запускайте бизнес
Конечно, переходить к этому этапу стоит, если у вас уже есть нужная сумма денег. Без них лучше не начинать, так как платить, хотя бы по мелочи, за что-то все равно придется.
Когда вы убедились, что по части финансов все в порядке, переходите к действиям:
- создать новый почтовый ящик под свой проект (отличный формат — имя@сайт, имя+фамилия@название компании) и сделать нормальную подпись в конце писем;
- подключить почту к сайту (если вы еще этого не сделали);
- составить скрипты для отдела продаж;
- составить скрипты для отдела заботы;
- заказать и получить первую партию товаров (если вы не сделали этого на этапе создания сайта);
- закупить коробки и другие упаковочные материалы;
- заказать что-то для упаковки в типографии (бирки, визитки, стикеры).
Этап 7. Начните продвигать свой проект (набор продуктов для бизнеса)
Что имеется в виду под продвижением? Чаще всего — подготовка и запуск соцсетей. Да-да, на начальном этапе без них вполне можно обойтись и все равно иметь отличные продажи.
В целом, план подготовки соцсетей к запуску для Фейсбук, Инстаграм, Телеграм и других платформ плюс-минус одинаковый, поэтому составим общий. Но вы по этому чек-листу обязательно отдельно проверьте каждую соцсеть, которую планируете задействовать в наборе для продвижения бизнеса.
Набор продуктов для бизнеса и список важных дел для запуска:
- зарегистрировать аккаунт в соцсети;
- написать шапку профиля;
- прописать контент-стратегию;
- продумать визуал;
- продумать стиль текстов, их длину;
- продумать периодичность постинга (учитывая свою загрузку или загрузку сотрудников);
- продумать рубрики и контент для сторис;
- подготовить раскладку хотя бы на 9 постов;
- подготовить посты хотя бы на 9 постов;
- добавить информацию в хайлайтс;
- оформить хайлайтс;
- рассортировать сторис в хайлайтс по папкам;
- составить скрипты для приема и обработки заказов через соцсети;
- начать постинг.
Отдельный чек-лист используем, чтобы описать, как запустить рекламу:
- определиться с целями рекламной кампании (получить трафик, продать старым клиентам, продать новым клиентами, другое);
- определиться с бюджетом;
- определиться с продуктами, которые нужно рекламировать;
- прописать креативный, рекламный текст (если это будет видео — прописать сценарий);
- создать визуал;
- соединить все контентные части в одно рекламное послание нормального формата;
- создать бизнес-страницу в ФБ;
- разобраться, как работать с таргетированной рекламой;
- настроить все для старта рекламной кампании;
- загрузить набор продуктов для бизнеса (все ваши макеты);
- оплатить рекламу;
- запустить кампанию;
- проанализировать результаты;
- определиться с ошибками или успешными критериями, которые привели к определенному результату;
- подумать над следующими рекламными кампаниями.
Постепенно можно подключать контекстную рекламу, заняться SEO, email-маркетингом, работой с блогерами, воспользоваться шаблонами для социальных сетей и т.д.