Как оплачивать работу фрилансеров, чтобы банк не задавал вопросы
Отвечаем на еще один вопрос бизнеса, связанный с законом 115 ФЗ: «Я читал, что если работать с физлицами, то банк может начать проверку в рамках 115-ФЗ. Расскажите, что вызывает вопросы? Есть ли способ избежать запроса от банка по этой теме?»
Платите по документам и лучше через банк
Для работы с физлицами есть несколько советов. Если им следовать, скорее всего, у банка не будет вопросов и потребности в проверке.
Оформляйте документы на сотрудничество с исполнителями. Что именно понадобится, зависит от задач исполнителя и его статуса.
Вы можете платить исполнителям со статусом:
- Самозанятый.
- ИП.
- Физлицо без статуса ИП или самозанятого.
Неважно, что за статус у исполнителя, — компании все равно придется заниматься документами и, возможно, платить в бюджет. Чтобы понять, какой из вариантов более удобный для вас, лучше посоветоваться с бухгалтером. На всякий случай показываем таблицу с основными критериями.
Если работаете с самозанятым, убедитесь, что он вправе использовать этот режим. Для этого нужно получить от исполнителя справку о постановке на учет в качестве самозанятого.
Если работаете с физлицом без статуса ИП или самозанятого, платите НДФЛ и взносы — это примерно 40% от суммы платежа. Сумма может быть меньше, если в сфере работы бизнеса есть льготы.
Если у вас есть счет в другом банке и вы платите исполнителям с этого счета, расскажите об этом второму банку. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса загружают выписки с переводами и уплатой денег в бюджет в личный кабинет.
При переводах подробно описывайте назначение платежа. Кажется, достаточно заполнить реквизиты платежки и перевести деньги — и банк поймет, что это за платеж. Это не так. А если банк не понимает, за что компания платит, у него появляются вопросы.
Что должно быть в назначении:
- Номер и дата договора.
- Название услуги или продукта.
- Включен НДС или нет. Если да, то сколько.
Оплачивайте работу через банк. Есть компании, которые выплачивают гонорар наличными. Но если бизнес много и часто снимает деньги, у банка появятся вопросы и он будет разбираться в ситуации. Поэтому лучше платить через банк.
Для безналичной оплаты есть сервисы, которые экономят время и бюджет компании. Например, в Тинькофф Бизнесе он так и называется — сервис для массовых выплат.
С его помощью вы можете автоматически отправлять деньги физлицам на карты. Переводим на карты любых российских банков. Платежные системы — Visa, Mastercard, «Мир».
Если у вас есть счет в Тинькофф Бизнесе и вы не используете сервис для массовых выплат, расскажите о выплатах в «Репутации». Мы прочитаем описание, лучше поймем вашу бизнес-модель и будем задавать меньше вопросов.
Источники: основание для назначения платежа от Центробанка — положение № 383-П и рекомендации для бизнеса, ст. 8
Относительно самозанятых вы указываете, что требуются только договор и чек. При работе с юридическими лицами во многих случаях это не так, бухгалтерии фирм запрашивают все документы: договор, акт выполненных работ, счет, чек, справка о начале применения НПД. Многие просят коммерческое предложение перед заключением договора, чтобы вообще понимать о чем идет речь. Может быть, если договор гражданско-правового характера подменяет трудовой договор, либо это какие-то типовые услуги, то оно проще (доставка, перевозка). Но если услуга сложная и оказывается с учетом специфических требований заказчика, то документов больше. У меня чуть менее чем за год применения налогового режима НПД 27 договоров с юридическими лицами и ИП. Все так или иначе связаны с разработкой сайтов и их текстовым наполнением. Среди них 2 частные клиники и 3 НКО. Все просят максимально детально описать, что я делаю, сколько времени потратил на каждое действие, указать цену. Было несколько просьб обосновать цену в коммерческом предложении. Может быть мне не везет, я попадаю исключительно на каких-то бюрократов, но во всех случаях я составлял акты и выставлял счета. В 19 случаях я сам составлял проект договора (за образец пришлось заплатить юристам), потому что заказчики или не слышали о федеральном законе 422 ФЗ, или слышали о нем что-то мельком в СМИ, не имеют типового договора с самозанятым, считают предоставление только чека явно недостаточным, тк такой документ не содержит множества деталей, которые юристы и бухгалтеры компании-заказчика хотели бы видеть.
Опять же все боятся штрафов и проверок. И всем хочется иметь железные доказательства, что они платили за реально оказанные услуги, а не занимались обналичкой. Правда и при полном комплекте документов вопросы с банками и налоговой решаются очень быстро, никто никого не в чем не подозревает. Даже думал пост написать тут на vc или вам в Тинькофф Журнал о своих мытарствах, но пока не созрел.
Комментарий недоступен
По ГК РФ достаточно устного, да.
Комментарий недоступен
Но это не противоречит сути договорных отношений. В некоторых частностях есть защита и по таким договорам.
Без договора не собираюсь. Без договора с юридическим лицом вообще не получится. Тут главный момент - акт и счет, которые не предусмотрены 422 ФЗ. Типа достаточно чека. Чека на практике недостаточно почти никогда. Но с другой стороны - это деньги, которые мне платят. Ради них можно написать побольше документов, чтобы душа у заказчика была спокойна. И с партнерами лучше соглашаться по не принципиальным моментам.