«Извини, но всё уже ушло в суд»
Истории индивидуальных предпринимателей, которые получали штрафы.
Материал подготовлен при поддержке «Тинькофф банка»
В России около 3,3 млн индивидуальных предпринимателей. В 2017 году был оштрафован 33 391 предприниматель, говорит руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Олеся Сапа со ссылкой на данные ФНС.
Индивидуальные предприниматели, которые получали штрафы, рассказывают о своём опыте, а эксперт по налогообложению Антон Дыбов советует, как поступать в аналогичных ситуациях.
Первая история — о штрафах при работе с App Store
Дмитрий Тарасов
Я занимаюсь развитием приложения — менеджера целей и задач «Хаос-Контроль». Свой первый штраф 200 тысяч рублей я получил из-за незнания валютного законодательства.
Будучи разработчиком мобильных приложений, я ежемесячно получаю выплаты от Apple за продажи приложений через App Store на ИП-шный счёт в российском банке.
В 2016 году по контрактам общей суммой $50 тысяч нужно было заключать паспорт сделки — документ, который свидетельствует о валютной операции между резидентом и нерезидентом страны. С 1 марта 2018 года паспорт отменили, но тогда процесс получения платежа в том виде, как задумано нашими законодателями, выглядел следующим образом:
- Накануне получения платежа клиент должен отправить в банк справку о подтверждающих документах вместе с самими подтверждающими документами. В случае с Apple подтверждающим документом является инвойс, который готовится специально для валютного контроля.
- Банк принимает справку о подтверждающих документах и сами документы. В течение трех рабочих дней присылает ответ, что всё в порядке.
- После поступления платежа на транзитный валютный счет, в банк отправляется справка о валютных операциях, в которой находится ссылка на паспорт сделки.
- Банк проверяет справку о валютных операциях, и если их всё устраивает, деньги переводятся с транзитного на «нормальный» валютный расчётный счёт.
Проблема этой процедуры в том, что для оформления справки о подтверждающих документах, получатель платежа должен знать точную дату и сумму, которую получит. Обычно я не заморачивался и просто отправлял справку о подтверждающих документах (СПД) и инвойс уже по факту получения платежа.
Всё это обычно занимало до недели, но однажды возникла ситуация, когда деньги нужно было получить срочно, а ждать неделю не было возможности. Поэтому я решил оформить СПД и отправить её в валютный контроль до получения платежа, чтобы потом просто отправить справку о валютных операциях и получить деньги на счёт в течение суток.
Дальше всё происходило по следующему сценарию:
- Я захожу в iTunes Connect и вижу, что Apple запланировала платеж на определенное число и указала сумму, которую планирует отправить.
- Я оформляю СПД, указывая эти дату и сумму. Отправляю СПД в банк, её принимают.
- В указанную дату приходит платёж от Apple, но он незначительно отличается от того, что было указано ранее в iTunes Connect (видимо, из-за колебания курсов валют). Из-за этого получается, что ранее подготовленная и отправленная мной СПД недействительна, и её нужно переделывать.
- Я делаю новую СПД с правильной суммой и снова отправляю её в банк. Банк её принимает.
- Отправляю справку о валютных операциях и, наконец, получаю платёж.
Оказывается, что на четвёртом шаге я нарушил валютное законодательство, отправив вторую СПД. Получилось так, что первая СПД (с неверной суммой) была принята банком и осталась в ведомости валютного контроля, но по ней не был получен платёж (поскольку он был получен по второй справке). За это нарушение накладывается штраф в размере от 75% до 100% от неполученной суммы.
На объяснения с налоговой ушло две недели, несколько походов к ним и масса нервов. При этом, кстати, в ФНС даже пытались помочь, и советовали как можно избежать штрафа. С учётом того, что расходы на борьбу были бы близки к сумме штрафа безо всяких гарантий, я решил не тратить время и просто заплатить штраф в 200 тысяч рублей — 75% от суммы неполученной валютной выручки.
Эта история привела меня к любопытным выводам и наблюдениям. Да, российские законы и система контроля выстроена таким образом, что законодательство не нарушает только тот, кто ничего не делает. Со штрафами рано или поздно сталкиваются вообще все, включая гигантов.
Можно сколько угодно жаловаться на законы и перебираться в другие юрисдикции, но если бизнес неустойчив, то он будет неустойчив в любой стране. Поэтому, можно сказать, российские законы и налоговая выполняют функцию санитаров леса, прибивая на корню те бизнесы, которые всё равно не выживут.
Поэтому мораль всей истории не в том, что законы плохие, а в том, что бизнес нужно развивать так, чтобы штрафы и интерес налоговой был для него рядовым вопросом, никак не влияющим на функционирование компании.
Вторая история — о легкомыслии и неправильной отчётности
Михаил Казаков
В 2013 году я консультировал компании и отчётность моего ИП вёл внешний бухгалтер. К сожалению, я настолько легкомысленно к этому отнёсся, что не погружался в процесс и ничего не проверял.
Оказалось, что отчётность велась и сдавалась с ошибками. Когда я закрывал ИП в 2015 году, тоже ничего не проверил, и это была моя вторая ошибка. В конце 2016 года ко мне пришли с судебным иском и претензиями.
Первая претензия в декабре 2016 года была от ФНС о несвоевременной подаче отчётности. Из-за этого в ПФР решили, что я ничего не заплатил. Это было не так, у меня были чеки на руках. Недоимку вместе с пени мне насчитали 133,1 тысячи рублей.
Я поехал в ПФР, показал им все квитанции, объяснил, что у меня со всем порядок, но была проблема с документами в налоговой, сейчас я всё исправлю и всё будет хорошо. Они говорят: «Извини, но всё уже ушло в суд». Пришлось ехать со всеми бумагами и чеками в ФНС, ещё раз объяснять ситуацию.
После этого нужно было уладить бюрократию. Через друзей нашёл хорошего бухгалтера, которая за пару дней помогла во всём разобраться и подготовить документы. В итоге я всё подал, прошёл по нужным инстанциям, и никаких штрафов платить не пришлось.
Мне выдали уведомление о том, что за 2014 и 2015 годы я всё подал, и вопросов ко мне у налоговой нет. В ПФР тоже всё приняли, и я поехал в суд, где мне выдали определение о прекращении производства по делу. Это заняло два рабочих дня.
Третья история — о письмах и «Почте России»
Ирина Лобушкина
Налоговая проверяла другого ИП, с которым у нас был договор купли-продажи помещения. Письмом «Почты России» нам направили запрос, в котором уточняли: точно ли у нашего ИП были с этим ИП «отношения». Письмо, к сожалению, до нас не дошло. Из налоговой мне позвонили, когда все сроки предоставления информации вышли. Меня пригласили к ним для уточнения информации и получения штрафа на пять тысяч рублей.
Кроме письма, никаких попыток связаться не было. Хотя все телефоны для связи со мной у налоговой есть. Просто по итогу позвонили и поставили перед фактом, что выписали штраф — пришлось заплатить.
Пыталась объяснить, что не получала никаких писем, но они сказали, что это не их проблема, и чтобы мы шли разбираться на почту.
Четвёртая история — о путанице в реквизитах
Ольга Будник
Я оказываю услуги в области рекламы и связей с общественностью. Мои пени были вполне стандартными — за неуплату налогов. При этом все налоги были уплачены в полном объеме.
Происходило это так. Весь 2016 и 2017 год у меня был бухгалтер, которая отправляла платежи в бюджет с путаницей в реквизитах — в первую очередь КБК (код бюджетной классификации). По этому показателю налоговая распределяет платежи между налогами.
Если КБК указан неверно, деньги доходят до налоговой, но зачисляются в счёт уплаты другого налога, и плательщик оказывается должником. Когда налоговая видит долг по каким-то из обязательств, она блокирует расчетные счета и списывает нужные ей суммы. Так и получилось.
Летом 2017 года я начала разбираться с этими вопросами, но все ещё опиралась на бухгалтера. Была уверена, что это «полицейское государство» душит малый бизнес.
В начале 2018 года наконец решила разобраться в вопросе досконально, привлекла друзей-предпринимателей, пообщалась с дружелюбными представителями налоговой. И поняла, что у меня проблема не с налоговой, а с бухгалтером. Теперь разбираюсь с накопившимися долгами и переплатами и параллельно сама освоила базовые основы бухучета. Так спокойнее.
За год с небольшим с того момента, как мы начали разбираться, налоговая успела вернуть мне чуть больше ста тысяч рублей. И мы еще в процессе. Сейчас сумма переплат превышает полмиллиона, включая пени. Это точно налог на глупость.
Что ещё нужно знать о «Тинькофф Бизнесе»
- Расчётный счёт открываем за день.
- Начисляем до 6% годовых на остаток по счёту.
- Длинный платёжный день с 01:00 до 20:00, а на счета в «Тинькофф» — круглосуточно.
- Персональный менеджер, который поможет заполнить декларации и документы для валютного контроля.
- Первые три месяца обслуживания бесплатно.
"Можно сколько угодно жаловаться на законы и перебираться в другие юрисдикции, но если бизнес неустойчив, то он будет неустойчив в любой стране. Поэтому, можно сказать, российские законы и налоговая выполняют функцию санитаров леса, прибивая на корню те бизнесы, которые всё равно не выживут. Поэтому мораль всей истории не в том, что законы плохие, а в том, что бизнес нужно развивать так, чтобы штрафы и интерес налоговой был для него рядовым вопросом, никак не влияющим на функционирование компании."
Очень сомнительная мораль с которой тяжело согласиться.
Да, у нас бесполезные законы, которые ни от чего не защищают и люди теряют кучу денег — ну и что?
Терпеть не могу, когда народ снимает штанишки и позволяет себя выпороть, да еще и причмокивает, и спасибо говорит.
Санитары, бл@#ь. Прибить бы их самих за тупость. С государством бесполезно бороться, но и оправдывать его нельзя. Были бы помогающие, а не карающие законы, с идущими на встречу чинушами, - глядишь какой бы только бизнес не процветал. Жизнь это такая странная штука, в которой из невероятной чуши может вырасти целая индустрия. Как киберспорт, например.
он прав лишь в том, что это нужно учитывать на этапе создания. Речь не о том, как нужно давать - в штанишках или без, речь о том, что бизнес создается не для сопротивления власти и должен прикинуть на этапе до, что он будет делать со всей этой мутью
Комментарий недоступен
Я немного дополнил список в конце статьи - думаю, так будет честнее.
"Но за 15% договоримся"
Интересно что ответят по этому пункту с Тинькоффффффууууу. А то антиреклама получается
До сих пор не могу придумать ни одной причины, почему штрафы, связанные с валютными операциями, настолько огромные. Ну не подал вовремя документы/накосячил - возложите 10 тыр штрафа и заблокируйте сумму до предоставления. Чёрта ли от 75 до 100% штрафа при этом?
Антон Дыбов, вы похоже совсем не в теме. ФНС обнаруживает долг, высылает почтой РФ уведомление (как в случае с Ириной). Даже если налогоплательщик получит это письмо, срок будет уже скорее всего просрочен, т.к. почта даже в пределах одного города за 6 дней не справляется. В итоге со счета Ольги были автоматом списаны суммы в уплату налогов. Вот и получилось, в первый раз она оплатила, правда на неверные реквизиты, второй раз с нее списали автоматом. Ни одного шанса не платить второй раз у Ольги не было. Даже если ваш банк чудесный-расчудесный.
Но самый угар, если налогоплательщик чудом узнал, что есть требование по налогам и сроки еще не просрочены. Налогоплательщик срочно оплачивает, а налоговая все равно списывает сумму налогов вторично. А все потому, что информация о платеже тоже не моментально доходит до ФНС, неделя вполне может пройти, прежде чем данные появятся.
Спасибо, что заметили ошибку. Поправили 👌
+1 тоже получил письмо о долге после закрытия ИП через год после того как прошёл суд и штрафы назначили. За год ещё пени накапали.
Комментарий удален модератором
Тиньков изо всех сил пытается поправить испорченную репутацию среди сообщества vc. Могу дать дельный совет бесплатно - не распускать здесь хвост, какие вы офигенные, а в том посте, где рассказ как вы на ровном месте отжали деньги, урегулировать ситуацию и отписаться.
Интересный и полезный для предпринимателей материал из серии "Как не совершать ошибки на ровном месте"
С валютным контролем в «Точке» хорошо — всегда подскажут и расскажут.
И вообще не знаю, что там с Тиньковым, но, ребята, какая офигенная разн ца между работой с банковским счётом ООО, открытом в 2009-м году в банке «Кремлёвский» (по рекомендации бухгалтера-аутсорсера) с десктопным приложением и решением любых вопросов по телефону или лично в отделении и работой со счётом в «Точке» через браузер с чатиком и прочими няшками.
Надеюсь, я из не перехвалю и у меря и дальше всё будет хорошо. :)