Как проходит адаптация новых сотрудников в Тинькофф

Мы создали карту адаптации, чат поддержки, а к общению с новичками подключаем специальную команду, которая помогает выявлять проблемы еще на старте.

Выход на работу в новую компанию — сильный стресс. Чтобы помогать новичкам влиться в процессы, в «Тинькофф» разработали алгоритм, который сделал период адаптации бесшовным для сотрудника и в два раза сократил время, которое уходило на технические вопросы в первый день. В этой статье расскажем, как работают партнеры по адаптации и какой путь проходят новички в компании.

Почему это важно

В 2020 году мы перешли на гибридный формат в связи с ковидными ограничениями, стали работать удаленно. При этом компания продолжала расти, набирать сотрудников, нужно было придумать, как сделать их выход на работу максимально комфортным.

Качественная адаптация помогает новичками разобраться с процессами, понять, как все устроено в компании, дает ощущение поддержки и сопровождения. Без профессионального онбординга некоторые сотрудники могут почувствовать себя оставленными, копится общее напряжение, которое может вылиться в выгорание, хроническую усталость или уход из компании.

Кто помогает новому сотруднику влиться

Партнеры по адаптации работают с сотрудниками головного офиса компании, их задача — сделать так, чтобы к концу онбординга у новичка не оставалось вопросов о компании и процессах.

Для новых сотрудников операционных подразделений процесс адаптации выстроен иначе и проходит быстрее, о нем мы расскажем в другой раз.

Партнеры по адаптации выступают коммуникационным мостиком между сотрудником, руководителем и командой. Они не только рассказывают о корпоративных правилах, традициях и лайфхаках, как быстрее влиться в команду, проверяют, есть ли все доступы, необходимое оборудование, и решают другие организационные моменты, но и помогают выявить проблемы дискоммуникации еще на старте. Например, если возникают затруднения в работе с командой, партнеры по адаптации организовывают встречу с новым сотрудником, командой и руководителем, где обсуждают ожидания всех сторон и стараются найти пути решения проблем.

«Сейчас новичок может иметь с нами минимум соприкосновений и особо не замечать нашей работы. Но если он понимает, в какую компанию пришел, в чем ее особенности, какие бенефиты ему доступны и как получить доступ к ним, а в первый рабочий день у него есть техника и велком-пак — процесс трудоустройства прошел успешно. Мы также работаем и с самими командами, помогаем им выстроить процесс локального онбординга. Ведь если команда быстро растет, то старшим сотрудникам без выстроенной схемы придется тратить много времени на погружение каждого из новичков в рабочие процессы», — говорит партнер по адаптации Алина Кумакшина.

На страничке новичка собраны инструменты, которые помогают быстрее влиться в процесс, а еще есть видеоприветствие от CEO

Процесс адаптации: какие этапы проходит новичок

Для сотрудников, которые работают из офиса, партнеры по адаптации проводят экскурсию, рассказывают историю компании, а также о ДНК Тинькофф. Например, объясняют, что все общаются на «ты», или рассказывают о культуре обратной связи, принципах Test&Learn — это значит, что в компании не боятся пробовать новое, ошибаться и учиться на ошибках, а успешные кейсы — масштабировать.

Для сотрудников на удаленке тоже есть процесс адаптации: партнер связывается с ребятами в срок, когда им должны привезти технику, и рассказывает о себе, чем может помочь и проводит велком-презентацию.

У нас есть карта адаптации, различные онбординги для разработчиков, продактов и продаж, велком-рассылка, полезные ссылки на внутренние ресурсы, чек-листы.

Так выглядит карта адаптации нового сотрудника Тинькофф. Вся информация разбита на модули, с их помощью легче находить нужную информацию
Пространство сотрудника на внутреннем портале, где можно заказать справку, например 2НДФЛ, забронировать места в офисе или запланировать ревью с руководителем
Категории сервисов на корпоративном портале позволяют сотруднику исследовать и искать информацию самостоятельно

На корпоративном портале MyTinkoff есть чат поддержки для сотрудников, куда новичок может обратиться по кадровым, организационным и техническим вопросам. Можно узнать про ДМС, спортивный зал, обеды в кафе, корпоративное обучение, психологическую и юридическую поддержку сотрудников, наши внутренние мероприятия и эфиры с руководством компании, а еще о том, когда день зарплаты, и о многом другом.

Так выглядит чат поддержки, где можно задать любой вопрос

Примерно 90% вопросов закрываются автоматически с помощью чата поддержки. Это позволило нам в два раза сократить время, которое новичок тратит в первый день на операционные процессы: сейчас мы укладываемся в два часа, раньше это могло занять полдня с учетом настройки техники.

Конечно, остается еще 10% вопросов, которые невозможно решить с помощью алгоритмов и чата. Их решают партнеры по адаптации в индивидуальном порядке: беседуют с новичками, выясняют, где появились трудности, и стараются их разрешить.

Например, один из сотрудников из небольшой ИТ-компании с опытом в сфере около трех лет присоединился к Тинькофф. Сначала все шло хорошо: он с легкостью подружился с командой и руководителем, взял несколько задач в работу, в свободное время изучал общие материалы. В какой-то момент уровень самостоятельности стал выше, сотрудник взял в работу еще несколько проектов. На середине испытательного срока выяснилось, что их реализация не совпала с ожиданиями руководителя. Сотрудник брал большие проекты, вел их прилежно, но старался не отвлекать руководителя, чтобы не создавать о себе впечатление несамостоятельного человека. Руководитель же видел, что сотрудник компетентен, самостоятелен, старался не дергать его и не пугать микроменеджментом.

На одной из встреч совершенно случайно партнер по адаптации увидел, что сотрудник чем-то расстроен, спросил о его самочувствии внутри компании. Затем уточнил статус по сотруднику у руководителя. На встрече, которую организовал партнер по адаптации, благодаря открытому диалогу о проектах и задачах, сотрудник и руководитель выяснили причины несовпадения ожиданий, в результате чего удалось поставить работу «на рельсы» и к концу испытательного срока сотрудник и руководитель были полностью синхронизированы.

Какие инструменты помогают в адаптации новых сотрудников

Сейчас используются такие инструменты.

Карта адаптации — помогает новому сотруднику погружаться в организационную и социальную информацию постепенно. Она состоит из структурированной информации о компании, полезных статей, видео, текстовых материалов, мероприятий.

Чат поддержки на внутреннем портале. Здесь можно задавать любые вопросы, которые касаются организационных, кадровых и технических сложностей. Еще можно найти контакты коллег, создать заявку о потерянной вещи, узнать расписание спортивных занятий, получить справку. В поддержании сервиса участвуют операционные сотрудники, которые изучают каждый запрос, уточняют необходимую информацию, создают заявки. В перспективе чат поддержки преобразуется в чат-бот — собственная разработка Тинькофф, где на вопросы сотрудников будет отвечать бот с высокой точностью ответов.

Страничка для нового сотрудника — на ней собрана полезная информация, инструкции. Например, здесь можно найти сведения о разных социальных программах компании: консультациях налоговых специалистов, юристов, психологов, программе ДМС и многом другом.

Welcome team. Это наша почтовая рассылка, которая напоминает новому сотруднику и его руководителю про основные организационные моменты. Например, говорит о важности постановки целей на испытательный срок или проведении регулярных личных встреч. А еще рассказывает про важность курсов по пожарной и информационной безопасностям и напоминает, что пора их пройти.

Мы продолжаем разрабатывать вспомогательные инструменты. Например, готовим курс для руководителей, в рамках которого учим ставить цели на испытательном сроке, составляем локальные карты адаптации и онбординг-странички.

Опыт сотрудника

Я работаю в Тинькофф пять месяцев. У меня не было опыта работы в такой большой компании. На старте приходилось уточнять у руководителя и коллег, кто за что отвечает, к кому можно обратиться с вопросом. Еще мне помогла стартовая встреча, которую организовывали и проводили партнеры по адаптации. На ней объясняют базовые моменты: как получить пропуск и доступ для работы в корпоративных системах, как рассчитывается отпуск. Партнер по адаптации не участвует в ежедневной работе, но все равно я чувствовал поддержку и знал, что можно обратиться за помощью в любой момент.

У нас в отделе есть локальная программа адаптации, которую мы постоянно совершенствуем, — это база знаний на внутреннем портале. Все новые сотрудники работают над ее улучшением, дополняют свежими кейсами и решениями прямо в процессе обучения. Так что наша схема адаптации постоянно развивается, в ней становится меньше непонятных вещей.

Были опасения, что в Тинькофф у меня не получится держать под контролем большое количество параллельных процессов и задач. Недавно мы внедрили в работу фреймворк RICE для оценки и приоритизации задач. Этот инструмент помогает мне фокусироваться на самом важном.

Если бы не было поддержки партнеров по адаптации, коллег, руководителя — было бы очень сложно влиться в процесс.

Тимур Макоев — продакт-менеджер в Тинькофф Кассе
0
76 комментариев
Написать комментарий...
Вася Пражкин

А судя по саппорту я думал, их там бьют - они все время куда-то убегают и меняются.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Добрый день. Мы можем переключить вас, если вопрос попал не в те руки, либо нужна помощь в консультации. Просто так не переключаем, коллег не бьем!

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Zloy Marketolog

Ты не понимаешь, это адаптационные звездюли) Для них используются специально изготовленные шаолиньскими монахами адпатационные бамбуковые палки

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Геннадий Эвилов

Им бы существующих додиков адаптировать

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Puponin
Ответить
Развернуть ветку
Labeling

В Тинькове не работал, но похоже они с сотрудниками как с клиентами обращаются.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Barth

Хуцпа.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Чем отличаются старые сотрудники от новых, сейчас расскажу. В общем у меня уже пол года не отображается часть акций на брокерском счету. Конечно я каждые две недели спрашиваю в чем же дело. Старые сотрудники кормили меня завтраками и обещали починить все через 2-4 недели. Новые же просто шлют лесом.

Интересно, если бы я взял кредит в банке, не отдавал. На вопросы банка, могу тоже отвечать в стиле когда будут деньги отдам, может быть, если хорошо будете себя вести

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Инвестиции

Добрый день.

Мы хотим разобраться в ситуации и помочь с отображением бумаг. Для этого напишите, пожалуйста, нам в личные сообщения ФИО и дату рождения. Также проверим консультации новых и старых сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

А как происходит восстановление старых сотрудников после недели выслушивания посылов в пешее эротическое?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте!

Напишите нам, пожалуйста, в личку подробности. Хотим разобраться в ситуации и проверить, все ли действия с нашей стороны были верными. Не забудьте указать ФИО, дату рождения и ссылку на ваш комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Геннадий Эвилов

Краткое содержание статьи: тинькоф говно банк, и его сотрудники - тоже

Ответить
Развернуть ветку
Tan

Онбординг неплох, но вот что было у меня: взяли на определенную позицию в компании (в новое направление), на собеседовании обсудили мои ожидания и зону ответственности. После начала работы такой же "менеджер" как и я вдруг начал вести себя как мой начальник (он был на собеседовании и там четко было обозначено, что работаем мы как напарники). Были попытки разграничить задачи и обязанности и обсудить ситуацию с ним, с непосредственным руководителем и с ними вместе. Последняя попытка обсуждения с руководителем закончилась фразой: "Вы находитесь внутри ситуации, а я вне ее. Вы должны разобраться сами".
Вот такая поддержка новых сотрудников и соблюдение договоренностей))
А, еще задачи на испытательный срок сказали ставить себе самостоятельно.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Добрый день!

Мы хотим разобраться в этой ситуации и проверить работу руководителя. Напишите нам, пожалуйста, в личку ваши ФИО, дату рождения и ссылку на комментарий. Проверим все подробнее и вернемся к вам с дополнением в ответе.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ekaterina Olеinik

Понравился кейс про несовпадение ожиданий руководителя и сотрудника))) оба не хотели друг друга отвлекать)))
Это так жизненно...

Ответить
Развернуть ветку
John Safino

1. Выдать памятку с выражениями об ускоренном и приоритетном решении вопроса.
2. Напомнить, что клиента можно всегда отдать в руки более опытного коллеги раз 10-15, и важно, чтобы каждый вновь подключившийся специалист наивысшего уровня компетенций погружался в суть проблемы и уходил ускоренно ее решать
3. В уведомлении о поступлении заработной платы написать, что все работают не за зарплату и ты не исключение
4. Штрафы, конечно, большие, но каждый руководитель свято верит, что нанял алмаз и штрафов он получать не будет, но при этом продолжает ежемесячно экономить компании огромный процент от ФОТа. (Мб там kpi?)

П.с. Адаптация прошла успешно, открытый вновь хедкаунт уже на hh

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Shafrov

Хотел устроиться на работу в тинькофф, но, к сожалению на сайтах трудоустройства можно найти только самые нишевые вакансии. Если человек имеет мотивацию сменить сферу деятельности при этом на прежнем месте работы получал 70 тысяч, а тут ему предлагают 40, мотивация пропадает просто потому что выживать сложновато.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Леха Канунников

Постоянные переключения, иногда по 5 сотрудников на один вопрос и каждому нужно заново объяснять. Некомпетентность сотрудников, которые говорят различающиеся вещи. Не своевременное оповещение о задержка в операциях. Дезинформация. Иногда быстрее самому ответ найти на форумах, чем обращаться в поддержку. Жалобы были поданы, но не уверен, что их обрабатывают. Месяц спустя картина повторилась, но уже по другому вопросу. В общем, каждый раз надеешься, что попадётся компетентный человек, и ещё несколько раз информацию, поступившую от тп, проверяешь, а то мало ли не то сказали.

Ответить
Развернуть ветку
ukolik

Блин, да там все сотрудники, видимо «не их уровень обслуживания». мне вообще когда карту привезли- курьер сунул еще и кредитную, сказал, что мне повезло и из 12 получателей карт одобрили кредитку только 3! На мои «мне не надо, заберите» сказал, что тогда дебетовую не выдаст))

а когда я сказала ок, что надо делать чтобы выдали дебетовую и вы от меня отстали с кредитной- Он такой: вскройте конверт с кредитной картой, и когда я вскрыла- он мне говорит : а все, уже вернуть не получится, вы ее вскрыли! :))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Тинькофф
Автор

Здравствуйте! Это не похоже на наш уровень обслуживания. Напишите, пожалуйста, ФИО и дату рождения в лс. Мы проверим наши консультации.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Дмитрий Илиев

Подскажите пожалуйста, по какой причине ваш банк удерживает деньги уже 10 дней? Причём каждый раз называется разный срок «проверки». Я заявил о желании расторгнуть договор и перевести деньги на другой счёт, однако, в этом отказали! И назвали новую дату. Во что превратился банк? Почему вы злоупотребляете своими полномочиями и удерживаете чужие средства на неопределённый срок? Эти деньги нужны мне для оплаты медицинских услуг, а я вынужден как преступник выпрашивать! Свои же деньги!
Я буду всеми силами поднимать данную ситуацию в СМИ. Для начала просить всех друзей-блогеров осветить произошедший беспредел, потом пойду по печатным изданиям. Это уже невыносимо!

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте. Ситуация выглядит странно. Для нас важно поддерживать высокий уровень обслуживания. Напишите, пожалуйста, в личку ФИО и дату рождения со ссылкой на комментарий. Мы обязательно все проверим и вернемся с ответом.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Тинькофф
Автор

Здравствуйте.

Нам нужно было время, так как мы проводили внутреннее расследование. Уже завершили его, сделали перевод и закрыли договор.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Пилипович

6 месяцев, полет нормальный. Обучение одно из лучших, есть с чем сравнивать.

Ответить
Развернуть ветку
Куртуазный маньерист

На встрече, которую организовал партнер по адаптации

Ответить
Развернуть ветку
Роман Медведев

Я работал в Тинькофф удаленно оператором,тех кто хочет работать в этой компании пишите мне-покажу вам реальные отзывы коллег о банке и поделюсь своим негативным опытом

Ответить
Развернуть ветку
Асах

Тинькофф, очень интересно. С августа месяца по моему счету проходит "проверка". Удерживаются большие деньги на моем счету без возможности пользоваться ими или вывести с закрытием счета. Более полугода) Писал и обращения, и претензии. Толку ноль. Хватит обманывать своих клиентов. Поэтому писать, что вы делаете все для своих клиентов, не стоит. Беспредел.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте. Мы не удерживаем деньги клиентов и не обманываем. Хотели бы разобраться в ситуации. Напишите нам, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения в ЛС.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте.

К вопросу безопасности мы всегда подходим ответственно. Мы проводим внутреннее расследование, ускорить его никак не можем. С нашей стороны ошибок нет. Как только у нас будет дополнительная информация - мы обязательно сообщим.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Кристина Бычкова

Ой господи люди постоянно чем то недовольны!!! А потом удивляются почему в жизни дохрена проблем!!! В каждой организации будут свои недочеты и это нормально! Так то и вы люди все не идеальны !!! И что что вас переключили , что от этого кто то умер?! Спуститесь с небес на землю, мы обычные люди а не короли ! Не нужно строить из себя тех кем не являетесь !

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ян Захаров

Удали и не позорься.
Все эти категории есть и предлагаются, кроме Озона (он редко идёт)

А категория фастфуда у Яндекса выставляется самим продавцов, а не банком.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте.

Наша система автоматически предлагает категории кэшбэка на основе ваших трат. По поводу Яндекс.Еды - МСС-код устанавливают они. Мы не можем влиять на это.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
73 комментария
Раскрывать всегда