Конференция Tinkoff eCommerce: итоги и инсайты

Выступления на площадке в «КАРО Октябрь» смотрели 1500 человек, онлайн — ещё более 15000.

Итоги конференции Tinkoff eCommerce

Главные цифры:

  • 4 сцены: «Тренды», «Новички в онлайн-торговле», «Маркетплейсы» и «Интернет-магазины».
  • 28 сессий, раскрывающих главные темы по каждому треку.
  • 81 спикер: CEO и фаундеры, эксперты в области электронной коммерции, онлайн-привлечения, платежей и логистики.
  • 40 часов полезного контента.
  • 420 консультаций за 7 часов провели эксперты из Тинькофф, Ozon, Яндекса и DHL в зоне роста, где предприниматели могли получить личную консультацию по вопросам старта и масштабирования бизнеса.
  • 1350 участников нетворкинг-бота. В среднем каждый человек обрел 3 полезных знакомства, но есть и те, кто успел познакомиться более чем с 20 предпринимателями.
  • 363 участника геймификации, которые в течение дня выполняли задания, связанные со всеми элементами программы конференции: посещение главной сцены и тематических залов, зоны роста, экспозоны и общение в Random Coffee.
  • 100/100 доступных призов получили участники геймификации.

На главной сцене конференции состоялось выступление руководителей Тинькофф, отвечающих за сервисы и продукты для онлайн-бизнеса, а также презентация Тинькофф Селлера — нового решения для российского рынка электронной коммерции по управлению продажами и развитию бизнеса онлайн-предпринимателей.

Самый популярный контент на конференции

По словам Ильи Кретова, индустрия e-commerce за последние несколько лет совершила квантовый скачок. За последний год количество онлайн-покупок увеличилось более чем на 60%, а число онлайн-предпринимателей среди клиентов Тинькофф выросло более чем в 1,5 раза.

«Сейчас наша индустрия находится на третьей стадии развития рынка — главный источник роста это универсальные маркетплейсы. Впереди у нас новая, четвертая ступень, когда рынок будет развиваться в направлении вертикализации, мультиплатформенности, появления нишевых площадок.

Мультиплатформенность бизнеса (продажи на разных торговых площадках) — ключевой тренд будущего, и наш новый продукт Тинькофф Селлер создан специально для того, чтобы дать предпринимателям возможность развивать онлайн-присутствие своего бренда сразу везде», — заявил Илья Кретов.

На конференции параллельно было несколько выступлений, посвященных аналитике рынка электронной коммерции.

По заявлению Mediascope, 73% россиян посещают e-comm площадки, при этом 37% делают это ежедневно. По данным Nielsen, в этом году покупатели по всему миру стали тщательнее следить за своими тратами, а 72% россиян и вовсе решили сократить свои расходы. При этом маркетплейсы отмечают двухзначный и трехзначный рост практически всех категорий.

Такой «исход в онлайн» потребителя связан в первую очередь с низкими ценами и акциями: так, 7 из 10 FMCG-товаров продаются онлайн по акции. Но полный исход потребителя в онлайн еще не произошел: более 70% покупателей сравнивают цены в офлайн- и онлайн-магазинах перед покупкой.

За маркетплейсами — будущее. И не только за крупными

Эксперты называют ситуацию, которая сегодня сложилась на рынке, третьей волной e-commerce: сейчас индустрия сфокусировалась на маркетплейсах. Уже сейчас 40-50% поисковых запросов, связанных с покупкой товаров FMCG-категорий, приходится именно на такие торговые площадки. Для селлеров это отличный способ начать торговать: здесь низкий порог входа, поэтому можно тестировать разные гипотезы и найти собственную стратегию роста. Однако, помимо крупных универсальных площадок, стоит обратить внимание и на небольшие нишевые маркетплейсы.

Ксения Иванова из издания «Бизнес-секреты» утверждает, что в ближайшие годы могут появиться более 100 таких маркетплейсов: как в B2C, так и в B2B-сегменте. Для продавцов они станут отличным дополнительным каналом сбыта: здесь сформировавшийся спрос покупателей, более лояльные условия, сформировавшееся сообщество, точный таргет и удобная логистика.

Алексей Ворожейкин из Яндекса тоже отметил рост числа онлайн-покупателей на 58%. Только в Москве проникновение e-com составило 76%. В 2022 году пользователи Яндекса стали на 25% чаще интересоваться онлайн-покупками, причем особенно они интересовались фармацевтикой (37%) и непродовольственными товарами (33%). Однако покупка происходит не сразу: 90% интернет-покупателей не практикуют импульсивные покупки, а сравнивают 4-6 предложений на разных площадках. С ним согласен Олег Дорожок, директор по маркетингу и монетизации Ozon: по его данным, пользователи сравнивают как минимум два маркетплейса. Это означает, что для селлера важна мультиплатформенность: необходимо выставлять товар сразу на нескольких площадках.

Николай Попович из Вкусвилл рассказал, что в кризисной ситуации не всегда стоит «закручивать гайки»: можно дать чуть больше свободы сотрудникам. Компания пошла как раз таким путем и предложила им самим создавать новые ценности для клиента, сохраняя ключевые: быструю и бесплатную доставку и товары, которые нельзя найти нигде. Подход назвали «клиентократией» и он отлично справился со своей задачей: в условиях свободного мышления сотрудники предлагали лучшие и более смелые идеи, которые компания могла тестировать.

Главный совет для предпринимателей в этой ситуации — искать хороших поставщиков с уникальными товарами или самим стать таким, чтобы занять пустующие ниши ушедших мировых гигантов. С этим согласен Игорь Калынин из СТД «Петрович»: по его мнению, ключевой тренд в ритейле в ближайшее время — собственные торговые марки и сервисы, которые позволяют охватить весь путь клиента. Тимофей Максимов из Магнита добавляет, что важно быть динамичным: следить за изменениями на рынке и понимать, как подстраиваться под них.

В зале «Новички» самыми востребованными сессиями оказались «ДНК бизнес-процессов: от бухгалтерии до логистики» и «Маркетплейсы: начать с нуля и заработать 1 000 000».

В первой из них эксперты Тинькофф и Boxberry рассказали, как устроен успешный ecom-бизнес изнутри: как работать с бухгалтерией, организовать процесс оплаты и что нужно знать о цепочках поставок. О своем опыте выхода на маркетплейсы рассказали селлеры с мультиплатформенным бизнесом, представленным на Ozon, Wildberries и Яндекс Маркете.

Открытия конференции

В финальной сессии трека «Интернет-магазины» спикеры рассказали, как вести бизнес в табуированной сфере: рекламировать товары категории «18+» в условиях законодательных ограничений и увеличивать трафик с помощью партизанского маркетинга, креатива и медиасообществ.

После дискуссии с участием Николая Поповича из «ВкусВилла» участники узнали, что у бренда есть собственный чат поставщиков. После выступления к спикеру выстроилась очередь из заинтересованных предпринимателей.

Фаворитами UGC-контента стали основатели DVKB Михаил Жаглин и Руслан Шерифзянов и CEO ХБК «Шуйские ситцы» Анна Богаделина. Спикеры поделились успешными кейсами импортозамещения в сессии «Cтань новым lovemark после ухода любимых брендов».

Какие вопросы интересовали зрителей

Наибольшее количество вопросов задали CEO «Диван.ру» Антону Макарову. Аудиторию волновали маркетинг и позиционирование бренда, а также период, через который происходит качественный скачок в развитии бизнеса.

Новички в онлайн-торговле чаще всего спрашивали про самые перспективные ниши для старта бизнеса и способы конкуренции с крупными брендами на маркетплейсах. Действующие селлеры — о том, как выйти на площадку при небольшом количестве SKU, а владельцы интернет-магазинов — о новых способах доставки и дополнительных каналах продаж.

Победители премии Tinkoff eCommerce Awards

В ноябре на премию подали более 2000 заявок. Героями маркетплейсов стали:

  • номинация «Мультиселлер» — REBELGROUP, мужская косметика для волос;
  • номинация «Открытие года» — BONRE, женская одежда;
  • номинация «Производитель года» — SEPTIVIT, бытовая химия;
  • номинация «Предложение года» — «Ле’Муррр», зоотовары;
  • номинация «Восходящая звезда» — NIKISHINTEXX, домашний текстиль.
0
69 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Бирюлев

Запостил с утра - запощу сейчас! Лучшая конференция по екому ever! Подняли уровень организации на недостижимую высоту

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Иванов

брось болтать

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда