{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как ИТ-компания из Томска делает автомобильные дороги лучше

Приветствуем вас в блоге томского IT-сообщества! Здесь мы пишем об интересных кейсах и опыте томских IT-компаний по разработке и продвижению своих продуктов. А еще мы проводим медиаконференцию «Город IT 2020: продуктовый сезон», где будем обсуждать темы, которые будут затрагиваться в этом блоге. Больше информации о Городе IT 2020 можно найти тут.

В этой статье компания ИндорСофт рассказывает свою историю о том, как вырастить многомилионный бизнес из софта для решения своих собственных проблем.

Передаём им слово.

Привет, меня зовут Виктор Дмитриенко. Я работаю в команде ИндорСофт с 2007 года и участвую во многих процессах компании, содействуя рождению продуктов (держу свечку) и их становлению.

Наша компания занимается программными продуктами, в которых инженеры создают проекты новых автомобильных дорог, формируют всю инженерную документацию, а также производят необходимые расчёты прочности дорожной конструкции.

Наш софт опирается на отечественную нормативную базу и подсказывает инженеру, если какие-то параметры в его решении достигают критических величин или нарушают условия ГОСТов. Более полутора тысяч организаций из России и ближайших стран являются нашими постоянными пользователями. Хороший повод для гордости!

Как мы до этого докатились, я и хочу рассказать. Это не путеводитель для стартапа в стиле «сделайте так и так — и будет вам успех». Как и многое в нашей с вами жизни — сложность пути, невозможность прогнозирования на многих отрезках — делают этот рассказ совершенно не масштабируемым. Но,…

Идея

Идея первого программного продукта родилась примерно в середине 90-х внутри одного проектного института в городе Томске. Проектировщики автомобильных дорог в организации ИДЦ «Индор» очень хотели сделать свою работу более эффективной, не переделывая вручную каждый раз все чертежи при внесении каких-либо изменений в проектное решение. Компьютеры были, также были какие-то иностранные программы, но их не хватало.

Широко известный американский AutoCAD помогал «чертить» — составлять из графических примитивов документы, но никак не ограничивал инженера в принятии ошибочных решений и совсем ничего не знал о российских ГОСТах. Можно было запросто нарисовать сотни чертежей в разных проекциях, а потом легко запутаться в последующих исправлениях — ведь каждый чертёж там не был связан жёстко с инженерной моделью проектируемого объекта.

Таким образом, настойчивость и лень привели к созданию своего софта. Сначала силами штатного админа, который не блистал изяществом кода, но на коленке «сляпал» годный прототип, который чуть-чуть ускорял производство сложных чертежей.

Новация принесла пользу: качество проектной документации повысилось, скорость работы выросла. «Сарафанное радио» в инженерной тусовке и партнёрские отношения между проектными институтами невольно подтолкнули программу (тогда её называли ReCAD) к расширению «ареала». Другими словами, идея так понравилась, что её потянулись использовать дружественные коллективы проектировщиков. Даже были готовы немного, но заплатить за нововведение.

Самое чудо началось, когда к разработке подключились несколько выходцев с факультета информатики Томского государственного университета — Дениса Петренко и Алексея Скворцова. За их плечами уже имелся небольшой опыт создания геоинформационной системы со сложным названием ГрафИн, которой уже пользовались на тот момент несколько организаций региона для ведения информации о своих инженерных сетях.

Опыт и кодовая база предыдущего проекта помогли сделать сильнейший качественный скачок. Систему проектирования переименовали из ReCAD в IndorCAD, и с ростом числа пользователей стало понятно — находиться под крылом проектного института уже немного тесно. Иногда проектные организации стеснялись покупать что-либо у «конкурентов». Да и просто уже возникло желание структурировать отдельно поступающие деньги от программ.

Рождение ИндорСофт

Таким образом, в 2003 году де-юре появилась наша организация — ООО «ИндорСофт». Денег не было много, но, сжав расходы, можно было заниматься любимым делом и развивать систему, аккуратно и постепенно решая всё новые и более сложные потребности клиентов.

Приходилось самим заниматься и разработкой софта, и созданием документации, и рисованием рекламных листовок. Не было средств нанимать суперспециалистов — делали сами по мере сил, местами криво, с присущими новичкам огрехами. Но это было лучше, чем полное отсутствие рекламы.

Маркетинг и продажи

Самим приходилось искать людей. Сами учились продавать. Ходили на тренинги и искали пути к совершенствованию нашей команды. То, как мы строили внутри команды отдел продаж, заслуживает отдельного внимания.

Начиналось с того, что сами сначала отвечали по телефону, а документы формировали в Excel. Продолжилось созданием собственного внутрикорпоративного документооборота на 1С: Предприятии. И появлением новых людей — Наталии и Ани. Вместе мы провели многие часы, прослушивая записи собственного лепетания по телефону с клиентами.

Такая работа над ошибками, как я сейчас вижу, стала одной из составляющих уверенного общения. Более того, в последующем они уже сами многократно совершенствовали механизмы продаж, что уже несколько лет подтверждается регулярными ежемесячными рекордами над самими собой по выручке.

2010. Кузнецова Анна, управляющая продажами, участвует в фотосессии для рекламы на нашем сайте.

Когда впервые возникла потребность в создании оформления для упаковки продукта — не поленились и почти целый день провели с фотоаппаратом и оборудованием в ближайшем к городу поле. Так появилась фотография, которая много лет была лицом продукта и источником недоумения для многих «бизнесменов» из России: они её воровали без тени сомнения.

Когда в переписке или по телефону нам удавалось объяснить, что это охраняемая законом собственность — охали, извинялись, ругались, из вредности меняли лицо… Однажды дошло до того, что другая организация нашего же города из соседнего здания, занимающаяся геодезической съёмкой, вывесила баннер «нам 10 лет» с нашей фотографией!

2008 год, Павел Елугачёв, на момент съёмки руководитель проектного подразделения ИДЦ «Индор».

Производство программных продуктов

Так сложилось, что среди ИТ-компаний нашего города большое число так называемых «аутсорсных» команд. Часто приходится слышать в ИТ-тусовке, что «хватит работать на выполнение частных задач и проектов, надо делать продукты». Хорошая мысль. Точно так же, как в добыче полезных ископаемых и при экспорте российского леса — надо повышать уровень переработки.

Мы думаем, что мы — продуктовая команда. Конечно, иногда выполняем работу на заказ. Но тщательно выбираем тему и стремимся при этом работать так, чтобы полученные результаты можно было повторно использовать в наших собственных продуктах.

Как только у вас получится хотя бы один продукт с платёжеспособной аудиторией — мне кажется, вы сами станете избирательно относиться к предложениям сделать очередной проект из другой отрасли.

2014. В честь выхода девятой версии одного из наших продуктов — мы просто сделали фото нашего коллектива с вышки и потом использовали этот кадр в рекламе.

С опорой на принципы повторного использования наработок и были выстроены все программные продукты ИндорСофт. Мало обладать ИТ-компетенциями для создания продукта — необходима компетенция в предметной области.

Пользователи видят программный продукт, получают преимущества от его использования. Доверяют нам, и порой сильно удивляются, узнав в разговоре, что мы по образованию программисты — в их мире мы завоевали титул «свои».

В отличие от заказной разработки многие функции наших продуктов многократно «вылизываются», проходя множество итераций: «кодим», «релиз», «обратная связь», «кодим». Там не просто «душа вложена» — там десяток душ с любовью и трепетом выбирали иконку на кнопочку и подбирали правильный термин.

2010. Перова Ксения — автор программы для инженерных расчётов IndorPavement на рекламе своего же детища.

Мы не берём импортный продукт, тупо копируя его функции. Каждый раз создаём своё. Плотно погружаемся в нормативку: ГОСТы, СНиПы, ОДМы, ОДНы и другие документы. Рассматриваем аналоги, выискиваем в них «слабости» и подмечаем «удачные решения».

Конечно, большое для нас преимущество — это уже накопленная кодовая база, где до мелочей проработаны вопросы систем координат, всевозможные геометрические преобразования, базовые алгоритмы расчётов, свой редактор чертежей и так далее. Это существенно экономит время на разработку.

2010. Скачкова Анна — ведущий разработчик информационной системы для паспортизации дорог на рекламе системы проектирования дорожных знаков.

Работа с клиентами

Оглядываясь назад в прошлое, с удивлением и восхищением могу перечислять сделанное. Сотрудники методического отдела нашей компании не просто создали документацию по функциям наших программных продуктов, с помощью которой новичок может относительно быстро понять принципы использования той или иной системы.

Создана система дистанционного обучения на сайте, по многим функциям наших программ смонтированы видеоролики, выпущены руководства пользователя в виде книг, даже издавался цветной журнал на плотной матовой бумаге «САПР и ГИС автомобильных дорог».

2011. Рукавишникова Елена — ведущий специалист методического отдела на рекламе дистанционного обучающего курса.

Налажен приём звонков и обращений от клиентов, которые зачастую становятся нашими друзьями, давая ценные советы и подсказки по улучшению наших систем. Забавно, но это тоже способствует развитию: благодарный инженер нередко приводит к нам новых клиентов или, уходя под крыло в другую организацию, делает её нашим новым покупателем.

ВУЗы

Большое внимание мы уделяли и уделяем работе со студентами профильных ВУЗов — позволяем бесплатно использовать программы в учебном процессе. Студентам же для выполнения курсовых работ или дипломных проектов тоже предоставляем лицензии, не требуя денег. И сначала казалось, что это пустая работа и никому не нужные усилия.

2011. Медведев Всеволод — ведущий программист систем автоматизированного проектирования

Но, наверное, в году 2010 мы были в Чебоксарах. Мне позвонил молодой человек и попросил уделить немного времени. Это был один из выпускников, который в нашем программном продукте для дипломной работы сделал проект целого микрорайона. Он принёс к нам в гостиницу кучу чертежей, и мы с восторгом и любопытством изучали тогда эти чертежи. А сейчас он директор одной из проектных организаций. Мы нередко пересекаемся с ним на профильных мероприятиях. Приятно видеть, что наш инструмент в умелых руках помогает выстраивать не только карьеру, но и жизнь. Понятно, что и сам молодой человек приложил немало усилий. А этот случай подарил нам веру в то, что среди молодых ребят есть смелые и настойчивые. И нашу работу со студентами надо только укреплять.

ИндорСофт сегодня

На сегодняшний день в нашей команде порядка 60 человек. С 2003 года нашими клиентами стали несколько тысяч организаций России, Казахстана и других стран СНГ. Проектировщики из Нур-Султана (в прошлом Астаны) утверждают, что более трети улиц столицы запроектировано именно в IndorCAD.

Наши программы трудятся в крупнейших компаниях страны: ЗАО «ВАД», Государственная компания «Российские автомобильные дороги» и во многих других. Ежедневно наш софт запускается более чем на 1500 самых разных компьютеров.

2011. Петренко Денис — технический директор и главный архитектор системы проектирования IndorCAD на рекламе инновационного на тот момент способа приобретения продукта

Это большая ответственность. Я горжусь, что работаю в этой команде и с этими людьми. Благодарен многим нашим клиентам за конструктивные предложения и соучастие в развитии программных продуктов. Приятно видеть в нашем коллективе молодых и энергичных людей, подхватывающих инициативу.

Полезные практики, которые мы культивировали внутри организации:

  • Мы не берём кредитов. Ну, окей. Берём, но очень и очень редко. Прям единичные случаи и только на самые исключительные цели.
  • Зарплату сначала сотрудникам, а потом руководству. Не скрою, бывали у нас пару раз ситуации, которые принято называть «кассовый разрыв». В первую очередь из имеющихся денег выплачивали зарплату тем, кто меньше всех получает. А сами терпели. Хорошо мотивирует на будущее.
  • Почти всю рекламу делаем или полностью сами, или с большой долей нашего участия. Фотографии и иллюстрации делаем сами или покупаем в фотобанках официально.

Пожелания молодым ИТ-шникам:

  • Прокачивать технические навыки очень хорошо, но ещё можно изучать предметную область, в которой вы работаете. Это нередко делает вас намного ценнее.
  • Не общество должно ИТ-шникам, а ИТ-шники многим обязаны обществу. Вспомните времена, когда программисты получали зарплату меньше бухгалтера. Не удивлюсь, что через года ситуация может вернуться.
  • Учитесь предсказывать сроки. Собирайте статистику своей работы: сколько времени и на какие задачи уходит. Тренируйте этот навык. Не знаю, почему этому не учат в школах в начальных классах.

Творите, учитесь, создавайте. Удачи!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Ol Ka
Как ИТ-компания из Томска делает автомобильные дороги лучше

Молодцы, конечно, но такие хвалебные статьи да без фактов, без наглядной и «говорящей» инфографики, и даже без фотографий участков дорожного полотна с подписями «ДО» и «ПОСЛЕ» — чисто пустая реклама, доверия к которой нет.

Что в самом Томске с дорогами? Если компания настолько хорошая — её родной город должен быть как минимум лучшим (в плане дорог) в регионе. Есть такое? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Журавлев
Что в самом Томске с дорогами? Если компания настолько хорошая — её родной город должен быть как минимум лучшим (в плане дорог) в регионе. Есть такое? 🤔

Что за чушь??? Строительством дорог занимается гос-во. Точнее, финансированием строительства. А не частная IT-компания.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka
Как ИТ-компания из Томска делает автомобильные дороги лучше

Ещё раз процитирую заголовок 😉

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Я так понимаю они с помощью AI делают лучше покрытие на самих фото дорог Томской области.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

😉

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
А.Васильев

Автомобильные дороги лучше могут сделать только асфальтоукладчики и компания

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Это заблуждение. Дороги лучше может сделать владелец подрядчика  - если не спиздит материал дороги и соблюдет технологии строительства. И чиновник, который отвечает за строительство и подмахивает акты приемки без фактического контроля, получая бабло с подрядчика.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Я то думал, будет про урбанистику, про непосредственно дороги, что как и почему. Мол, наш софт с дорожными пробками помогает или похож на игру Cities Skylines и симулирует реальное дорожное полотно на суперкомпьютере. А тут фигня какая-то.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Asf

Искренне надеюсь, что Ваша компания НЕ работала с муниципальным заказом на организацию дорожного движения в гНижневартовск.  Года 3 назад "умники" такой х*йни наворотили... порой кажется. что на Энтузиастов средняя скорость выше чем там....

Ответить
Развернуть ветку
Mike Glukhov

Искренне надеюсь, что Ваша компания НЕ работала с муниципальным заказом на организацию дорожного движения в г Самаре к ЧМ по футболу.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда