Оборот 200 миллионов на продуктах здорового питания: история появления бренда «Народная здрава»
Поговорили с исполнительным директором компании «Народная здрава» Павлом Астаховым, как построить бренд полезного и правильного питания, запустить собственное производство и за год вырасти по продажам на 500%.
Всё началось с сети аптек в Ногинске
Павел — исполнительный директор компании «Народная здрава». Его семья уже более 13 лет владеет сетью розничных ортопедических салонов и фитоаптек «Дом здоровья» в восточном Подмосковье. Бренд продаёт биодобавки, натуральную косметику, травяные сборы, суперфуды, целебные бальзамы и другие оздоровительные товары.
На фоне локдауна клиенты стали реже ходить в офлайн-магазины и перешли на цифровые площадки — интернет-магазины и маркетплейсы. Бизнес потерял значительную долю покупателей, и в результате из 20 салонов почти половину пришлось закрыть. Тогда Павел вместе со своими родителями решили запустить производство и выпускать продукты под собственной торговой маркой.
Рассматривали несколько идей, все они так или иначе относились к сфере здоровья и красоты. Первая — мыловарение: изучили, как всё устроено, даже сделали первую партию. Вторая идея — сыродавленное масло. Этот вариант оказался более перспективным, поэтому остановились на нём.
Купили маслопресс, заказали сырьё у проверенного производителя из Алтайского края — уложились в 10 000 ₽. Так появился первый продукт нового бренда «Народная здрава».
Особенность сыродавленного масла в способе приготовления. Его производят с помощью пресса весом в 50–70 тонн, сырьё не соприкасается с металлом и не проходит термическую обработку. Полезные свойства орехов и семян сохраняются, но хранится такая продукция меньше — всего 3–6 месяцев, тогда как обычное масло может стоять до года.
В период, пока действовали ограничения, предприниматели совершенствовали продукт: работали над техникой производства масел, подбирали сырьё и даже самостоятельно дорабатывали маслопрессы. К производству первых партий привлекали менеджеров из аптек, но со временем собрали отдельную команду.
За годы развития фитоаптек предприниматели наработали базу поставщиков: ездили на Алтай, в Приморье и на Кавказ, знакомились с разными производителями и лично проверяли качество сырья. Эти поездки помогли «Народной здраве» не только выпускать продукцию высокого качества, но и принесли идеи, как можно расширить ассортимент.
Полноценное производство открыли в конце 2020 года — оно состояло из двух цехов общей площадью 500 квадратных метров. Первый производственный, в нём производили масло, хранили сырьё и тару. Второй фасовочный, со специальными столами. На всё, включая покупку декларации на масло, потратили 300 000 ₽.
В какой-то момент в компании начали рассматривать увеличение торгового ассортимента полезных продуктов — вместе с новыми поставщиками появлялись и новые идеи продуктов. Например, начали производить шоколадные пасты и урбеч — полезные аналоги сладостям, которые помогают безболезненно отказаться от сахара.
А раз появляются новые продукты, то и расширяется производство. К 2023 году оно выросло в три раза: появились новые цеха и оборудование, к маслопрессам добавились меланжеры для перетирания какао-бобов и орехов, фасовочные дозаторы, закаточные машинки.
Кто покупает натуральные товары в 2023 году
Ассортимент бренда «Народная здрава» сейчас включает порядка тысячи позиций: чай, специи, травяные сборы, ореховые пасты, биоразлагаемые моющие средства и другие товары. Но самая продаваемая категория не менялась со старта бизнеса — это сыродавленные масла. В ассортименте 19 видов, от классического льняного до более экзотических, например, масла чёрного тмина, конопли или грецкого ореха.
Основная аудитория — приверженцы здорового питания. Товары «Народной здравы» покупают веганы, вегетарианцы и люди, которые следят за качеством и пользой продуктов для здоровья или из-за физических ограничений, например, по болезни. Также полезные продукты часто интересуют спортсменов и людей, которые хотят похудеть.
Напитки и продукты «Народной здравы» помогают зарядиться энергией, повышают иммунитет, нормализуют работу внутренних органов и способствуют борьбе со стрессом. Почти во всех процессах производства участвуют профессиональные нутрициологи — они помогают выбрать поставщиков, составить описание продуктов и ввести в ассортимент новые позиции.
«Сейчас наши товары продаются только на маркетплейсах»
Первые партии сыродавленных масел, чтобы протестировать спрос, продавали в розничной сети «Дом Здоровья», с прилавка и по предзаказу. Уже в первый месяц продаж клиенты положительно отозвались о продукте — им нравилось получать свежее масло, которое только-только произвели, на следующий день после заказа.
С ростом продаж «Народная здрава» стала осторожно выходить на маркетплейсы с маслами. Был риск, что продукт не успеют раскупить из-за короткого срока годности или стеклянные бутылки повредятся во время доставки.
Когда бренд только вышел на свой первый маркетплейс, конкуренция была небольшой. Поэтому «Народная здрава» стала выходить на новые площадки и искать новых покупателей. За четыре года ассортимент бренда появился на всех популярных маркетплейсах.
Чтобы на складах всегда был в наличии товар с неистекшим сроком годности, команда Павла ежедневно мониторит статистику по продажам и делает поставки раз в неделю или более. Так товар не успевает испортиться — его раскупают быстрее. А чтобы получать больше продаж, чем конкуренты, предприниматели настраивают рекламные инструменты внутри маркетплейсов.
В итоге, несмотря на то, что на маркетплейсы «Народная здрава» вышла относительно недавно, продажи магазина выросли за год в 5 раз. Самым значимым каналом продаж бренда стал «Яндекс Маркет», который был одной из последних торговых площадок.
Сейчас Павел и его команда нацелены сделать «Народную здраву» брендом номер один в сегменте здорового питания в Подмосковье. В ближайшие годы компания планирует построить производственную площадку в пять тысяч квадратных метров и увеличить продажи в несколько раз. Также бренд нацелен участвовать в социально значимых проектах, заниматься благотворительностью и помогать региональной администрации.
Поч не ВБ? Вижу, многие начинают выход с Яндекса. Это странно. Условия лучше?
Илья, благодарю за комментарий. Первой площадкой и стал вб, далее Озон и Яндекс.
С тех пор, как попробовала ваше сыродавленное тыквенное масло, стала его фанатом. Тоже самое могу сказать и про урбеч. Моя печень говорит спасибо и в свою очередь я говорю вам слова благодарности. Вы действительно заботитесь о нашем здоровье 😊
Спасибо за ваш отзыв, приятно видеть среди читателей, наших клиентов!
Написано, что аудитория - приверженцы здорового питания
Есть выборка возраст, пол, соц.статус?
Владлена, благодарю за комментарий.
Т.к. Ассортимент у нас разнообразный, аудитория потенциально широкая, но дам вам данные за последний год по площадке:
Женщины 57,78%/ Мужчины 42,22%
Возраст - 35-44 (33,29%), 25-34 (26,98%)
Спасибо!
А вы подбираете разные стратегии для разных возрастов? Или одинаково работаете?
На протяжении 3-ёх лет пытаемся засегментировать аудиторию, думаю в этом году уже придем к более точечному сегменту.
На текущий момент работаем по рынку + вводя новинки , ставим определённые эксперименты с аудиториями. У нас в ассортименте порядка 1000 SKU и разные категории, портфель довольно широкий.
А почему решили выйти на маркетплейсы? Не думали про репутационные риски?
Мы в компании думали над этим, но не знаем пока…
Анастасия, благодарю за комментарий. Про риски думали и периодически сталкиваемся к сожалению с определенными ограничениями - это некачественная доставка, подмена товаров, плохое хранение. Но это естественные процессы, задача при выходе была получить максимально большой охват и донести в массы некоторые категории продуктов питания (сыродавленные масла например).
Про масла не поняла
Почему нельзя распространить их на других площадках? 🤔
Анастасия, углублюсь в вопрос немного. Мы реализуем свой продукт на Восток Подмосковья, тем самым с одной стороны уже ограничиваем географию. Ритейл к сожалению не везде заинтересован работать с данным видом продукта, т.к. это фреш и уже идёт специфика, людям надо объяснять чем полезнее сыродавленное льняное масло нежели льняное холодного отжима и почему сыродавленное дороже. Места на полке мало, а объяснить некому.
Маркетплейс даёт бОльший охват как со стороны Региональности показа, так и возможность общения с аудиторией напрямую.
Получилось увеличить географию?
Да, конечно, продукт доступен по всей России , а также в СНГ.
Плюс всё-таки в продуктах питания для пользователей нужна быстрая доставка от 1-2 дней максимум. Благодаря складскому распределению можно достигнуть легко данного показателя
Но вопрос сроков хранения все равно не решён(
Не можете контролировать процесс - это главный для нас аргумент пока
Будем следить за вашим развитием) Спасибо!
Относительно площадки, срок годности регулируем в стандарте продукта. Фреш возим только после производства, а что фасуется входной контроль по сырью и сроки там большие остаточные.
Если идет подходящий срок - утилизируем с площадки, товар снимается с продажи.
Благодарю, что уделили время!
Всегда с опаской относилась к подобным товарам
А тут ещё и на маркетплейсе…
Мария, благодарю за комментарий, можете написать почему относитесь с опаской? Был опыт?
Мы показываем свое производство и продукт, его можно купить не только на площадках. Также недавно к нам приезжали ребята из Яндекс Маркета на производство и отсняли хороший выпуск - вот ссылка :
https://www.youtube.com/watch?v=i41U5UEeGY8&t=3s
Да…
Заказала шоколад на подарок и он пришёл с насекомыми…
После этого желания заказывать продукты нет 🤷🏼♀️
+ нельзя заранее узнать срок годности
Мне кажется, не та площадка для продуктов питания
Сочувствую, плохой кейс. По поводу сроков, соглашусь - это один из частых вопросов от пользователей, но т.к. товар расположен на всех складах по России плюс есть транзиты, мы его не видим, а вот площадки в теории могут доработать алгоритм, но это более сложный процесс при приёмке.
Подскажите, а какой площадке доверяете продукты питания? Может быть у вас есть личное предпочтение или оффлайн?
Доверяю площадкам, которые специализируются только на продуктах: Самокат, ВкусВилл, Лавка
Конкретно продукты правильного питания покупаю обычно оффлайн на ярмарках специализированных
Участвуете в подобных?
Да, участвуем , стараемся успевать на большое кол-во мероприятий, но не всегда возможно. Например в прошлом году 2 крупных выставки-ярмарки производителей подмосковья проходили в Афимолле и в Депо Три Вокзала.
Также присутствуем на Ярмарках в Подмосковье.
Многие бренды узнавала от коллег ( я тренер по йоге)
Может, попробовать с доверием поработать таким способом?
Можно попробовать, мы открыты к предложениям.
Открыл для себя новый бренд питания)
Пасяб!
Алексей, будем рады видеть вас в числе наших клиентов. Рекомендую ознакомиться с нашим ассортиментом, уверен найдёте для себя полезное!
Офигеть не встать! Но нужно Подумать😯
пришлось менять состав команды из-за выхода на Маркет? какие-то процессы новые вписывать в работу?
Дарья, благодарю за комментарий.
Менять состав команды из-за выхода на Маркет не пришлось, процессы +/- на всех площадках схожи, поэтому уже был определённый наработанный алгоритм действий.
Некоторые процессы пришлось вписать в работу, т.к. например заведение карточек у Маркета отличалось от всех площадок.
Сами карточками занимаетесь? Слышала, что многие на аутсорс это направляют
На первых порах сам лично даже грузил весь каталог Яндекса и не только. Рекомендую сначала самим глубоко погружаться в процессы и отслеживать изменения.
Можно давать и на аутсорс, мы работаем командой.
Идеальную связку нужно собирать каждому самому я считаю, дело тестов.
Классный кейс
Но смотрю, как всегда, на своё)
Ну почему у продуктов правильного питания всегда такое оформление 😩
Либо зелёное, либо белое, либо жёлтое…
Они даже на полках выглядят одинаково :(
Анастасия, благодарю за комментарий.
От себя внесу лепту по дизайну, это всегда сложный и многогранный вопрос на самом деле. Но у меня сложилось мнение, что в продуктах эксперименты с дизайном могут дать обратный эффект, поэтому все витрины схожи, это определённый паттерн.
Однако не так много примеров из новых брендов со схожей продукцией кто сделал революционный дизайн и взорвал рынок.
По мне крутой эксперимент в продуктах - Bite (дизайн лично по мне новый), но это и другие изначальные бюджеты инвестиции и идеология.
Также если посмотреть рынок: Новые СТМ Перекресток, Магнит в данных категориях продолжают работать со схожим дизайном.
Пока писал вспомнил, что Яндекс (Лавка) хорошие эксперименты выдает с дизайном продуктов. Может я что-то упустил, но я был бы рад если поделитесь ещё примерами , а лучше поделитесь мнением как должен выглядеть данный продукт, было бы круто.
Классная история, успехов!
Екатерина, благодарю за комментарий.
Спасибо!