3 попытки ограбления, пандемия, халява и ролик в стиле GTA: как мы открывали офис в Алматы

21 декабря 2019 года мы открыли первый международный офис компании Greatsteve в городе Алматы. За первый месяц работы офис пытались ограбить целых 3 раза. Но это были не единственные сюрпризы. Меня зовут Женя Колунов. Я — CEO Greatsteve — сервиса по обмену и ремонту гаджетов. Здесь вас ждет история открытия офиса в дружественной республике.

3 попытки ограбления, пандемия, халява и ролик в стиле GTA: как мы открывали офис в Алматы

Немного истории

Первый офис компании мы открыли летом 2017 года в Белгороде. Нам было обидно, что дорогостоящие гаджеты чинятся в непонятных мастерских с ещё более непонятным качеством запчастей и тотальным отсутствием сервиса. Поэтому нам сильно захотелось изменить индустрию ремонта по модели барбершопов. Наверное, многие из вас ещё не так давно стриглись под полубокс в парикмахерских а-ля «Лариса». А потом появились они… Вот именно этой эволюцией мы и вдохновились. Однако на деле, из-за отсутствия опыта в B2C, неправильного выбора подрядчиков и форс-мажоров, мы полтора года работали в убыток. Два раза были на грани закрытия, но выжили. А как нам в этом помог видеоролик можно почитать здесь.

Затем мы окрепли, открыли офис в Туле, и стали мечтать о масштабировании. Тут-то мне и попался мой сколковский одногруппник Данияр с желаниям открыть Greatsteve в Алматы в формате франшизы.

Возможность испытать бизнес-процессы на расстоянии в 4 000 км будоражила нам кровь. Мы стали присматриваться к помещениям. Арендная ставка в Алматы, особенно в сравнении с московскими расценками, была очень заманчивой. Спустя пару месяцев нам попался подходящий вариант в 50 м² с арендной ставкой в 1 500 российских рублей за квадратный метр. Сразу сделали дизайн проект.

Стали обсуждать вывеску, и тут выяснилось, что любая наружная реклама является собственностью Акимата. Сначала я подумал, что Акимат — это какой-то местный решала, но, оказалось, что так называют мэрию. За плакат на стёклах, проекцию на асфальт или штендер нужно платить по 2500 рублей в месяц абонентской платы. Поэтому многие казахские заведения используют рекламу внутри помещения.

По налогам условия для бизнеса лояльные: ИП платит 3% от доходов. Позицию Сбербанка занимает банк Каспий. Есть, конечно, особенность — франшизы всех крупных и известных брендов от KFC до McDonald’s принадлежат родственникам прошлого президента.

Изучив особенности налогового законодательства, мы принялись за рынок конкуренции. Тут мы были шокированы. Представьте себе на минутку, что в московском ЦУМе вместо именитых бутиков весь этаж занимают продавцы с Горбушки, а на огромном экране на фасаде здания крутится совместная реклама всех официальных реселлеров от МТС до re-store. Да, слоганы «Переходи на светлую сторону. Покупай у официалов». Представили? Добро пожаловать в Алматы! Там всё именно так.

А что касается ремонта, то на 2-х миллионный город не было ни одного авторизованного сервиса Apple. В роли полуофициального посредника выступала одна компания, и все гаджеты по гарантийному обслуживанию отправлялись в Москву со сроком ожидания минимум в месяц.

Альтернативы было две: чинить ультра дёшево в обычных ремонтных мастерских, либо ультра дорого тоже в обычных мастерских. Кстати о качестве запчастей: мы купили самый крутой по местным меркам дисплей на iPhone Х и после теста поняли, что даже жалкая копия, которую мы никогда не станем использовать, даст ему двойную фору по всем характеристикам. В общем, ощущения у нас были смутные. С одной стороны, мы твердо верили в своего клиента и высокий средний чек, с другой — не покидало ощущение подвоха.

Все время подготовки к открытию мы неустанно искали толковых инженеров, потом просто инженеров, а потом просто толковых. К сожалению, инженер в концепции нашего сервиса — проблемная позиция. Из хорошего человека можно сделать классного инженера, но не наоборот. Приходилось долго объяснять почему нельзя брать деньги за чистку динамиков и диагностику, почему мы не делаем визитки за 2 рубля вместо 30, почему их уволят, если клиент заплатит за несуществующую поломку. Толковые инженеры думают, что если они расскажут свои секретные секреты стажёру, то он обречет их на голодную смерть. К тому же, из местных инженеров ещё никто не работал с оборудованием, которое мы привыкли использовать. Например, такое:

Так происходит замена задних стёкол на моделях iPhone

Худо-бедно мы справились с задачей и нашли 3-х человек.

С момента подписания договора аренды до открытия прошёл месяц и 21 день.

Так выглядел офис за день до открытия
Так выглядел офис за день до открытия

Открытие

На запуск филиала вместе со мной приехал дизайнер, инженер и видеооператор. Еще нам потребовалась помощь местных ивентщиков. Диджей, фотограф и ведущий доверия не внушали, но, как говорится, на безрыбье и свадебный ведущий — Ваня Ургант. Мы решили разыграть Air Pods в игре в камень-ножницы между гостями. Запустили таргет с ограничением в 30 мест для желающих попытать удачу в день открытия, записали аж 45 человек, а ещё 50 нам пришлось вежливо отказать. В итоге, на открытие пришло всего 16 человек.

3 попытки ограбления, пандемия, халява и ролик в стиле GTA: как мы открывали офис в Алматы

Подозрения на счёт профессионализма диджея усилились, когда в разгар финальной схватки за главный приз, на просьбу включить что-то более динамичное он включил Светлану Лободу. Но, в целом, праздник удался. Вот кстати видео.

Спустя 3 дня после открытия нам сломали замок при попытке ограбления.

Хотя у грабителя не хватило профессионализма взломать дверь, но нам было не по себе, оттого что в момент возможного ограбления в офисе только телефонов было на 1,5 млн рублей. Мы заменили их на муляжи и стали выжидать.

Спустя ещё 3 дня нас взломали за минуту. Ещё 30 секунд понадобилось начинающему охотнику за сокровищами, чтобы обогатиться запасами пустых коробок и 15 000 тенге из кассы.

Полиция развела руками, посчитав ущерб минимальным.

Спустя неделю нам сломали замок в третий раз.

Вы можете подумать, что мы выбрали район гетто, но нет. Это самый центр города и наши соседи — Hugo Boss и Rolex. Всё это напомнило бородатую шутку: «Сильвестр Сталлоне, Антонио Бандерас и Дмитрий Харатьян в фильме «Какого черта здесь делает Дмитрий Харатьян». Мы, естественно, в роли Харатьяна. В итоге, пришлось обезобразить наш фасад стальными жалюзи.

Собственно, как вы понимаете, обстоятельства сами диктовали нам условия для сюжета нового ролика. Именно поэтому мы решили снять его в стиле GTA

Дальше — больше. Спустя два месяца в доме, где находится наш офис, выявили больного с COVID-19. Нас закрыли на карантин практически до июня и сервис вообще не функционировал. Из-за чего наши планы по достижению операционной прибыли к маю не сбылись. Но сейчас офис работает в штатном режиме, количество сотрудников выросло вдвое, клиентская база растет. А сопереживать алматинскому офису можно здесь. Спасибо,что читали!)
P.S. будем рады видеть вас на нашем ютуб-канале

5050
53 комментария

По моему мнению, думать, что ты сделал красивый фасад своей мастерской и стал значительно лучше сервисом, чем другие мастерские это типичное для молодых заблуждение. В этой нише совсем другие вызовы, тут реально надо быть специалистом, соображать в ремонте. А по поводу того, что вы с трудом стартовали и потом все таки дело выровнялось, объясняется просто, сама ниша очень востребована и если ты будешь реально чинить технику, люди сами придут хоть в сарай. лишь бы сделали. Никакого великого успеха не вижу, обычная молодежь, которая думает что упаковка это самое главное в бизнесе. И статья какая-то незаконченная, просто рассказали про то как Вас выхлапывали три раза. Про бизнес полезной информации мало и поверхностно

13
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Иван, спасибо за мнение !
Как поют любимые Би-2 "Оставлен за спиной возраст Христа"- тем более приятно, что вы отнесли меня к молодежи
 Никакого успеха тут и нет, но, верю,  что он не за горами. 
 На внутреннем содержании  мы заморочены гораздо больше, чем на внешнем. Но и стильный фасад немаловажен. Решают проблему клиента многие, но сервисные центры в массе своей убыточны или  балансируют на грани нуля.  Сейчас новым игрокам мало только решать проблему, нужно превосходить ожидания. Если проблему клиента также хорошо решают, но при этом делают это не в сарае и не забывают про  клиентский сервис- то шансов на успех гораздо больше. 
Не судите о нас по одной статье. На ютуб канале в эту пятницу выйдет наш РУМТУР. посмотрите его и уверен, ваше мнение изменится

3
Ответить

Про этот бизнес нужно в их предыдущих статьях читать

1
Ответить

В целом, у нас в Казахстане безопасно:)

8
Ответить

Вы большие молодцы, а Ваш дизайн заставляет приходить людей даже ночью к закрытым дверям! Успехов, побед!

3
Ответить

Андрей, спасибо! Ценно

1
Ответить