«В ближайшей перспективе мы продолжим нести убытки из-за инвестиций в рост»: главное из проспекта Ozon к IPO

Ключевые финансовые показатели, сильные стороны и основные риски.

Ozon
Ozon

Один из старейших интернет-магазинов России Ozon выбрал биржу Nasdaq для первичного публичного размещения акций и опубликовал проспект IPO.

Компания планирует выпустить американские депозитарные акции (ADS), представляющие обыкновенные акции материнской Ozon Holdings, зарегистрированной на Кипре.

Количество акций, их цену и сумму привлекаемых инвестиций компания пока не определила. Источники WSJ в начале октября говорили, что Ozon может выйти на биржу с оценкой в $3–5 млрд.

В проспекте Ozon впервые раскрыл все финансовые показатели, а также предупредил инвесторов об основных рисках. Выписали главные.

Ключевые показатели бизнеса

«В ближайшей перспективе мы продолжим нести убытки из-за инвестиций в рост»: главное из проспекта Ozon к IPO

Показатели за январь-сентябрь 2020 года

Операционные расходы выросли с 51,58 млрд на конец сентября 2019-го до 78,40 млрд рублей на 30 сентября 2020 года. Основные расходы приходятся на закупку товаров и скидки, а также на фулфилмент и доставку.

Финансовые показатели

  • Выручка — 66,59 млрд рублей против 35,15 млрд рублей годом ранее. 52,84 млрд рублей составила выручка от продажи товаров, 35,16 млрд принесли сервисы и услуги. Сервисная выручка в том числе включает плату за доставку заказов и комиссии для продавцов на маркетплейсе. За девять месяцев комиссионные принесли Ozon 9,66 млрд рублей выручки.
  • Операционные расходы выросли с 51,58 млрд на конец сентября 2019-го до 78,40 млрд рублей на 30 сентября 2020 года.
  • Капитальные затраты (CapEx) — 4,78 млрд рублей по сравнению с 3,14 млрд за январь-сентябрь 2020 года. В основном это инвестиции в развитие логистики: закупка компьютерных систем и оборудования для фулфилмент-центров.
  • Убыток — 12,85 млрд рублей против 13,03 млрд рублей годом ранее.
  • Маржа — 19,87 млрд рублей по сравнению с 7,27 млрд годом ранее. В процентах — 16,3% против 14,5% в сентябре 2019-го.

Торговые показатели

  • Оборот от продаж товаров и услуг (без учёта Ozon.Travel) — 121,56 млрд рублей. Рост составил 142% год к году. 45% оборота — продажи сторонних продавцов на маркетплейсе Ozon.
  • Число активных покупателей выросло с 6,6 млн до 11,4 млн.
  • Число активных продавцов выросло более чем в четыре раза год к году — до 18 152 на конец сентября.
  • Количество заказов выросло на 130%, до 44,3 млн, без учёта возвратов и отмены.

Прочие показатели

  • Деньги и их эквиваленты на балансе — 5,12 млрд рублей.
  • Займы — 10,65 млрд рублей на 30 сентября, включая заём на 6 млрд рублей в «Сбербанке» и конвертируемые займы почти на 4 млрд рублей.
  • На 30 сентября в компании работают 13 432 человека. В том числе примерно 9700 человек вовлечены в цепочки поставок, 1100 — ИТ-специалисты.

В 2019 году выручка Ozon составила 60,10 млрд рублей, убыток — 19,36 млрд рублей.

Оценка рынка, за который борется Ozon

Ozon — один из лидеров рынка интернет-торговли в России, размер которого составил 2 трлн рублей в 2019 году, пишет компания со ссылкой на данные исследовательского агентства Infoline.

Опираясь на данные Infoline, компания отмечает, что растёт быстрее рынка: за январь-сентябрь 2020-го интернет-торговля в России выросла на 41%, а оборот Ozon — на 142%.

Весь рынок розничной торговли России — четвёртый по величине в Европе с объёмом 33,6 трлн рублей в 2019 году, посчитали в Infoline. По прогнозу, к 2025 году объём рынка достигнет 46,2 трлн рублей.

Рынок электронной коммерции в России быстро растёт, но пока находится на ранней стадии развития с уровнем проникновения 6%. По оценке Infoline, в 2019 году 33 млн россиян покупали что-то в интернете, это 22% населения страны. Этот показатель достигнет 50% в 2024 году, прогнозируют аналитики.

«В ближайшей перспективе мы продолжим нести убытки из-за инвестиций в рост»: главное из проспекта Ozon к IPO

Российский рынок интернет-торговли сильно фрагментирован: на трёх лидеров приходится 18% рынка электронной коммерции. Для сравнения: в других странах этот показатель больше 40%, к примеру, в США и Бразилии. Infoline ожидает, что в будущем несколько крупных игроков могут увеличить свою долю на рынке, вытеснив небольши интернет-магазины и переманив клиентов, которые обычно покупают в офлайн-магазинах.

«В ближайшей перспективе мы продолжим нести убытки из-за инвестиций в рост»: главное из проспекта Ozon к IPO

Основные акционеры

На 31 декабря 2019 года основными владельцами Ozon были АФК «Система» и группа фондов Baring Vostok — каждой принадлежало по 42,99%, следует из документа.

В проспекте компания раскрыла, какими могут быть доли акционеров и держателей акций с учётом всех предусмотренных опционов, конвертируемых займов и других инструментов. Указанные доли — максимально возможные для перечисленных владельцев акций, поэтому их сумма превышает 100%.

  • АФК «Система» — 66,57 млн, или 45,2% акций после конвертации.
  • Фонды Baring Vostok — 66,45 млн, или 45,1% акций.
  • Венчурная компания Index Ventures — 8,44 млн, или 6% акций.
  • Инвесткомпания Princeville Global — 8,39 млн, или 5,6% акций.

Гендиректор Ozon Александр Шульгин получит 1,8% компании, если реализует все предназначенные для него опционы. Всего для руководителей и участников совета директоров зарезервировано 7,8% акций.

Корпоративная структура Ozon. Материнская компания холдинга зарегистрирована на Кипре<br />
Корпоративная структура Ozon. Материнская компания холдинга зарегистрирована на Кипре

Сильные стороны бизнеса Ozon

В разделе "Our Strengths" Ozon перечислил десять достоинств, благодаря которым бизнес растёт. Ниже — несколько сильных сторон компании.

Высокий уровень лояльности покупателей

Процент удержания покупателей вырос с 28% в 2015 году до 45% к 2019 году. Для расчёта Ozon делит пользователей на когорты по годам, когда они сделали первую покупку: 2014, 2015, 2016 и так далее. Удержание — это доля покупателей из когорты, совершивших повторную покупку в следующем году.

Ежегодная частота заказов также выросла. Пользователи из когорты 2014 года, которые продолжали покупать в 2019 году, сделали в среднем 6,5 заказов в 2019-м по сравнению с 4,8 заказами в 2018-м и 3,5 заказами в 2017-м.

Слева — показатель удержания для когорт с 2014 по 2018 год; справа — количество ежегодных заказов на одного покупателя для когорот с 2014 по 2019 год (за вычетом возвратов и отмен)
Слева — показатель удержания для когорт с 2014 по 2018 год; справа — количество ежегодных заказов на одного покупателя для когорот с 2014 по 2019 год (за вычетом возвратов и отмен)

Сильная логистика и технологическая основа

По данным Infoline, логистическая инфраструктура Ozon — одна из крупнейших среди участников интернет-торговли в России на сентябрь 2020 года:

  • Девять фулфилмент-центров.
  • 43 сортировочных центра.
  • 7500 постаматов.
  • 4600 пунктов выдачи.
  • 2700 курьеров.

Также есть доставка «Почтой России» и другими курьерскими службами. Такая инфраструктура позволяет доставлять товары в день заказа в Москве и некоторых районах Московской области и Санкт-Петербурге, а для 40% жителей России — на следующий день, пишет Ozon. По собственным данным, за январь-сентябрь 2020 года компания доставила 95% посылок вовремя.

Мы считаем нашу многоканальную доставку одним из ключевых конкурентных преимуществ. Покупатели могут выбрать способ доставки, который им подходит. Партнёрство со сторонними службами логистики позволяет доставлять товары в самые отдалённые регионы и города России.

Развитие логистической инфраструктуры помогло ускорить рост платформы. Мы видим рост продаж в регионах, в которых инвестировали в расширение и модернизацию логистической инфраструктуры. И считаем, что эта тенденция сохранится.

из проспекта Ozon

Ozon разработал собственную технологическую платформу для управления процессами и обработки операций на платформе. По состоянию на 30 сентября собственные ИТ-системы обрабатывали более 270 тысяч посылок в день и отслеживали около 27 млн товаров на складах.

ИТ-инфраструктура построена так, что каждый сегмент может работать независимо друг от друга: в случае сбоя или отключения одного из них, остальные смогут работать дальше. «Сейчас мы работаем над распределённым "мульти-дата-центром", который позволит нашей платформе работать непрерывно из любого дата-цента», — добавили в Ozon.

Узнаваемый бренд

По данным аналитиков Infoline и BrandScience, Ozon — самый узнаваемый бренд в российской интернет-торговле с оценкой узнаваемости 32% по сравнению с 18% у ближайшего конкурента (его в проспекте не назвали) в июне 2020 года.

Сила бренда способствует органическому росту покупателей, повышает их лояльность и привлекает больше продавцов на платформу, объяснили в компании.

С момента основания в 1998 году мы были синонимом электронной коммерции в России. Ozon был одним из пионеров онлайн-ритейла в России, начиная как онлайн-магазин книг.

из проспекта Ozon

Главные риски для бизнеса

Ozon проведёт IPO на Nasdaq Global Select Market — этот уровень биржи Nasdaq предполагает наиболее жёсткие требования к финансам и ликвидности. По правилам биржи, компания должна предупредить потенциальных инвесторов о всех возможных рисках.

В случае Ozon риски перечислены на 44 страницах — от возможной необходимости дополнительного финансирования и вопросов регулирования до влияния политики и проблем в обслуживании пользователей. Ниже — некоторые из обозначенных рисков.

В обозримой перспективе прибыли не будет

Выручка растёт, но полученные деньги Ozon вкладывает в рост бизнеса, развитие логистики и запуск новых сервисов. Поэтому в ближайшем будущем компания останется убыточной.

В ближайшей перспективе мы продолжим нести убытки из-за ожидаемого увеличения операционных расходов. Мы продолжаем инвестировать в рост бизнеса, сохранение базы покупателей, развитие логистики и фулфилмента, совершенствование платформы и запуск новых сервисов. Эти усилия могут обойтись нам дороже, чем мы ожидаем.

из проспекта Ozon

На рынке становится всё больше конкурентов

Рынок быстро растёт и на нём много конкурентов. Причём Ozon видит соперников не только в других онлайн-площадках, но и в офлайн-ритейлерах. Компания допускает, что из-за конкурентов может потерять позицию на рынке; либо придётся увеличить расходы и поддерживать низкие цены, но это может «отрицательно повлиять» на бизнес и финансовые результаты.

Время от времени наши покупатели могут перестать покупать на нашей платформе. Причины могут быть разные, в том числе выбор в пользу офлайн-магазинов. Точно так же наши продавцы могут перейти к конкурентам.

У некоторых существующих или потенциальных конкурентов может быть больше ресурсов, возможностей и опыта в области управления, технологий, финансов, разработки продуктов, продаж, маркетинга и других сферах.

из проспекта Ozon

Отдельно компания отметила иностранных конкурентов: на продажу товаров из-за рубежа пришлось 29% российского рынка интернет-торговли в 2019 году. Доля внутренней торговли растёт, но нет «никаких гарантий, что в будущем мы не столкнёмся с усилением конкуренции» международных площадок, предупреждает Ozon.

«Сбербанк» потребовал выплатить 1 млрд рублей. В будущем могут быть и другие претензии

В сентябре 2020 года Ozon разорвал соглашение со «Сбербанком» и теперь готовится к судебным разбирательствам. Суть соглашения компания не раскрыла, но банк требует компенсацию в 1 млрд рублей за расторжение договора.

Ozon считает, что выполнил все обязательства и не должен платить. Но если «Сбербанк» продолжит требовать платы за разрыв и конфликт не получится урегулировать мирно, сторонам придётся решить вопрос компенсации в суде.

По мере роста нашего бизнеса число таких претензий может расти, как и суммы предъявляемого ущерба. Став публичной компанией, мы можем столкнуться с дополнительными претензиями и судебными исками в России и за её пределами.

из проспекта Ozon

Дивидендов пока не будет

Ozon ещё не выплачивал дивидендов по обыкновенным акциям и в обозримом будущем не сможет по двум причинам:

  1. Всю будущую прибыль компания планирует инвестировать в развитие бизнеса.
  2. Условия по некоторым займам ограничивают выплату дивидендов и распределение акций без согласования с кредитором.

Мы можем не выплачивать дивиденды в обозримом будущем или вообще не выплачивать дивиденды. Следовательно, окупаемость инвестиций в ADS полностью зависит от повышения цен на открытом рынке, которого может и не произойти.

из проспекта Ozon

Нужны талантливые менеджеры и ИТ-специалисты, но искать их и удерживать становится тяжелее

Как и другие интернет-компании, Ozon знакома с проблемой нехватки талантливых руководителей и ИТ-специалистов, а также их мотивации. Число квалифицированных кандидатов ограничено, и конкуренция за них высокая.

Порой некоторые ключевые сотрудники решают покинуть компанию, в том числе ради дальнейшего карьерного роста или иного вознаграждения. На обучение новых сотрудников может уйти много времени и ресурсов.

Время от времени нам также необходимо увеличивать размер вознаграждений для сотрудников, чтобы удержать их. Если конкуренция в нашей отрасли обострится, для нас может быть сложнее нанимать, мотивировать и удерживать высококвалифицированный персонал.

из проспекта Ozon

Есть угроза дополнительных налогов или штрафов, если самозанятых классифицируют как сотрудников

Некоторые контрагенты Ozon (например, курьеры) зарегистрированы как индивидуальные предприниматели или самозанятые. При расчёте с ними компания освобождается от платы НДФЛ и страховых взносов: ИП платят их самостоятельно, а самозанятые освобождены от НДФЛ и обязательных страховых взносов.

ИП и самозанятые не считаются сотрудниками Ozon, однако компания допускает, что по требованию властей или самих контрагентов суд может классифицировать их как сотрудников, если они регулярно работают со структурами Ozon. Такое решение может привести к начислению налогов или штрафам.

Финансовые отчёты могут быть искажены из-за недостатков в контроле, но Ozon работает над их устранением

Готовясь стать публичной компанией, Ozon нашёл «существенные недостатки» во внутреннем контроле за финансовой отчётностью. Есть риск, что отчётность может быть искажена.

«До размещения мы были частной компанией с ограниченными ресурсами для внутреннего контроля», — объяснили в Ozon.

Проблемы компании в частности связаны с недостаточным контролем за правами доступа сотрудников к информационным системам и распределением обязанностей. Ozon уже работает над устранением недостатков.

Материал был обновлён 4 ноября: добавлена информация из части проспекта Ozon про сильные стороны бизнеса.

7373
163 комментария

Комментарий недоступен

54
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Зашел, чтобы прочитать этот комментарий в топе, или написать свой.

4
Ответить

Эту песню и Амазон поет, уже 20+ лет. Собственно, Озон не придумывает ничего нового - он просто копирует бизнес-модель.

3
Ответить

Вот кстати хз что у них за бизнес.
Помню как в 2005-2006 делали для ozon рекламную кампанию. А спустя 15 лет - у низ все еще убытки?

3
Ответить

Только если посмотреть графики, до 17 года они делали нихуя. Сейчас реально рост х2 минимум каждый год

3
Ответить

инвестиций в отрицательный рост

1
Ответить