54-ФЗ: кого коснулся последний этап кассовой реформы

54-ФЗ: кого коснулся последний этап кассовой реформы

Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa

Летом 2016 года в силу вступили изменения к закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» – это стало началом масштабного перехода на онлайн-кассы. Постепенно, в четыре этапа, для организации автоматической передачи фискальных данных в информационную базу ФНС подключить ККТ нового образца были обязаны практически все категории предпринимателей.

По данным налоговой службы с начала запуска реформы в России 1,5 млн налогоплательщиков зарегистрировали 3,5 млн онлайн-касс, а количество ежедневно формируемых чеков составляет около 200 млн чеков.

Финальный этап реформы закончился в июле 2021 года. О том, кого он коснулся, кому можно не использовать кассу, какие последствия могут быть при несоблюдении закона, а также об альтернативных онлайн-кассам решениях я расскажу в этой статье.

4-ый этап перехода на кассы нового образца

Согласно закону, с 1-го июля текущего года закончилась последняя отсрочка на подключение онлайн-ККТ. Теперь необходимость внедрить в свою работу кассу распространилась на:

  • ИП, не имеющих штатных сотрудников,
  • продавцов, реализующих товары собственного производства,
  • предпринимателей, самостоятельно выполняющих работы и оказывающих услуги.

Есть и те, кому законом разрешено торговать без регистрации и применения онлайн-кассы:

  • предпринимателям или организациям, которые производят только безналичные расчеты (за исключением платежей, осуществленных с помощью банковской карты, в этом случае выдача чека обязательна);
  • самозанятым и индивидуальным предпринимателям, которые выбрали специальный режим налогообложения «Налог на профессиональный доход» (для формирования чеков клиентам они используют приложение «Мой налог»);
  • тем, кто занимается некоторыми видами торговли товарами/услугами, например, ремонтом обуви/одежды, изготовлением ключей, продажей мороженого в киоске и так далее (здесь можно найти полный список торговой деятельности, на которую не распространяется требование установки ККТ нового поколения);
  • некоторым индивидуальным предпринимателям на патентной системе налогообложения, например тем, кто ремонтирует мебель, реконструирует здания и так далее (здесь можно изучить весь список);
  • предпринимателям, которые работают в отдаленных или труднодоступных местностях, но по запросу покупателя будет необходимо предоставить документ, подтверждающий сделку (в каждом регионе местные власти сами определяют список таких местностей).

Это основные случаи, когда законом разрешено работать без интеграции онлайн-кассы, остальные виды узкоспециализированной деятельности, которые освобождены от применения кассы, можно изучить здесь.

Как выглядит процесс регистрации онлайн-ККТ

Далее расскажу, какие действия понадобится сделать предпринимателю, чтобы пройти процедуру регистрации кассы:

  • Первым шагом для предпринимателя станет покупка кассового аппарата и фискального накопителя (сначала следует ознакомиться с реестром подходящей контрольно-кассовой техники, который составила федеральная налоговая служба).
  • Следующими шагами станут получение КЭП (квалифицированной электронной подписи) и заключение договора с ОФД (оператором фискальных данных), с помощью которого происходит отправка чеков в ФНС. Здесь можно изучить список ОФД, которые получили разрешение налоговой на обработку фискальных данных.
  • Далее необходимо будет пройти регистрацию онлайн-ККТ, сделать это можно в Личном кабинете на сайте налоговой (при наличии действующей КЭП). В заявке потребуется указать модель и заводской номер кассового аппарата и фискального накопителя, назначение кассы, наименование своей организации и адрес, по которому будет использоваться ККТ и данные об ОФД. Если же у предпринимателя нет КЭП, тогда ему будет необходимо лично посетить отделение ФНС и подать заявление на регистрацию своей кассы. При себе нужно будет иметь паспорт ККТ, а также распечатанную и заполненную форму заявления о регистрации (здесь можно ее скачать). Обычно такая заявка обрабатывается в течении пяти рабочих дней.
  • Финальным этапом станет регистрация кассового аппарата в ОФД – это можно сделать в личном кабинете оператора фискальных данных.

Альтернативные решения

Как я уже упомянула в начале, на рынке есть сервисы, предлагающие предпринимателям различные решения, которые позволяют легально торговать в интернете, не приобретая собственный кассовый аппарат. Благодаря им предприниматель может обойтись «малой кровью», потратив меньше сил, времени и финансовых средств. Для этого есть два пути: оформить подписку на облачную онлайн-кассу или организовать процесс с помощью действительного платежного агента.

Услугу подключения облачной ККТ сегодня предлагают различные сервисы (например, «АТОЛ Онлайн» или Robokassa). Также для работы понадобится фискальный накопитель, который можно либо приобрести, либо взять в аренду. Стоимость подписки на виртуальную кассу будет зависеть от выбранного сервиса и тарифа, в среднем месяц аренды может обойтись от 1500 до 4500 рублей. Годовая подписка выйдет примерно в ту же сумму, что и приобретение собственного аппарата, но здесь стоит учесть, что во втором случае предпринимателю необходимо будет оплачивать ремонт/замену и ежегодное ТО самостоятельно, а с облачной кассой все это обеспечивает партнер. Еще одно преимущество – решение гарантирует постоянную, бесперебойную обработку платежей. Это возможно благодаря тому, что физическая касса, которую предприниматель по сути берет в аренду дистанционно, связана по принципу сот с другими такими же ККТ и общим ПО, то есть, если один из аппаратов вдруг выйдет из строя, это никак не скажется на работе для клиентов сервиса.

Второй путь – фискализация через платежного агента - потребует от предпринимателя еще меньших организационных действий, времени и финансов. Так, заключив договор с сервисом, он освобождает себя от необходимости приобретения/аренды фискального накопителя и кассы, ее обслуживания и регистрации в налоговой службе, оформления ЭЦП (электронной цифровой подписи), заключения договора с оператором фискальных данных – всё это заботы поставщика услуги. За дальнейшую отчетность в ФНС и своевременную отправку чеков покупателям также будет отвечать платежный агент. Получить такой функционал можно с помощью решения «Робочеки» от сервиса Robokassa. Платить за подключение и использование инструмента не придется, единственным расходом будет стандартная комиссия платежного сервиса.

Дополнительные детали об альтернативных решениях и процесс их подключения я описывала в статье «54-ФЗ: как подключить онлайн-платежи в рамках закона».

Заключение

Многообразие инструментов и решений, которое сегодня предлагает рынок, позволяет предпринимателю организовать бизнес-процессы максимально подходящим для него образом. Покупка или аренда физической ККТ, подписка на облачную кассу или фискализация через платежного агента – какой бы из вариантов вы не выбрали, советую не тянуть с решением этого вопроса. Если налоговая обнаружит работу без онлайн-кассы/альтернативных решений, нарушитель получит штраф или даже временный запрет на торговую деятельность. Подробнее о мерах наказания можно узнать здесь, а в статье «Как ФНС может обнаружить, что вы ведете нелегальную предпринимательскую деятельность» изучить инструменты, которые имеются в арсенале сотрудников налоговой.

Желаю всем предпринимателям прибыльных и интересных проектов!

99
26 комментариев

Не ведитесь на облачные кассы. Физические кассы можно приобрести не дорого: 4000-10000 рублей. Столько же заплатите за несколько месяцев работы с облачной кассой. Только физическая касса может годами работать и переплачивать не придется. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Что выбрать вместо Эвотора? Глюки и дичь задолбали.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Aqsi, если не очень большой поток. Хотя и эвотор на большой поток не подходит

Ответить