Мимикрия и как еще интернет-магазину выжить в нынешних суровых условиях
Вот казалось бы: обеспечьте клиентам большой и востребованный ассортимент, добейтесь стабильно быстрой доставки, раскиньте широкую сеть продаж и самовывоза, организуйте качественную поддержку и постпродажный сервис, установите цены ниже рынка, направьте целевой трафик, хорошенько его обработайте… и дело в шляпе. Ан нет, к этому стремятся все, кому не лень, у вас с такими «генами» крайне мало шансов.
Как же быть, как эволюционировать, чтобы выжить в российских «тропиках»?
Один из вариантов, на практике доказавший свою результативность:
Аргументы в пользу СТМ уже готовы, с пылу с жару, щедро сдобренные жизненными примерами и мнениями экспертов. Bon Appétit!
1. Формируем реноме эксперта
Одно дело, когда вас знают, как хороших продавцов, совсем другое, когда вы и продавцы от Бога и настолько погружены в тему, что способны создавать вещи с востребованными качествами, предугадывая и формируя спрос и талантливо вплетая высокие технологии.
Примеры товара СТМ от магазинов, которые погружены:
2. Заполняем свободные ниши
Можно ведь не ограничиваться тем, как видят рынок другие производители. Товары СТМ позволяют более «тонко настроить» позиционирование под свою аудиторию и заполнить ниши, которые не заполнены другими продуктами в категории.
Пример тонкой настройки:
Послушаем тех, кто как и DNS, тщательно анализирует потребности покупателей и применяет результаты при создании товаров СТМ:
3. Уменьшаем груз зависимостей
Каким бы ни был уровень отношений с дистрибьюторами и производителями, вы все равно в недостаточной степени влияете на их поставки, цены, качества продуктов и маркетинговую активность.
Снижая зависимость от контрагентов и ситуации на рынке вы запоминаетесь клиентам, как бренд, который никуда не убегает (как эти), всегда доступен на физической и виртуальной полках, не злоупотребляет акциями и пуще других старается сдерживать цены.
Ушедшим компаниям давно есть хорошая замена:
Специалисты хорошо понимают важность СТМ для повышения контроля цен, качества и поставок:
4. Повышаем лояльность покупателей к магазину
Если нужный покупателю товар у вас дешевле, сочнее, премиальней, здоровее…, а еще если такого у других совсем нет, покупатель закроет глаза на многое: и на то, что вы не рядом, и что ассортимент не очень большой, и что нет возможности пощупать до оплаты, и что не работаете рано утром и поздно вечером, и что доставляете медленней и на многое и многое другое.
Пример — коллекция премиальных продуктов Selection в «Азбуке Вкуса». Это премиальная линейка, не имеющая аналогов у конкурентов. Selection позиционируется совместно с брендом «АВ», подчеркивая тем самым не только свою уникальность, но и магазина.
Эксперты сходятся во мнении, что СТМ — важный инструмент для повышения лояльности покупателей к магазину:
5. Общаемся с потребителем еще и там, где происходит потребление
Ленту на хлеб не намажешь. Или намажешь?
Окунемся немного в историю:
До 1882 года брендов розничных сетей не было ни на столах покупателей, ни в их мастерских, ни в кармане, да нигде кроме как в самих магазинах и рекламе их не было.
Теперь же благодаря прозорливости Джона Джеймса Сэйнсбери у вас появился еще один способ общения с целевой аудиторией. Как это делает Лента со своим маслом или Ralf Ringer с сопутствующими товарами:
6. Усиливаем свои позиции в оптовом направлении
До попадания на полку товар проходит через руки множества компаний, каждая из которых что-то на нем да зарабатывает. В итоге интернет-магазину остается довольствоваться маржой с гулькин нос, с такой крайне сложно выходить на оптовый рынок.
Развивать собственные торговые марки тоже не просто, зато появляется возможность дифференцировать бизнес за счет работы с оптовыми покупателями и участия в тендерах.
Озон недавно запустил новую торговую марку. И учитывая, что они ориентируются не только на розничных клиентов, но и на бизнес, теперь могут продавать, скажем, школьную форму в частные и государственные учебные заведения.
Говоря об оптовом направлении нельзя не отметить тех, кто в этом преуспел:
7. Пользуемся властью над ценой
Не объем продаж и не расходы, а цена, по словам Германа Саймона, — самый эффективный из драйверов прибыли.
Если сравнить эффект от повышения цены на 5%, снижения затрат на 5%, увеличения объема продаж на 5%, снижения фиксированных расходов на 5%, самым значительным драйвером роста окажется повышение цены. И наоборот, снижение цены приводит к самому значительному падению прибыли.
И СТМ дают вам сильно большую власть над ценой, нежели товары ТМ других компаний.
А так ли это на практике? Послушаем экспертов:
8. Мимикрируем
Листотел и другие мастера маскировки вдохновили X5 Group на применение мимикрии в СТМ:
Самое время учиться у природы, занимать территории, с которых «метеоритный дождь» обрушившийся на Россию уничтожил множество «видов», давно тут обитавших.
экскурсы в историю и биологию занимательные)