Wildberries заподозрили в утечке данных: в сети распространяют информацию о продаже данных клиентов и продавцов

Сегодня в одном из телеграмм-каналов появилась информация о том, что базы клиентов и партнеров Wildberries оказались в сети и продаются там всего за пару сотен долларов. Вроде бы, ничего удивительного - информацию сливают, данные - крадут. Но история быстро переросла в словесную перепалку между журналистами, маркетплейсами и ведомствами. Но была ли утечка? Рассказываем.

Первым об утечке заговорил телеграмм-канал Readovka. Корреспонденты обнаружили на специализированных форумах базу маркетплейса, которую предлагали приобрести всего за 300$. За эти деньги, якобы, можно разжиться списками ФИО и e-mail, номеров карт и данными о последних трех заказах и суммах выкупа. Отдельно отмечалось, что базу можно сформировать из информации о покупателях или продавцах.

Если верить информации журналистов, то база настолько детальная, что выкупить можно данных лишь по конкретному региону или конкретной точке маркетплейса (тут речь, видимо, идет о ПВЗ). В качестве доказательства, телеграмм-канал привел скриншот из подобной базы, пояснив, что корреспондентам удалось позвонить по указанным в ней номерам и выяснить, что все они принадлежат реальным клиентам Wildberries. Скриншот мы опубликуем ниже, но ради объективности укажем на то, что в нем нет никакой конкретной информации, указывающей на принадлежность списка к фиолетовому маркетплейсу.

Wildberries заподозрили в утечке данных: в сети распространяют информацию о продаже данных клиентов и продавцов

Как именно корреспондентам удалось получить информацию о базе, не уточняется. Полагаем, они могли связаться с продавцам данных под видом покупателей и уточнить у него всю информацию. Продавец сообщил им (если мы доверяем данным самого издания), что базу никто не взламывал. Все честно.

Товар очень ликвидный, базу никто не взламывает, сотрудники просто продают ее нам. Если бы кто-то хотел взломать, ума много не нужно, там все просто, в наличии есть очень много, она раз в три дня обновляется

комментарий продавца баз данных, опубликованный корреспондентами Readovka

Информация о возможной утечке быстро начала расползаться по сети. Подобные темы всегда быстро подхватываются, но сегодня они особенно актуальны: с июля Роскомнадзор начал проводить детальные проверки всех сообщений об утечках персональных данных. Ведомство успело пройтись за это по "Билайну", "Пятерочке", сервису доставки Delivery и "Ростелекому". Поразительно, но также быстро за информацией об утечке Роскомнадзор обратился и к Wildberries. Уже сегодня ведомство направило в адрес площадке запрос с требованием предоставить детальную информацию о возможной утечке персональных данных клиентов. Была ли она предоставлена - пока неизвестно.

Зато, крайне быстро, журналистам был предоставлен официальный комментарий маркетплейса. Пресс-служба площадки не может похвастаться оперативностью, а скорее замечена в выборочных ответах на темы, которые ей кажутся актуальными. Утечка, видимо, такой оказалась. Пока Роспотребнадзор направлял запрос в адрес маркетплейса, издание "Ведомости" уже получило и опубликовало официальный ответ площадки по поводу ситуации с утечкой данных. Данные, по словам пресс-службы на места, утечки не было, а журналисты просто испытывают "кризис жанра".

Заметили, что информация об "утечках баз данных" появляется в тот момент, когда у некоторых "изданий" наступает "кризис жанра". Расстроим их: в Wildberries не было "утечек", данные пользователей надежно защищены нашими IТ-системами. Нам жаль, что данный Telegram-канал распространил заведомо ложные сведения

пресс-служба маркетплейса Wildberries

Официальный комментарий, хоть и опровергает данные об утечке данных, на деле никак не отвечает на возникающие у пользователей вопросы.

Во-первых, продавец базы заявляет, что системы Wildberries никто и не взламывал. То есть IT-специалисты могут продолжать сидеть на своих рабочих места ровно. Речь в сети идет о сливе информации со стороны сотрудников маркетплейса. Гарантировать невозможность этого айтишники вряд ли могут.

Во-вторых, посыл пресс-службы федеральной площадки звучит, как минимум, грубо. Получается, что журналисты пытаются закидать обвинениями маркетплейс, а последний поступает таким же образом в отношении журналистов. Тут хочется встать на сторону корреспондентов. Испытывать кризис жанра им, кажется, просто некогда. Всего за последние 7 дней Wildberries успел засветиться в таком количестве новостей, что заскучать по ним точно никто не успел. Устать - да. Вспомните, хотя бы инфоповод с появлением платного возврата крупногабаритных товаров. Ему всего пара дней.

Ради приличия, отметим и гениальным маркетинговый ход маркетплейса с переименованием в "Ягодки". Одно только это решение площадки заставило говорить о ней все федеральные ленты и мелкие паблики.

Кризиса жанра мы точно не наблюдаем. Мы наблюдаем за неким непонятным скриншотом и очень хотим услышать, что скажет Wildberries не журналистам, а Роспотребнадзору.

2 комментария

можно подумать, они все будут торговать вашими данными, что государства, что корпорации. Только вы об этом знать не будете.

1
Ответить