{"id":6456,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0438\u0445 \u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=6456&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/281058-pochemu-vazhno-zashchishchat-dannye-vo-vremya-obrabotki&placeBit=1&hash=dc7f2bae2bc390fd70ec9b439b852fb5901b27f8537bbae69b6bbdceddf340ad","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Nikolay Savin

Искусственный интеллект для ритейла: какие результаты получит бизнес

И какие задачи можно решить с его помощью.

Сумерки автоматизации

Цена остается одним из основных факторов принятия решения о покупке. Подход к ценообразованию меняется в зависимости от поведения покупателей и трендов рынка.

Эволюция ценообразования началась с базовых переоценок «от закупочной цены» и разных ценовых проектов. Результат полностью зависел от уровня экспертности человека, принимающего решение.

По мере усложнения процесса, в помощь эксперту добавлялись BI-системы и отделы аналитики. Однако, рост популярности e-commerce и омниканальности требовал принимать решения еще чаще. При этом, количество SKU на менеджера возрастало, как и ожидания потребителей.

Ответ был найден в автоматизации. Для бизнеса это нетривиальная задача, требующая времени для настройки системы, а также вовлечения нескольких отделов. Автоматизация уменьшает скорость обработки данных и время на принятие решений, но взамен лишает гибкости. Нередки случаи, когда войны ценовых роботов загоняют индустрии на дно доходности или еще немного ниже.

Но решение, как всегда, есть.

Эволюция подходов к ценообразованию

Заря эры искусственного интеллекта в ритейле

Сейчас 70 % компаний, которые демонстрируют динамику прибыли выше среднего, остаются гибкими и быстро реагируют на изменения спроса и ситуацию на рынке. Дело не только в том, кто быстрее всех переклеит ценники. Теперь необходимо понимать настроения и поведение потребителей, а не фокусироваться только на действиях конкурентов. В таких вопросах искусственный интеллект имеет огромный потенциал для ритейла.

Искусственный интеллект в ритейле — это набор алгоритмов машинного обучения, в основе которых лежат нейронные сети.

Алгоритм обучается по тому же принципу, что и человек — на опыте прошлых транзакций. Разница только в том, что алгоритм делает это намного быстрее, никогда не устает и ничего не забывает. Проживая каждую транзакцию, он улавливает нелинейные связи между набором факторов.

Нелинейность — ключевой аспект.

Нужно не только понять, как изменение цены на этот продукт отразится на его продажах. Важно отделить сезонность, действия конкурентов от изменений потребительских настроений и промо-активностей, а затем отследить связи между позициями и как изменение набора цен скажется на всем портфеле. С этими и другими задачами справляется искусственный интеллект.

70 % компаний с динамикой прибыли выше среднего — гибкие и быстро реагируют на изменения спроса и ситуацию на рынке.

Deloitte Digital. Consumer Experience In The Retail Renaissance

Какие бизнес-задачи решает искусственный интеллект

1. «Поднять цены так, чтобы это не сказалось на количестве продаж». Искусственный интеллект учитывает эластичность спроса на каждый товар и рекомендует оптимальную цену, при которой можно сохранить количество проданных штук и получить максимальную маржинальность.

2. «Учесть поведение потребителей при формировании цены». Помимо действий конкурентов и зависимости продаж товара от его цены искусственный интеллект учтет изменения потребительских настроений, сезонность и промо-активности. В результате, цена улучшит покупательский опыт.

3. «Прогнозировать эффект от принимаемых решений в ценообразовании». Искусственный интеллект моделирует разные рыночные ситуации с прогнозируемой точностью, что дает возможность понимать эффект от принимаемых решений.

4. «Избавиться от ненужных промо, убивающих маржинальность». Моделируя зависимость продаж от промо, искусственный интеллект оценивает влияние разных промо-механик на продажи, и предлагает оптимальный сценарий без привлечения человека.

5. «Использовать весь опыт ценовых и промо-экспериментов, за который ваш бизнес заплатил деньгами». Обучаясь на данных бизнеса, искусственный интеллект учтет каждую транзакцию, сезонность и промо, и подсчитает оптимальную цену намного быстрее и точнее, чем человек.

Какие результаты получит бизнес

Результаты внедрения искусственного интеллекта в ценообразование зависят от положения магазина на рынке, стартовых показателей бизнеса, а также от эффективности и скорости принятия решений на стороне клиента.

Gartner Quаdrant подсчитал предварительные результаты внедрения алгоритмов в ценообразование:

  • увеличение выручки от 1% до 5%;
  • рост маржинальности от 2% до 10%;
  • сокращение невыгодных промо до 80%;
  • увеличение цикла жизни клиента на 20%.

По результатам кейса Competera с британским магазином, внедрение искусственного интеллекта в ценообразование крупного бизнеса уже через месяц дает такие результаты:

  • рост продаж в штуках на 22,3%;
  • увеличение прибыли на 13,9%.

Рост выручки — от 1% до 5% при внедрении машинного обучения в ценообразование.

Gartner Quаdrant. Market Guide for B2B Price Optimization and Management Software

Перспективы ценообразования

Алгоритмы идеально подходят крупным ритейлерам, которые работают на динамичных рынках, требующих изменения цен на тысячи позиций еженедельно, а то и несколько раз в день, игрокам со сложной структурой регионального или канального ценообразования, либо тем, кто исчерпал источники быстрого роста и готов получить дополнительные 5—15% от оптимизации процессов.

Данные — главный актив компании в любых инициативах, связанных с ценообразованием. Критически важно убедиться, что данные бизнеса правильно структурированы и хранятся надлежащим образом.

Мобильность команды — залог успешной реализации проекта оптимизации ценообразования. Внедрение искусственного интеллекта влечет за собой изменения ролей в команде. Технология забирает на себя сложную рутину, освобождая человека для стратегических задач:

  • договориться о специальных условиях с поставщиком;
  • выбрать стратегию работы с категорией, а не с отдельными товарами;
  • освободить склады для хорошо продающихся позиций;
  • корректировать выбор сценария на основе полученного прогноза.

Выводы

Мы находимся на заре эры машинного обучения в ценообразовании крупного бизнеса. В следующие два-три года нас ждет волна экспериментов и внедрений систем на основе машинного обучения.

Конкурентное преимущество получает тот бизнес, который внедряет технологичный подход в формировании оптимальных цен, основываясь на поведении потребителей, сезонности и активности конкурентов.

{ "author_name": "Nikolay Savin", "author_type": "self", "tags": ["\u0446\u0435\u043d\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u044f","\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438_\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0433\u043e","\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438","\u0440\u0438\u0442\u0435\u0439\u043b","\u043f\u0440\u0438\u0431\u044b\u043b\u044c_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430","\u043f\u0440\u0438\u0431\u044b\u043b\u044c","\u043d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043d\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0435\u0442\u0438","\u043d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043d\u043d\u044b\u0435\u0441\u0435\u0442\u0438","\u043c\u0430\u0448\u0438\u043d\u043d\u043e\u0435_\u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435","\u043c\u0430\u0448\u0438\u043d\u043d\u043e\u0435\u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435","\u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439_\u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442","\u0432\u044b\u0440\u0443\u0447\u043a\u0430"], "comments": 2, "likes": 6, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 48616, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 23 Oct 2018 14:15:43 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
2

Скажите мне, люди, почему сегодня так модно стало называть автоматику любого уровня примитивности искусственным интеллектом? Будильник 60-х годов в терминах сегодняшнего маркетинга - это ИИ, ведь он умеет вовремя разбудить человека. Утюг с биметалличесой пластиной - ИИ, ведь он умеет поддерживать температуру.

Ответить
0

Действительно, словосочетание “искусственный интеллект” используют маркетологи, чтобы нагнать трафик и привлечь внимание к компании, а под капотом у технологии часто лежит просто набор скриптов. Конечно же я не говорю, что мы создаем искусственный интеллект, который будет разговаривать с вами или заваривать вам кофе. Мы используем самообучающуюся систему, основанную на нейронных сетях. Для ритейла это означает быстрые многофакторные подсчеты для большого ассортимента товаров, которые физически не может осуществить человек в нужном объеме и качестве. Оставить эту задачу человеку равно потерять прибыль, которую можно получить, внедрив систему оптимизации.

Ответить
Читать все 2 комментария
«Вам звонок из Циан»: зачем компания скупает номера телефонов и как call-tracking помогает клиентам сервиса

Подменные номера телефонов защищают от нежелательных звонков и упрощают аналитику продаж

Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

Выборы, выборы, кандидаты

Нет, не в рифму известной песни. "Всего лишь" педофилы... Делюсь своим негодованием после посещения избирательного участка.

Sports.ru рекламирует запрещенных мошеннических букмекеров. Потерял 59 000 рублей

Добрый день! Пишу на vc, так как больше нигде не могу добиться ответа ни от представителей казино, ни от представителей Sports,ru, которые рекламируют нелегальное на территории РФ казино и букмекера 1xbet.

Конференция GoGlobal! соберет ведущих маркетологов

29 сентября 2021 года впервые состоится GoGlobal! — однодневная онлайн-конференция для маркетологов, заинтересованных в ускорении глобального присутствия своих кампаний.

Я задолбался пропускать интересные статьи на vc.ru и создал Capitan

Это самый удобный рабочий стол для браузера

Дайджест новостей Сбера: AR-экскурсия, распознавание животных и премия для учёных

Прогулки по Политехническому музею с роботом Сепулькой, чудеса компьютерного зрения, научная премия — начало сентября в Сбере выдалось насыщенным. Делимся с вами самыми интересными новостями компании во втором выпуске нашего дайджеста.

Что может быть важнее прибыли. ESG-словарь для инвестора

В 2020–2021 гг. резко возросла популярность темы ответственного инвестирования, или ESG. Идея о том, что инвестиции должны не только приносить прибыль, но и поддерживать экологию и социальную справедливость, привела к тому, что ESG-фонды стали играть значимую роль на мировых рынках капитала.

Почему не стоит заказывать товары 18+ на Озоне, если вы не готовы их потом нести в пункт самовывоза

Хочу поделиться неудачной историей заказа товара 18+ на Озоне. И как Озон не хочет помогать решить проблему. Текст могут читать только совершеннолетние пользователи сайта.

«Яндекс» оставляет только положительные отзывы о своих сервисах

После ситуации с не доставленным заказом из Яндекс Лавки, я оставил отзыв на сервисе Карт. Его приняли и разместили, но доступен он только для аккаунта, с которого я его оставлял)))

null