Прогноз развития рынка логистики России 2022

Кризис 2022 года отличается от всех предыдущих, поскольку его природа имеет нециклический характер. Сейчас из-за санкций мы имеем дело с масштабной структурной перестройкой всей российской экономики. Введение санкций против России сильно повлияло на деятельность многих компаний, в том числе транспортных.

Транспортно-логистический рынок отреагировал на санкции в отношении России по-разному:

  • Часть компаний закрылась из-за невозможности перестроить бизнес. В большей степени игроки, специализирующиеся на доставке товаров из-за рубежа.
  • Некоторые компании приняли стратегию выжидания и приостановили работу до тех пор, пока ситуация в экономике не прояснится.
  • Активные игроки рынка сфокусировали внимание на оптимизации расходов: более тщательный анализ маршрутов доставки, консолидация заявок на региональных складах и доставка больших партий товара, но реже.
  • Часть компаний пытались быстро перестроить свои логистические пути и плечи. Из-за быстро меняющихся внешних условий (условия перевозок, в том числе и стоимости валюты) и отсутствия гибких инструментов расчета стоимости поставок, часть перевозок осуществлялась в убыток компаниям. Это стало толчком к активному внедрению программных продуктов для оцифровки процессов.

С актуальными экономическими показателями рынка транспортно-логистических услуг России вы можете ознакомится на нашем канале PROмасштабирование.

К барьерам рынка логистических услуг можно отнести следующее:

  • большинство логистических компаний начинает переход на рынок 3PL(предоставление логистической компанией полного комплекса услуг, начиная от доставки продукции и заканчивая управлением заказами), что часто вызывает сложности;
  • особенностью российского рынка является исторически сложившаяся тенденция недоверия к контрагентам, не позволяющая участникам рынка полностью доверять управление логистическими процессами сторонней организации;
  • отсутствие развитой инфраструктуры;
  • высокий уровень затрат на нематериальные активы: инновации, информационные технологии, поиск, обучение и содержание штата квалифицированного персонала.

Транспортировка товаров через северо-запад России приводит к появлению логистического «крюка». Чтобы избавиться от этой проблемы, Россия сейчас развивает коридор «север — юг» с использованием инфраструктуры южных соседей (Китай, Казахстан). Также есть возможности использования потенциала российских соседей, как транзитных стран. Еще одним шагом нормализации ситуации в отрасли может быть увеличение мощностей дальневосточных портов.

Российская экономика еще больше будет переориентирована в азиатском направлении. В этом ключе планируется еще большее замещение западных инвестиций, оборудования и технологий. Большая доля поставок из Китая в Россию приходится на железнодорожные перевозки, которые активно развиваются в последнее время. Например, в начале 2022 г. был запущен первый контейнерный поезд из Урад-Хоуци в Москву, который за 10 дней доставил 50 контейнеров с сельскохозяйственной продукцией. В марте РЖД открыли новый сухопутный мультимодальный сервис через Казахстан, между Шэньчжэнем и Санкт-Петербургом.

Помимо этого, транспортные потоки постепенно переориентируются на нейтральные страны, к которым можно отнести зону СНГ, а именно Узбекистан, Киргизию и Армению.

Если экспорт из Китая вырастет в пропорции к прежним объемам на европейском направлении, мощности казахстанской логистики не хватит. Это создаст точки роста для крупных российских перевозчиков, а значит и их логистических партнеров. Те же шаги можно предпринять и в отношении Узбекистана и Кыргызстана, которые поставляют в Россию большое количество сельскохозяйственной продукции.

Еще одним перспективным рынком для выхода российских логистических компаний является Грузия. Это один из немногих выходов на глобальные морские коммуникации и один из немногих выходов на глобальный рынок. Это не только обеспечит грузопоток между странами, но и создаст дополнительный выход на Азербайджан, Турцию и Иран.

Судя по прогнозам экспертов, текущий кризис оказал значительное негативное влияние на экономику в целом и на многие ее отрасли.

Аналитиками был сделан прогноз развития рынка, согласно которому, спад в отрасли ТЛУ в 2022 г. составит 24,9%, а в 2023 будет отмечен незначительный рост – на 2,4%. Далее последует более мощный рост рынка. Среднегодовые темпы прироста рынка в 2022–2026 гг. будут на уровне 3,0%. По прогнозам, к 2026 г. совокупный объем рынка транспортно-логистических услуг может достичь уровня 5606,7 млрд руб.

0
2 комментария
Арсен Хабибуллин

Как вы считали прогноз роста? Интересно для учебного проекта, какие данные использовались и какая методика?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Григорьев
Автор

Арсений, добрый день. Используются современные статистические методы прогнозирования, учитывающие фактическую динамику
отрасли и влияние текущей и прогнозируемой общеэкономической ситуации. Источники информации для прогнозирования: - Объем отрасли за последние 5 лет
- Динамика отрасли в 2008-2009 гг., в 2014-2015 гг., в 2017-2021 гг.
- Динамика макроэкономических показателей за последние 9-10 лет
- Базы данных Госкомстата РФ
- Базы данных налоговой службы РФ
- Открытые источники (сайты, порталы)
- Отчетность эмитентов
- Сайты компаний
- Инсайдерские источники
- Специализированные аналитические порталы

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда