Что такое e-commerce

Отвечаем на главные вопросы об электронной коммерции: что это и кому нужно; с чего начать и что ожидать в будущем.

Что такое e-commerce
Владислав Лосев
руководитель направления CRM в IT-интеграторе «Первый Бит» (офис Воронеж)

Что такое e-commerce и как это работает?

E-commerce (электронная коммерция) – сфера бизнеса, где продажи и покупки товаров и услуг осуществляются через цифровые каналы коммуникации.

Это может быть как продажа товаров в интернет-магазинах, мобильных приложениях или социальных сетях, так и предоставление услуг через различные онлайн-платформы. В идеале, этот процесс осуществляется без участия продавца – автоматически и дистанционно.

Основная цель e-commerce заключается в том, чтобы упростить процесс покупки товаров и услуг для потребителей, предоставляя им возможность выбирать и оплачивать товары через интернет.

Виды e-commerce

Существует несколько классификаций предприятий сферы e-commerce.

Во-первых, компании отличаются тем, что они продают – товары или услуги.

Во-вторых, в каком формате представлен их продукт или услуга – физическом (например, билет на концерт, сертификат в салон красоты) или цифровом (например, подписка на онлайн-кинотеатр, приложение для прослушивания музыки).

В-третьих, компании различаются аудиторией, которой они продают товар:

  • b2b (business-to-business) – продажа товаров и услуг между компаниями;
  • b2c (business-to-consumer) – продажа товаров и услуг от компании непосредственно потребителю;
  • с2с (consumer-to-consumer) – продажа товаров и услуг между частными лицами через интернет-платформы типа «Avito»;
  • c2b (consumer-to-business) – продажа товаров и услуг от потребителя к компании, например, когда потребитель предлагает свои услуги на фриланс-платформе типа «Профи.ру».

Платформы электронной коммерции

Для каждого способа онлайн-торговли существуют свои платформы. Например, для создания интернет-магазина используются различные CMS-системы. Они бывают платными и бесплатными, коробочными и в виде онлайн-сервиса. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому выбор CMS зависит от потребностей и бюджета предприятия.

Важно выбрать платформу, которая поддерживает нужные вашему бизнесу, такие как управление контентом, SEO-оптимизация, интеграция с учетными системами и т.д. Сегодня одна из самых популярных и востребованных среди клиентов систем – это «1С-Битрикс: Управление сайтом».

Логистика в e-commerce

Логистика в e-commerce включает в себя управление запасами, упаковку, доставку и обработку возвратов.

Ключевой этап во всей логистической цепочке – это доставка от склада до конечного потребителя. Ее называют last mile или последняя миля. Он может быть самым сложным этапом в логистике электронной коммерции, так как требует точности и скорости доставки, учета индивидуальных потребностей покупателя.

Главная цель последней мили – обеспечить максимальное удобство и удовлетворенность покупателей, что, в свою очередь, повышает их лояльность к компании и делает более вероятными повторные покупки.

Для удобства клиентов продавцы часто предлагают своим клиентам разные варианты доставки:

  • курьерская доставка, когда курьер доставляет товар прямо в руки покупателя;
  • почтовая доставка, когда товар отправляется почтой или курьерской службой, которая доставляет его до почтового ящика или дверей покупателя;
  • доставка в пункт выдачи, где покупатель сам забирает свой товар.

Создание электронного бизнеса

Раньше электронная коммерция существовала только как дополнительный канал продаж для розничных магазинов – она позволяла покупателям совершать покупки из любой точки мира, не выходя из дома. Однако сейчас она стала вполне самостоятельной отраслью.

Если у предприятия нет розничных точек продаж, то я бы рекомендовал запускать онлайн-торговлю не с создания собственного интернет-магазина, а с выхода на маркетплейсы. Это поможет быстрее получить клиентов и начать продавать им свои товары, ведь эти площадки уже имеют большую аудиторию и готовую инфраструктуру для обработки заказов, оплаты и доставки товаров.

Однако, если у компании уже есть устоявшаяся клиентская база и желание создать сильный бренд, то запуск собственного интернет-магазина может быть более выгодным вариантом в долгосрочной перспективе.

Преимущества и недостатки

У электронной коммерции много преимуществ:

  • Большой ассортимент, который можно представить на цифровой витрине. В розничной точке разместить весь товар, что хранится на складе, невозможно.
  • Большой охват аудитории. Интернет – это глобальная сеть, которая позволяет продавать товары и услуги по всему миру.
  • Удобство для клиентов. Покупки в интернете можно сделать в любое время суток и из любого места, где есть доступ к сети.
  • Экономия времени и денег. Клиентам не нужно тратить время на поездки в магазины, а продавцам не нужно оплачивать аренду помещений и содержать большой штат сотрудников.

Из недостатков электронной коммерции для владельцев бизнеса я бы отметил затраты на развитие, продвижение и техническую поддержку сайта, приложения и т.д.

Онлайн-торговля – это отдельный канал продаж, который требует больших вложений.

Тренды

Ключевым трендом электронной торговли в 2023 году можно считать усиление позиций маркетплейсов, объединяющих селлеров и покупателей на одной платформе. Ведущие площадки – Wildberries, Ozon, Мегамаркет и Яндекс Маркет – из года в год показывают кратный рост по объему выручки.

По данным исследовательского агентства Data Insight, специализирующегося на маркетинговых исследованиях в e-commerce, в 2022 году россияне совершили 2,8 млрд онлайн-заказов. Это на 65% больше, чем количество онлайн-заказов за 2021 год. Основной вклад в этот рост внесли именно маркетплейсы — во второй половине 2022 года их доля составила 73% от общего количества заказов.

Уверен, в ближайшие несколько лет маркетплейсы останутся ведущим драйвером развития e-com-рынка.

13
Начать дискуссию