Китай ответит ЕС, если спор вокруг электромобилей не получится решить мирно

Привет! На связи Илья, автор крупнейшего Telegram-канала EV Forum про электромобили. Здесь и в канале рассказываю о новых и старинных марках электромобилей, делюсь новостями со всех континентов, и выкладываю аналитику.

В уходящем году Евросоюз начал антимонопольное расследование в отношении электромобилей из Китая, грозящее повышением таможенных пошлин. Автопроизводители блока напряглись в ожидании симметричного ответа со стороны все более напористой державы.

Но китайские власти в эскалации конфликта не заинтересованы, ведь на европейский рынок поставляется треть всего экспорта NEV (автомобиль с новой энергией) из КНР. И правительство, и такие компании, как BYD Co. и SAIC Motor Corp., были максимально вовлечены в расследование дела о субсидиях, о чем писали подробнее в статье "Почему разорвать мертвую хватку Китая в цепочке поставок электромобилей будет непростой задачей?". Сдержанная реакция свидетельствует о давлении, которое испытывает перенасыщенный китайский рынок электромобилей, к тому же усугубленное ценовой войной, которую Tesla инициировала в прошлом году.

Китай ответит ЕС, если спор вокруг электромобилей не получится решить мирно

Хотя доля китайских производителей на рынке Европы еще не так велика, заметный рост производства электромобилей позволил стране за небольшой период стать конкурентом Японии в борьбе за мировое лидерство в автомобильном экспорте.

«Китайцы выстрелили бы себе в ногу, если бы приняли ответные меры и ухудшили отношения с одним из своих крупнейших торговых партнеров, — заявил Маттиас Шмидт, независимый аналитик автомобильного рынка из Гамбурга. Китай достиг точки, когда ему необходимо экспортировать как можно больше электромобилей».

Китай ответит ЕС, если спор вокруг электромобилей не получится решить мирно

По данным таможни, средняя стоимость китайского электромобиля в Европе, например, кроссовера BYD Dolphin или MG 4 компании MG Motor, принадлежащей SAIC, примерно в два раза выше, чем в родном регионе. Низкая стоимость рабочей силы в Китае и щедрые субсидии влияют на такой разброс цен. Не стоит забывать и о дополнительных расходах компаний при отправке автомобилей за границу, включая тарифы и расходы на доставку.

Для сравнения, BYD Dolphin продается в Китае по цене от 111 000 юаней ($15 500), а в Германии его цена достигает уже €35 990, или $38 780. В Таиланде эта модель начального уровня обойдется покупателю в $19 560.

Та же ситуация с машинами MG Motor. Модель MG 4 продается в Германии по цене €37 700 евро — это на €20 000 дороже, чем в Китае. А Tesla Model 3, произведенная в Шанхае, в ЕС примерно на €13 000 дороже, чем в Поднебесной.

Китай ответит ЕС, если спор вокруг электромобилей не получится решить мирно

Сохранение объема поставок и их увеличение на таком прибыльном рынке, как европейский, для КНР сейчас тем более важно, поскольку рынок США для них фактически закрыт из-за налога в 25% и стимуляции местного автопрома.

Борьба за выживание идет полным ходом. Nio Inc., когда-то лидер среди китайских стартапов электромобилей и экспортер в Европу такой модели, как седан ET5 стоимостью €59 900, рассматривает возможность дальнейшего сокращения штата после первого вынужденного увольнения 10% работников. Компания WM Motor подала заявление о банкротстве после того, как ее вытеснили на обочину в жесткой конкурентной борьбе.

Седан Nio ET 5 выпускается с декабря 2021 года
Седан Nio ET 5 выпускается с декабря 2021 года

В самом Китае вряд ли уменьшится количество электротранспорта. Только один BYD продал чистых EV и подключаемых гибридов почти на 70% больше в 2023 году, чем в 2022 — около 3 млн единиц. В то же время рост долга и замедление роста доходов, вызванные длительными карантинными мерами в стране и кризисом в секторе недвижимости, ограничили расходы.

«Правительство Китая оказывает некоторую поддержку на ранних этапах развития этой отрасли, но сейчас она постепенно сходит на нет, — сказал Сюй Хайдун, представитель Китайской ассоциации автопроизводителей. Зарубежные производители начали работу позже, а их продукция и технологии немного отстают».

Евросоюз запустил расследование в отношении субсидий правительства КНР на электромобили для BYD, SAIC и Geely. Карательные пошлины на электромобили будут добавлены к нынешней в размере 10%.

США также выделяют ряд субсидий для привлечения инвестиций в местные производства, устанавливают строгие правила в отношении местных цепочек поставок и производства электромобилей, чтобы можно было претендовать на льготы.

Расследование в отношении электромобилей ознаменовало точку ухудшения торговых отношений Китая с западными странами во главе с США. Напряженность между Пекином и Брюсселем обострилась из-за усилий Европы по снижению рисков своих цепочек поставок и растущего торгового дефицита ЕС с Китаем, составившего в прошлом году более $400 млрд.

На первом очном саммите за четыре года между КНР и Европой китайские официальные лица заняли миролюбивую позицию. Си Цзиньпин заявил лидерам ЕС, что хочет видеть обе стороны в роли ключевых торговых партнеров, способными укреплять доверие в цепочках поставок. Министерство торговли Китая отдельно заявило, что ЕС должен прекратить торговый протекционизм посредством расследования по поводу электромобилей.

Но позиция Китая может измениться в случае введения тарифов, и это будет иметь болезненные последствия для всего мирового автомобилестроения. BMW, Mercedes-Benz и VW продают на китайском рынке от 33% до 40% своих автомобилей. Ни один производитель не сможет обойтись без китайских аккумуляторов для электромобилей и других компонентов. До начала октября 2024 года Китай также ограничил экспорт графита, используемого для производства аккумуляторов, о чем также писали тут.

«Наиболее очевидным вариантом ответных мер было бы повышение импортной пошлины в Китай с 15% обратно до 25%, — заявил Брэд Сетсер, старший научный сотрудник американского Совета по международным отношениям. Китай имел бы на это полное право».

11
Начать дискуссию