{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Три главных тренда автомобильного рынка в 2024 году

2023 год запомнился автомобилистам серым импортом, популярностью «Лады» и появлением новых китайских брендов на рынке.

Давайте посмотрим, какие тренды в автомобильной индустрии ждут нас в 2024 году и как они повлияют на рынок.

Тренд № 1: конец параллельного импорта

Вставлять палки в колёса набравшему скорость параллельному импорту начали ещё в 2023 году. В октябре формально был запрещён «серый ввоз» официально присутствующих на рынке России брендов. На деле это ограничение серьёзно повлияло только на компании, ввозившие автомобили на юридическое лицо. Но механизм ввоза с оформлением на физических лиц сохранился, поэтому и параллельный импорт продолжил своё существование.

Не увидев сокращения количества параллельно импортируемых автомобилей, ряд производителей выпустил собственные ограничения, запретив китайским дилерам отправлять автомобили на экспорт в Россию и сотрудничать с экспортными компаниями. Одной из первых это сделала Chery Group, распространившая соответствующий запрет на Chery и Exeed. Ожидается, что в 2024 году больше китайских компаний пойдут по пути ограничения неофициального экспорта автомобилей.

В начале 2024 года актуализировалась ещё одна проблема ввезённых в Россию в обход дистрибьюторов автомобилей официально представленных брендов. Ремонтировать и обслуживать некоторые модели в официальных дилерских центрах оказалось невозможно. Автовладельцам «серых» моделей придётся пользоваться услугами сторонних мастерских без сертифицированного оборудования и сервисной поддержки производителя.

Покупать автомобиль у неофициальных поставщиков скоро станет опасно не только в техническом, но и в юридическом плане. Дело в том, что главный перевалочный пункт «серых» транспортных средств — Киргизия. За счёт того, что автомобиль проходит таможенную очистку на территории соседней Республики, а затем ввозится в РФ с уплатой лишь утилизационного сбора, снизились таможенные пошлины.

При чём тут юридические трудности? Оказывается, большая часть импортёров при ввозе автомобилей через Киргизию указывает их неполную стоимость. Это легко сделать с помощью дробления счёта. В сопроводительных документах импортёры отражают, что приобрели автомобиль ценой в 40 тысяч долларов за условные 20 тысяч, а ещё 20 тысяч записывают как расходы на доставку, дополнительное оборудование и так далее. Разумеется, все платежи на таможне уменьшаются, так как отражена заниженная стоимость покупки.

В результате данной схемы Россию наводнили растаможенные по неполной стоимости автомобили из Киргизии, ломающие рынок и конкуренцию. Правительство РФ поставило проект решения этой проблемы на повестку дня Евразийской экономической комиссии 2 февраля 2024 года. В качестве решения планируется создать единую систему для таможенных органов. Она позволит проводить совместные мероприятия, делиться средней стоимостью ввозимых товаров, ограничить льготный импорт территорией каждого отдельного государства. С началом действия проекта, которое запланировано на апрель 2024 года, таможенные службы смогут начислять неуплаченные таможенные пошлины.

Говоря простыми словами, ввозимые по неполной стоимости автомобили легко проверят на правильность уплаты налоговых пошлин. Да и в целом, ряд таможенных лазеек со снижением итоговой стоимости будет ликвидирован. Это приведет к стагнации параллельного импорта.

Тренд № 2: популярность гибридов и электромобилей

По итогам прошедшего, 2023, года продажи электромобилей в России выросли почти в 5 раз. Значительно увеличились и продажи гибридов. Хороший уровень продаж показали Zeekr, Li Auto, Voyah, Evolute, SKYWELL.

В этом году популярность экологически чистых транспортных средств будет только набирать обороты. Не представленные официально в России автомобили марок Zeekr и Li Auto постепенно становятся более лояльными к рынку России. Так, компании предоставляют автовладельцам возможность удалённой диагностики. С её помощью уже сейчас можно проводить базовое обслуживание и ремонт. Поэтому покупать эти модели продолжат и в дальнейшем. Тем не менее эти компании не планируют официально выходить на рынок России. Причины этого решения, в основном, политические.

Недостатка в официально представленных в России электромобилях и гибридах автолюбители точно не почувствуют. Компанию имеющим легальный статус экологичным моделям составят электромобили и гибриды марок SKYWELL, Chery, OMODA, JAECOO, EXLANTIX, JAC, Haval и не только. Расширять модельный ряд планирует и Evolute. Отечественные бренды также собираются активно развивать направление электромобилей.

Между тем, в России растёт и зарядная инфраструктура для зелёного транспорта. На улицах всё чаще встречаются общественные зарядные станции постоянного и переменного тока. Это решает вопрос зарядки электрокаров и делает их покупку рациональной.

Рост предложения и развитие инфраструктуры обеспечивают положительную динамику спроса на экологичный транспорт. А полноценный вход в эту индустрию на территории России гигантов типа Chery Group делает вполне возможной тенденцию роста популярности электрокаров в мейнстрим-сегменте. Экологичные легковушки перестанут быть атрибутом людей с достатком выше среднего.

Тренд № 3: доминирование китайских марок

Самый предсказуемый тренд 2024 года — укрепление доминирования китайских марок на территории России. Бренды из Поднебесной стабильно занимают верхние строчки по продажам, уступая только АвтоВАЗу. Китайские марки активно развивают дилерские сети и выпускают на рынок новые качественные модели с высокими эксплуатационными характеристиками.

В этом году в России в продажу поступят не только новые модели, но и новые бренды. Разнообразие автомобилей и отсутствие конкуренции со стороны ушедших из России марок гарантируют дальнейшее доминирование китайских производителей в нашей стране.

Отметим, что рост предложения и появление всё большего количества брендов и моделей в России позволит преодолеть проблему дефицита. В результате замедлится и рост цен на автомобили. В основном, корректировки будут происходить за счёт инфляции и других экономических факторов, но не из-за дисбаланса между спросом и предложением.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда