Как уход зарубежных поставщиков повлиял на автомобильный рынок России

Уход зарубежных автомобильных брендов стал серьезным потрясением для российского рынка. Естественно, это не могло пройти без последствий. В этой статье мы попробуем разобраться, какие изменения уже произошли и что может случиться дальше.

Как уход зарубежных поставщиков повлиял на автомобильный рынок России

Как было раньше

Для того чтобы проследить изменения, нужно сначала понять, как рынок выглядел прежде. Вернемся в 2021 год. Мировой автомобильный рынок вырос на 4,6% процентов, количество новых машин вырос до 81 миллиона.

Внутренний рынок вырос на 4,3% по сравнению с предыдущим годом, продано 1 млн. 535,9 тыс. новых легковых автомобилей. Самую большую долю российского рынка занимали европейские автомобили — 28%. Конкуренцию им составляла корейская продукция — 24%. Российские машины занимали 23% рынка. С серьезным отставанием за ними следуют японские — 15%.

Уже наблюдается тенденция к популяризации китайских моделей. Haval нарастил спрос более чем вдвое, Chery — втрое, а Geely — на 59%. Самая продаваемая марка — Lada. Следующие в топе: Kia, Hyundai и Renault.

На вторичном рынке, несмотря на существование перекупщиков, большую часть занимают реальные владельцы. Площадки trade-in становятся крайне популярными из-за коронавирусного дефицита.

Что мы имеем сейчас

Как уход зарубежных поставщиков повлиял на автомобильный рынок России

К 2023 году количество проданных в машин выросло до 90 млн. 79 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Российский рынок успел если не оправиться, то хотя бы сориентироваться в ситуации и начать движение по новому курсу. Было продано 1 067 746 легковых автомобилей, что на 429 923 больше, чем в 2022.

Китайская продукция, которая в 2021 не занимала даже 15% от всех продаж, теперь составляет 52% по данным «Автостата». Доля российских брендов тоже выросла — 31%. 17% делят между собой американские, европейские и японские автомобили, поставляемые с помощью параллельного импорта.

Lada сохраняет первую позицию в топе самых продаваемых марок: рост продаж на 72% по сравнению с прошлым годом и 324 тыс. проданных машин. Второе место занимает Chery, третье — Haval, Geely на четвертом.

На фоне стремительного роста цен на автомобили из салона вторичный рынок радует чуть меньшими финансовыми колебаниями. С другой стороны на нем возникает дефицит качественных предложений. С площадок trade-in еще в период коронавируса выкупили большую часть иномарок в хорошем состоянии. Серьезно увеличивается количество перекупщиков. Многие из них маскируются под реальных владельцев. Снижается доверие к автотекам.

Прогнозы на будущее

Конечно, в текущей ситуации сложно однозначно предсказать изменения на рынке. Однако эксперты поделились своими предположениями о том, как будет выглядеть 2024 год в случае, если не произойдет каких-либо резких перемен в ситуации. По мнению заместителя начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктора Пушкарева, LADA и УАЗ сохранят около трети рынка, китайским маркам достанется примерно 50%. Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин предполагает, что китайские автоконцерны могут увеличить продажи в нашей стране до 1,2 млн. машин. Директор по развитию сети дилерских центров «Прагматика» Александр Шапринский предполагает, что доля параллельного импорта сохранится на уровне 6 — 7%, покупатели будут отдавать предпочтение автомобилям с гарантийной поддержкой от производителя.

Надеемся, наша статья помогла вам составить представление о российском автомобильном рынке и его перспективах. C вами был АВТОДОК!

Начать дискуссию