Кейс из «Марсианина»: как мы разработали автоматический сбор данных на приисках в Магадане

Всем привет. Меня зовут Максим Иларионов, я работаю в компании Omnicomm менеджером по продукту «Терминалы». В этой статье я расскажу о командировке в Магадан и разработке телематического решения для местной золотодобывающей компании.

Фото автора Максим Иларионов
Фото автора Максим Иларионов

Кратко о том, зачем нужна телематика

Телематика помогает собирать разные данные о работе транспорта. Вообще, мониторинг транспорта — базовый сервис для компаний, которые работают в крупных городах и на территориях с устойчивым GSM-сигналом. Но представьте, что у вас, есть 20 или даже 200 грузовиков и прочей спецтехники, и все они работают где-то далеко, где нет вообще никакой связи. Еще там бывают экстремальные температуры — очень холодно (до минус 40 и ниже) или очень жарко (до плюс 50 и выше), это дополнительная нагрузка на электронику. Вам все равно все это нужно как-то контролировать и мониторить, есть связь или нет.

Что можно мониторить и контролировать:

  • расход топлива, на которое приходится большая часть расходов любой компании с большим автопарком.
  • количество реально отработанных часов, отсутствие простоев и выполнение сторонних заказов.
  • бережливое вождение, чтобы контролировать манеру вождения и пресекать вредные привычки водителей.
  • износ техники, чтобы вовремя проходить ТО.
  • маршруты передвижения, чтобы контролировать время выезда и приезда и оптимизировать сами маршруты.

Без такого мониторинга и анализа ни одно предприятие не сможет нормально работать. Чем качественней мониторинг, тем выше эффективность. Поэтому компании готовы тратить деньги на получение нужной аналитики. И все эти данные нужны в режиме, максимально приближенному к реальному времени, чтобы успевать вносить нужные корректировки.

Так вот, один из наших заказчиков — крупнейшая золотодобывающая компания из Магаданской области. Мы установили телематическое оборудование на парк карьерной техники для сбора данных в труднодоступных районах. Магаданская область — это как раз такое место на карте России, где практически нет связи и температура зимой часто опускается ниже -30. Стандартное оборудование здесь оказалось бессильно, а удаленный CusDev работал с переменным успехом. Поэтому я полетел в Магадан разбираться с задачей на месте.

Магадан именно такой, каким вы себе его представляете

Просто так в Магадан не полетишь, поэтому я в какой-то мере был рад командировке. У меня была возможность посмотреть на печально знаменитый край, получить новые впечатления. Ну и сделать свою работу, конечно.

Прилетев в город (почти 6000 км от Москвы, перелет занял около 8 часов), я поехал еще дальше на север. Что в Магаданской области сразу поражает, так это бесконечные расстояния — бесконечные в своем однообразии и запустении. Магадан находится на берегу Охотского моря, в Особой экономической зоне — хорошая попытка властей поддержать этот суровый и отдаленный от центра регион. Но уже в 70 км от Магадана начинается, прямо скажем, совсем другая зона — заброшенная и безлюдная. Жизнь еле теплится вдоль дороги, которая тянется и тянется на тысячи километров, и с которой никуда не свернешь. Местные так и говорят: “Уехал на трассу” или “Работаю на трассе”. Редкие ответвления заканчиваются через несколько километров тупиками, заброшенными поселками или выработанными месторождениями. До ближайшего крупного населенного пункта — несколько сотен километров. До городка, где расположен офис золотодобывающей компании и куда мне нужно было добраться — 600‑650 км далеко не всегда асфальтовой дороги. А еще во время поездки был дождь, который не добавлял радости и без того мрачноватым пейзажам.

Как устроена инфраструктура золотодобывающей компании

Вид на базу золотодобывающей компании в Магаданской области Источник: shutterstock.com
Вид на базу золотодобывающей компании в Магаданской области Источник: shutterstock.com

Для понимания проблемы, с которыми столкнулся заказчик и которые нам пришлось решать, нужно немного рассказать об инфраструктуре.

Относительно недалеко от населенного пункта строится база. К ней есть более или менее нормальные подъездные дороги, там есть связь, интернет, магазины и так далее — все, что необходимо для нормальной жизни. На базе живут рабочие. Сами же золотоносные карьеры находятся на расстоянии до 300 км от базы в разных направлениях. И там уже нет не то что нормальных дорог, но даже и обычной сотовой связи, не говоря уже об интернете. На каждом карьере работает по 20‑30 единиц крупной техники.

Допустим, вахтовикам, которые работают на карьерах, связь и не нужна. Работа людей и транспорта строго регламентирована по минутам: спецтехника очень дорогая, каждая минута простоя влечет большие экономические потери для компании. Поэтому машины работают беспрерывно, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Рабочим разговаривать по телефону в свою смену некогда, сидеть в интернете — тем более. Кстати, такой поминутный распорядок работы большого количества людей и техники — еще одно из главных впечатлений от командировки в Магадан.

Так вот, если для личных нужд во время работы связь особо не нужна, то для сбора данных о работе техники она необходима. Как правило, компании решают эту проблему установкой специальных навигационных терминалов. Это бортовое оборудование, которое собирает и передает информацию о состоянии транспортного средства в систему мониторинга транспорта, контролирует местоположение и скорость передвижения, уровень топлива, состояние других датчиков и установленного оборудования.

Как собирать данные с техники, если нет связи

Наш заказчик собирал их так. Для пересменки техника подъезжает к краю участков, там меняются люди, машины заправляются с помощью топливозаправщиков и отправляются обратно в карьер. Пересменка проходит примерно за полчаса.

Вот за эти полчаса нужно успеть собрать все данные. Технически здесь все просто. На каждую машину устанавливается специальный терминал, который подключается к локальному серверу по вайфаю. Для этого в нужное время и нужное место (то есть во время пересменки) с базы на карьеры приезжают сотрудники с роутером, поднимают точку доступа, к ней подключаются терминалы, устанавливается соединение с сервером. После сбора данных сотрудники возвращаются на базу, где уже вручную все данные собираются в отчеты и отправляются в облако. Там система начинает строить отчеты и выгружать полезную аналитику. А сотрудники штаб-квартиры могут загрузить и посмотреть, что происходит в карьерах, и отрегулировать работу персонала.

Все, в общем, просто, но страшно неэффективно. Одновременно работает 8‑10 карьеров, с каждого нужно получать актуальные данные. На это требуется минимум 10 человек или 5 бригад, которые должны приезжать на участки раз в 12 часов, собирать информацию и возвращаться на базу. На деле мы получаем 10 человек, которые безвылазно сидят на базе и фактически больше ничего не делают, кроме сбора информации два раза в сутки. Средняя зарплата в Магадане в сфере добычи полезных ископаемых — около 150 тыс. руб.; понятно, что сборщики данных получали меньше, но в целом средняя зарплата по области — в районе 100 тыс. руб.

Мы придумали устройство, которое позволяет собирать данные автоматически, без людей

Нужно было что-то с этой неэффективностью делать. В идеале — снизить участие человека в сборе данных. Чтобы решить эту задачу, мы разработали специальный модуль автоматического съема и передачи данных PORT. Разработка — от MVP до готового продукта — заняла полтора года. В течение этого времени мы разрабатывали стабильное решение, которое будет всегда выполнять заложенную в него функцию.

Сейчас PORT умеет:

  • поднимает точку доступа Wi‑Fi для подключения терминалов;
  • держит локальный сервер для сбора и хранения данных;
  • подключается к настроенным Wi‑Fi сетям для передачи данных в облако;
  • встроенный GSM-модем на тот случай, если в зоне работы оборудования нет Wi‑Fi сетей с доступом в интернет.

И всё это выполняется в автоматическом режиме без участия оператора.

Скриншот трека из программы OMNICOMM Online OMNICOMM
Скриншот трека из программы OMNICOMM Online OMNICOMM

После установки PORT’а, схема работы должна была быть такой. Навигационные терминалы собирают информацию с датчиков, установленных на машины. Топливозаправщики, оснащенные модулями PORT, раз в 12 часов приезжают на объекты. За полчаса пересменки и заправки данные с датчиков на спецтехнике передаются на PORT`ы, топливозаправщики возвращаются на базу и там уже собранные данные автоматически загружаются в систему мониторинга. Это идеальная схема работы. Но с самого начала мы столкнулись с непредвиденными проблемами, которые пришлось решать по ходу дела.

Решение из «Марсианина»

Честно говоря, проблем было много. Наверное, это обычное дело, когда разрабатываешь и внедряешь новый продукт, тем более в таких необычных условиях, как в этом случае. Некоторые проблемы невозможно было предвидеть заранее, некоторые решались благодаря более плотному общению с заказчиком (собственно, для этого и пришлось лететь в Магадан). Вот только некоторые проблемы, с которыми мы столкнулись.

  • Обнаружилась софтверная проблема с толикой человеческого фактора. В OmniPORT мы использовали программный модуль для мобильного сбора данных. Само программное решение было сделано на Java, а база данных на основе H2. Когда мы начали работать, то увидели, что данные теряются. Терминал собирал все данные и передавал их в PORT, но в итоге часть данных исчезала. Оказалось, что H2 не совсем подходит для этих условий: она крашится, когда водитель глушил мотор и таким образом нештатно выключал систему. Переход на PostgreSQL решил проблему.
  • Попутно мы выяснили, что клиент (имеется в виду клиент в связке “клиент — сервер”) вообще неуловим, очень сложно установить с ним связь. Поэтому мы разработали специальную круглосуточную систему мониторинга. Идея в том, что PORT должен сам выходить на связь, пеленговать объект и сообщать, что доступен для работы. Но PORT часто выходил на связь ночью — ему все равно, а людям неудобно. Сделали так, чтобы, когда PORT находится в зоне действия сети и у него достаточно широкий канал связи, сервер автоматически отправлял ему инструкции. Например, нужно установить такой-то модуль и перезапустить систему. По тому же принципу работал знаменитый Curiosity. А в “Марсианине” сотрудники NASA отправляли инструкции зонду Pathfinder, и тот через несколько часов эти инструкции выполнял. В Магадане мы придумали ту же схему работы, только вообще без участия человека.
  • Были проблемы на стыке железа и софта. Например, сначала мы в качестве операционной системы выбрали CentOs (это такая операционная система на базе Linux). Но оказалось, что именно в ней драйвера для работы с нашими Wi‑Fi-модулями некорректно поддерживают множественное подключение клиентов. Стендовые испытания таких проблем не выявили. Можно было бы поменять Wi‑Fi-модуль, но аналогов, отвечающих требованиям по условиям эксплуатации, просто нет.

Все это усугублялось тем, что решительно невозможно было понять, сколько конкретно работает машин на объекте и, соответственно, сколько конкретно подключений к терминалу во время пересменки. Заказчик ничего определенного сказать не мог. Единственное, что мы знали, что когда топливозаправщик с терминалом приезжает на делянку и к нему начинают пытаться подключаться машины, система сходит с ума. Штатного решения не было. В итоге мы просто установили лимит одновременных подключений. Так терминал по очереди опрашивает всех и успевает собрать данные.

  • Некоторые вопросы даже не придут в голову, пока не увидишь ситуацию на месте. А на некоторые, как в примере выше, уже сам заказчик не может точно ответить. Таких случаев было несколько. Например, одна из машин нестабильно передавала данные терминалу: за один день они были, за другой — уже нет. Мы долго не могли понять, в чем дело. И только после долгого анализа трекинга машин увидели, что на площадку приезжает еще один заправщик. И об этом заказчик нам не сообщил. Этот топливозаправщик тоже собирал данные с машины, но не передавал в систему, так как были проблемы с установленной в него sim-картой. После устранения неполадки все данные были восстановлены и работа системы нормализовалась.

Мы работаем в самых труднодоступных местах…

На самом деле подобных интересных кейсов у нас много. OMNICOMM работает с добывающими компаниями (Норникель, УГМК), строительным, лесозаготовительным бизнесом, логистическими и экологическими операторами. Многие из них работают в труднодоступных местах. Поэтому приходится решать разные, иногда неожиданные задачи, которые диктуют климат (не обязательно холодно/жарко; например, морской воздух тоже является агрессивной средой для тонкой аппаратуры), наличие или отсутствие связи, человеческий фактор, сроки и так далее. Часто в итоге мы разрабатываем новые технические решения, настоящие know-how, как в случае с золотодобывающей компанией. Кому интересно — заходите на наш сайт. А здесь мы готовы ответить на ваши вопросы.

66
1 комментарий

Maks 
krasava 

Ответить