Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Стоит ли ожидать снижения цен на электрокары в ближайшем будущем?

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Как можно решить проблему деградации аккумуляторов и почему китайский автопром вырвался вперед, рассказала Ирина Франк – управляющий директор Frank Auto.

Ирина Франк
управляющий директор автомобильной компании Frank Auto.
Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Почему электромобили все еще стоят существенно дороже традиционных авто

Электромобили до сих пор стоят дороже по нескольким причинам.

Одна из них – это высокая стоимость батарей, которые являются основным и на данный момент самым дорогостоящим компонентом электрокаров.

Кроме того, инфраструктура для производства и зарядки батарей требует больших капиталовложений.

Однако техническое развитие, повышение производства и улучшение технологии литий-ионных аккумуляторов приведут к снижению стоимости батарей и, как следствие, к уменьшению цены на электромобили.

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Когда и при каких условиях можно ждать сравнивания цен на электромобили и авто с ДВС

Уравнение цен может произойти, когда производство батарей станет более дешевым и масштабным благодаря увеличению спроса на электромобили, а также инновациям в области производства аккумуляторов.

Например,сегодня стоимость батареи для электрокара составляет от 700 тысяч до 2 млн рублей. Также к стоимости «электрички» премиум-сегмента можно приплюсовать стоимость электродвигателя (0,5 млн рублей) и чарджера (1,5-2 млн рублей). Только эти компоненты, не считая кузова, материалов отделки и всех остальных элементов авто, уже стоят круглую сумму.

Интересно, что буквально на днях два крупнейших производителя аккумуляторов для электротранспорта – CATL и BYD – сообщили о создании технологии производства батарей без применения кобальта – одного из наиболее дорогостоящих составных элементов.

При этом CATL анонсировала снижение стоимости своих батарей для электромобилей на 50% уже в 2024 году. Соответственно, в ближайшем будущем ожидается снижение цен на электрокары, в которых устанавливаются батареи CATL.

В целом, снижение стоимости батарей зависит от таких факторов, как развитие новых материалов для АКБ, увеличение масштабов производства, уменьшение зависимости от дорогих редкоземельных металлов.

Также важным фактором является развитие возобновляемых источников энергии, что снизит зависимость стоимости аккумуляторов от колебаний цен на нефть и природный газ.

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Как можно решить проблему деградации аккумуляторов в электрокарах

  • Прогресс в технологиях батарей. Исследования и разработки в области литий-ионных аккумуляторов продолжаются, и новые технологии поспособствуют снижению скорости деградации.
  • Улучшение систем управления зарядом и разрядом. Технологии управления батареями могут помочь продлить их жизнь, минимизируя влияние циклической зарядки-разрядки.
  • Работа над более долговечными материалами. Исследования по созданию материалов, способных устойчиво сохранять большое количество заряда, могут привести к созданию более долговечных аккумуляторов.
  • Вторичное использование батарей. Использование старых аккумуляторов для хранения энергии после того, как они становятся непригодными для электромобилей, может увеличить их полезный срок службы и снизить стоимость.

В целом, сегодня проблема деградации аккумуляторов для электромобилей не стоит так остро, как десяток лет назад, и она успешно решается на уровне завода-изготовителя.

Например, ранние «электрички» не оснащались системой подогрева и охлаждения батареи. Поэтому из-за сильных перепадов температуры деградация элементов питания происходила быстро.

Современные системы охлаждают и согревают аккумуляторы в нужный момент, за счет чего уже удалось сократить деградацию аккумулятора с 10% до 1% в год. Соответственно, если эксплуатировать новый электромобиль 10 лет, то деградация батареи составит всего 10%.

В том же Китае мало кто эксплуатирует электрокары более семи лет – после этого срока машины сдаются либо в утиль, либо отправляются в страны третьего мира. Плюс за это время технологии заметно совершенствуются. Поэтому деградация батареи в современном китайском электрокаре уже не является такой глобальной проблемой, как раньше.

Что касается низкой остаточной стоимости электромобилей из-за деградации аккумуляторов, вышеупомянутые технологические усовершенствования и инновации могут внести существенный вклад в решение проблемы.

Если удастся продлить жизнь аккумуляторов или снизить стоимость их замены, это значительно улучшит остаточную стоимость электромобилей.

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Надежны ли китайские электромобили

Если говорить о самых первых массовых электромобилях из Китая, то в плане технических решений они были скорее «сырыми», чем низкокачественными, что связано с относительной новизной самого концепта электрических авто.

Современные электрокары, особенно премиум-сегмента, по технической части не имеют каких-то хронических «болячек».

Поэтому когда клиенты спрашивают, что чаще всего ломается в электрических машинах, специалисты нашего сервиса не могут назвать что-то конкретное, потому что ответа на этот вопрос у них попросту нет.

Исходя из нашего опыта, поломки в электромобилях чаще всего такие же, как и в машинах с ДВС. И связаны они, в первую очередь, с неграмотной эксплуатацией машины.

Например, дверная ручка может заклинить на морозе и не открываться, если при мойке не поставить автомобиль в соответствующий режим.

В некоторых моделях электрокаров может сгореть чарджер, если автовладелец проигнорирует инструкцию и будет использовать зарядку без заземления. Вообще наши соотечественники часто пренебрегают требованиями автопроизводителей и ставят электромобили на зарядку в обход всех требований. Если следовать инструкциям, то никаких внезапных и серьезных поломок, требующих дорогостоящего ремонта, не будет.

Основной проблемой с китайскими электрокарами можно назвать обновление прошивок и отсутствие русификации. Однако эти проблемы сегодня легко решаются в специализированных автосервисах.

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Проблемы с инфраструктурой для электромобилей на Западе и в России

На сегодняшний день в Европе и США пока не удается создать должную инфраструктуру для зарядки электрокаров, однако электромобилей в западных странах в разы больше, чем в России, как и зарядных станций.

Если смотреть в корень проблемы Старого Света, то можно выделить два основных аспекта: бюрократизация и старые распределительные сети.

Например, представители компании Repsol заявили, что для установки зарядной станции требуется всего 2-3 недели, но этот процесс может растянуться на годы из-за всевозможных административных требований. Подобная проблема не только в Испании, но также в Германии и других странах ЕС, о чем общественность уже говорит в открытую.

Что касается распределительных сетей, то в Европе 40% из них старше 40 лет. Для того, чтобы удвоить их пропускную способность к 2030 году для обслуживания возрастающего количества электротранспорта, понадобится свыше 630 миллиардов долларов, которые нужно где-то взять. Вопрос только, где.

В России сеть зарядных станций для электрокаров стремительно растет, особенно в крупных городах, чему способствуют как частные инвесторы, так и государство. Власти, безусловно, заинтересованы в развитии электротранспорта в стране, хотя и у нас хватает бумажной волокиты.

Интересно, что благодаря чуть запоздалому развитию сети зарядных станций в России появились определенные преимущества.

Например,поскольку автомобильный рынок за последние годы перенастроился на китайский автопром, сегодня преимущественно идет установка зарядок именно с Gb/T-разъемами, рассчитанными на китайские авто.

Хорошо, что раньше не наставили зарядок для европейских и американских электрокаров с другими разъемами, которые не подходят для «китайцев».

Сегодня все понимают, что в обозримом будущем китайских электромобилей в России будет больше, чем западных или японских марок. Поэтому развитие сети зарядных станций сегодня происходит с учетом современных реалий рынка.

Кроме того, сегодня установка одной зарядной станции стоит в разы меньше, чем буквально несколько лет назад.

Например,когда появились первые электрокары Tesla, то зарядная станция мощностью в 50 киловатт стоила полтора-два миллиона рублей. Сегодня такую установку можно приобрести за 350-500 тысяч рублей, что также способствует дальнейшему развитию инфраструктуры для зарядки электромобилей в России.

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Сможет ли Китай сохранить высокий темп выпуска электромобилей и оставаться мировым лидером

Китай уже закрепил свое право считаться лидером в производстве электромобилей, и его позиции в этой области продолжают укрепляться. Это объясняется несколькими факторами.

  • Поддержка со стороны правительства. Китай активно поддерживает развитие рынка электромобилей через различные льготы, субсидии, инфраструктурные проекты и законодательные меры, что способствует росту производства и использования электромобилей.
  • Технологический потенциал. Китай имеет сильную базу в области разработки и производства чипов, программного обеспечения и батарей, которые являются ключевым компонентом электромобилей. Это позволяет китайским производителям быть конкурентоспособными на мировом рынке. Например, китайские аккумуляторы устанавливаются в «электричках» от Volkswagen, Mercedes, BMW, Audi, Toyota и других известных автопроизводителей.
  • Растущий внутренний спрос. Внутренний рынок Китая остается одним из самых крупных и быстрорастущих рынков для электромобилей. Это создает стимул для китайских производителей расширять производство и увеличивать экспорт.

Что касается возможности того, что Китай «завалит» мир своими электрокарами, то это зависит от нескольких факторов, таких как спрос на рынке, конкуренция с другими мировыми производителями, доступность технологий и цен на электромобили.

В ближайшее время Китай может увеличить свою долю на мировом рынке электромобилей, особенно если правительственная поддержка сохранится, технологический прогресс будет продолжаться, а китайские компании смогут адаптировать свои продукты под мировые стандарты.

Еще один важный момент: в США, например, многие «топливные олигархи» до сих пор продвигают и лоббируют машины с ДВС и всячески мешают электрокарам выйти на рынок. Нефтяные магнаты попросту не хотят лишиться огромной прибыли.

В Китае же электромобили продвигаются именно на государственном уровне, что способствует развитию отрасли. Европа, скорее всего, тоже начнет активнее двигаться в этом направлении.

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

Можно ли ожидать прорывных научных решений в области электрокаров

В сфере электротранспорта продолжают развиваться новые технологии, которые могут привести к прорывным научным решениям.

Например, сейчас активно идет работа над улучшением батарей, чтобы повысить производительность, емкость и безопасность.

Также исследуются новые материалы для более эффективных солнечных панелей, которые могут использоваться для зарядки электромобилей. Кроме того, разрабатываются новые методы быстрой зарядки и улучшения энергоэффективности электродвигателей. Инновации в области автономного вождения также играют важную роль в развитии электрокаров.

Например, в Поднебесной уже в полноценном режиме работает автопилот, и когда санкции в отношении нашей страны смягчат, то мы также сможем подключить российские карты к автопилоту, чтобы насладиться всеми возможностями китайских электрокаров.

Плюс ко всему развитие автономного вождения способствует снижению дорожно-транспортных происшествий. По крайне мере, опыт Китая свидетельствует об уменьшении числа аварий.

Таким образом, можно ожидать, что новые перспективные технологии значительно улучшат эксплуатацию электромобилей и выведут их на принципиально более качественный уровень.

Стоимость китайских электрокаров несомненно будет снижаться по мере совершенствования технологии производства батарей, и произойдет это в обозримом будущем – по крайней мере, китайские производители аккумуляторов регулярно информируют общественность о своих успехах.

Например, недавно компании CATL представила в Пекинском автосалоне батареи для электромобилей со сверхбыстрой зарядкой, причем они обеспечивают запас хода свыше 1000 км. На этом прорывные научные решения в области электрокаров и аккумуляторов точно не закончатся, и китайцы еще не раз удивят весь мир своим научно-техническим потенциалом.

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»

FRANK AUTO RUSSIA — Новые автомобили в Москве с гарантией

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: FRANKAUTO_RU

Почему Китай стал мировым лидером в производстве электромобилей и когда ждать снижения цен на «электрички»
77
4 комментария

Безумно нравятся эти космолеты, но прилипучие стереотипы .. и я жду когда Ситроенчик 2002 г.в. прикажет долго жить

1

Я даж гибридов боюсь 😰
А где розетку то в лесу искать?

1

Zeekr - просто любовь! Видела в салоне, это просто красавчик, вот вопрос тольк, он тоже электро?

Ехал ехал - не доехал ) У меня друг недавно купил гибрида.. Так как он ездит - реально розетку с собой нада возить )