Три важных буквы в современной авиации: ВПП

Когда речь идёт про перелёт люди сразу же фокусируются на самолёте (производитель, модель, год выпуска, дальность полёта и тд). А вы когда-нибудь задумывались о взлётно-посадочной полосе? Ведь она тоже обладает большим количеством характеристик, которые играют важную роль для безопасности полётов.

История первых ВПП

Первой в истории взлетно-посадочной полосой (ВПП) послужило обычное коровье пастбище в Дейтоне, штат Огайо. Именно здесь в 17 декабря 1903 года братья Райт совершили свой первый успешный полёт на аппарате «Flyer 1» (подробную историю этого события рассказываем в этой статье)

«Flyer 1» совершает посадку на пастбище в Дейтоне, штат Огайо
«Flyer 1» совершает посадку на пастбище в Дейтоне, штат Огайо

Первым самолётам для взлёта и посадки требовалось немного: ровная площадка и попутный ветер. Однако с развитием авиации, увеличением скорости и веса самолётов, росли и требования к ВПП. Уже во время Первой мировой войны, в 1916 году, во французском Клермон-Ферране появилась первая в мире ВПП с твёрдым бетонным покрытием.

Если в 1916 году хрупким бипланам хватало и скромного участка земли, чтобы подняться в небо. Сегодня же, когда самолёты стали намного тяжелее и быстрее, требования к взлётно-посадочным полосам кардинально изменились, превратив их в сложные инженерные комплексы.

Технические характеристики для современных ВПП

Длина и ширина

Длина ВПП всегда рассчитывается с учётом множества факторов: типа воздушных судов, максимальной взлётной массы, температуры воздуха, высоты над уровнем моря, направления и силы ветра.

Ширина ВПП зависит от интенсивности движения и типа принимающих самолётов.

Интересный факт: самая длинная ВПП в мире — это авиабаза Эдвардс в США. Её длина достигает 11 917 метров. А самая широкая ВПП у аэропорта Байконур в Казахстане — 150 метров.

В среднем размеры ВПП составляют:

Для небольших аэропортов и региональных авиалиний: Длина: 1500-2500 метров, ширина: 30-45 метров.

Для крупных международных аэропортов: Длина: 3000-4000 метров и более, ширина: 45-60 метров.

Покрытие

Покрытие ВПП может быть сделано из разных материалов. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и железобетонные полосы. Асфальтобетон - самый распространенный вариант, обеспечивающий прочность и всепогодность. Бетон долговечнее, но дороже. Грунтовые ВПП используются в малонаселенных районах с ограниченным трафиком.

Три важных буквы в современной авиации: ВПП

Освещение

Многие пассажиры воспринимают освещение на взлётно-посадочной полосе как фонари по краям, но на самом деле это сложная система световых сигналов, которая помогает пилотам ориентироваться в пространстве, особенно в условиях плохой видимости.

Три важных буквы в современной авиации: ВПП

Система световых сигналов состоит из:

1. Огни приближения. Помогают пилоту определить угол снижения при заходе на посадку. Обычно, это ряды ярких ламп, расположенных на мачтах, с разной высотой и цветом в зависимости от расстояния до ВПП.

2. Пороговые огни. Указывают пилоту начало зоны приземления. Выглядят это как ряд ярко-зеленых ламп, хорошо заметных в темноте.

3. Осевые огни. Помогают пилоту сохранять курс во время взлета и посадки. Это цепочка встраиваемых в покрытие ВПП огней, часто с изменяющейся яркостью в зависимости от расстояния.

4. Огни конца ВПП. Обозначают конец зоны приземления. Ряд красных ламп, аналогичных пороговым.

5. Огни рулежных дорожек. Помогают пилотам ориентироваться на аэродроме после посадки или перед взлётом.

Маркировка

Помимо световых сигналов на взлётно-посадочную полосу так же наносят маркировку. Маркировка — это цифры, обозначающие номер ВПП и направление, а также другие знаки, предоставляющие пилотам информацию о длине, ширине и особенностях ВПП.

Три важных буквы в современной авиации: ВПП

Основные элементы маркировки:

1. Обозначение номера ВПП. В начале каждой стороны ВПП нанесены большие белые цифры, указывающие направление ВПП в соответствии с магнитным азимутом (например, 09/27 для ВПП с направлением 90° и 270°).

2. Пороговые знаки. Поперечные белые полосы, которые обозначают начало и конец ВПП, доступной для посадки и начала разбега.

3. Осевая линия. Штрихи и прерывистые линии белого цвета. Проходят по центру ВПП, помогая пилотам выдерживать направление.

4. Зоны приземления. Пары белых прямоугольников, которые обозначают оптимальную зону касания самолета при посадке.

5. Индикаторы смещения порога. Белые стрелки, направленные в сторону порога. Наносятся на ВПП, у которой начало доступного участка для посадки смещено от физического начала полосы.

Приведём пример нескольких российских взлётно-посадочных полос, которые были построены или реконструированы недавно, оснащены передовым оборудованием и соответствуют высоким международным стандартам.

Пример новых ВПП:

- ВПП в аэропорте Платонов (ROV), находящийся в Ростове-на-Дону, в 2017 году была оснащена современными системами навигации и управления воздушным движением.

- Саранск (SKX)- построена к Чемпионату мира по футболу 2018, имеет высокие эксплуатационные характеристики.

ВПП после масштабной реконструкции:

- Шереметьево (SVO) - Москва: ВПП-06/24 реконструирована с применением новейших технологий, способна принимать все типы воздушных судов.

- Пулково (LED) - Санкт-Петербург: модернизированная ВПП-2 оснащена системой ILS категории III, обеспечивающей посадку самолетов в сложных метеоусловиях.

- Кольцово (SVX) - Екатеринбург: реконструированная ВПП-1 способна принимать широкофюзеляжные самолеты, такие как Airbus A380.

Взлётно-посадочная полоса – это не просто серая асфальтовая лента, а сложное инженерное сооружение, от которого напрямую зависит безопасность воздушных перевозок. Надеемся, что наша статья помогла вам по-новому взглянуть на, казалось бы, привычный элемент аэродрома.

Больше интересного контента об авиации в нашем тг-канале

11
Начать дискуссию