Почему россияне ещё не пересели на электромобили?

Продажи электрокаров в России непрерывно растут. По данным агрегатора ONLINE.AUTO, в марте этого года пользователи разместили на 16% больше предложений, чем в феврале. А за 2023 год в России продано в 5 раз больше новых электрокаров, чем в 2022-м.

Однако электромобили еще не стали для нас привычными, и их доля на рынке совсем небольшая. На 1 января 2024 года в стране насчитывалось 39 000 зарегистрированных электрокаров. Для сравнения: всего в России 45,7 млн легковых машин, то есть на 100 тысяч авто приходится 85 электромобилей.

Рассказываем о главных минусах электромобильной отрасли в России сейчас — из-за них вы до сих пор не катаетесь на тесле.

Почему россияне ещё не пересели на электромобили?

Пока мы писали эту статью, вышла новость о том, что компания Lynx Motors собирается реинкарнировать легендарный DeLorean DMC-12 — автомобиль Дока из фильма «Назад в будущее».

Это будет современный электромобиль в новом кузове с новейшей приборной панелью и сенсорными интерфейсами. Электрокар планируют оснастить четырьмя мотор-колёсами общей мощностью не меньше 600 л. с. Это позволит новому DMC-EV разгоняться до сотни за 4 секунды и проезжать не менее 400 км на одной зарядке.

Залетайте посмотреть рендеры будущего перевоплощения легенды.

У покупателей не сформировалась лояльность к китайским брендам

Сервис ONLINE.AUTO собрал статистику предложений по электромобилям на сайтах по продаже авто. Самые популярные — китайские, их доля приближается к 50%. А еще популярны марки Nissan, Volkswagen и Tesla. В число лидеров попал и российско-китайский бренд Evolute с производством в Липецке.

Китайский бренд Zeekr уверенно занимает первое место по количеству предложений среди всех китайских электрокаров
Китайский бренд Zeekr уверенно занимает первое место по количеству предложений среди всех китайских электрокаров

У популярности китайских брендов есть две причины.

Рост автопрома в целом. Автомобильный рынок в России растет. При этом доля китайских брендов увеличивается на фоне ухода многих европейских и японских марок и уже достигла 61%. Кроме того, Китай активно экспортирует авто и в другие страны, то есть увеличивает свое присутствие на автомобильных рынках всего мира.

Китай — лидер по производству батарей для электромобилей. В электрокарах установлены литийионные батареи — такие же, как в мобильных телефонах, только больше по размеру.

При производстве батарей используется литий и кобальт. Это редкие металлы, их залежи расположены в Африке и Южной Америке. Китай активно инвестирует в разработку этих месторождений, а значит, первым получает сырье для производства батарей. Вот почему китайцы будут выпускать больше всех в мире электромобилей в ближайшие годы: ни одна другая страна не может производить такой объем аккумуляторов для электрокаров.

Однако проблема в том, что лояльность водителей к китайскому автопрому в целом пока не сформировалась. Как показывает опрос ВЦИОМ, россияне больше выбирают японские, немецкие и отечественные модели. «Китайца» предпочтут только 17% автолюбителей. Скорее всего, это связано с тем, что китайские машины только недавно вышли на российский рынок и еще не успели показать себя в деле: почти половина опрошенных не готовы прокомментировать сильные и слабые стороны этих авто.

Цены на электромобили выше, чем покупатели готовы тратить

Разброс цен на электрокары на российском рынке существенный — от 2 до 20 млн рублей. Некоторые электрокары даже попали в список Минпромторга — автомобилей стоимостью выше 10 млн рублей, с них владельцы должны платить повышенный налог.

Стоимость на популярные модели начинается от 4 млн рублей: Zeekr 001, Zeekr X, Volkswagen ID.4, Tesla Model 3. Самый бюджетный из электрокаров — Nissan Leaf, варианты с пробегом есть за 1,5–2 млн рублей.

Для большинства автолюбителей эти цены слишком высокие: 71% россиян не готовы тратить на автомобиль больше 3 млн рублей. Более свежий опрос показывает, что это же количество людей — 71% — не планирует покупку транспортного средства в ближайшие 1–5 лет. То есть пока китайские электрокары потенциально доступны только трети населения России.

Зарядных станций мало, и расположены они только в крупных городах

Несмотря на то что правительство стимулирует строительство инфраструктуры для электромобилей и расширило число регионов, где поставят зарядные станции, их все еще недостаточно. Люди не понимают, где и как будут заряжать электромобили, поэтому выбирают привычный вариант машины на бензине.

Всего в проекте по созданию зарядной инфраструктуры участвует 67 регионов
Всего в проекте по созданию зарядной инфраструктуры участвует 67 регионов

В регионах, которые только присоединились к госпрограмме по развитию инфраструктуры для электротранспорта, пока мало зарядок для электромобилей, поэтому там их редко кто покупает. Например, в Республике Коми, где только начали создавать зарядную сеть, всего два объявления о продаже электрокаров. Если зарядить авто негде, его никто не будет покупать.

А вот в Москве и Санкт-Петербурге зарядных станций много, поэтому там и объявлений о продаже электромобилей больше — люди видят, где можно зарядиться, и смело покупают электрокары.

В пятерку лидеров по объявлениям попали Приморье и Новосибирск как регионы, через которые идет ввоз транспортных средств из Китая в Россию
В пятерку лидеров по объявлениям попали Приморье и Новосибирск как регионы, через которые идет ввоз транспортных средств из Китая в Россию
В холодных регионах построить достаточно зарядных станций для электромобилей будет сложнее, потому что из-за холода батареи разряжаются быстрее. Например, батарея, рассчитанная на 300 км, в сильные морозы в Сибири может разрядиться уже после 200 км. Сеть зарядных станций пока не способна поддерживать такие короткие интервалы между зарядками. Поэтому ездить на электромобилях в таких условиях удобно только тем, кто может заряжать их дома и совершать небольшие поездки.

В начале 2024 года в России насчитывается более 5000 зарядных станций. Компании-владельцы энергозарядных станций работают не только над развитием сети, но и над удобством использования заправок. Например, несколько крупных энерго- и нефтяных компаний, таких как «Россети», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и «Газпром нефть», разработали мобильные приложения, где водители могут выбирать зарядные станции, строить до них маршрут, отслеживать свои покупки, платить за зарядку не выходя из машины и получать персональные предложения.

Владельцы зарядных сетей для электромобилей сталкиваются с рядом проблем.

Сложности с подключением к электросетям. Существует риск перегрузок в городских электросетях из-за нарастающей нагрузки от зарядных станций. Это ведет к тому, что сети нужно модернизировать, но электросетевые компании пока не готовы вкладывать деньги в обновление оборудования.

Большие расходы на обслуживание. Поддерживать работу зарядных станций сложно и дорого. Это становится барьером для развития сети станций, потому что нет гарантии, что ими будут пользоваться.

В то же время у потребителей возникают сомнения, хватит ли им заряда электрокара для поездки и смогут ли они найти зарядную станцию на маршруте.

Получается замкнутый круг: люди опасаются покупать электромобили, пока нет достаточно развитой зарядной сети. А владельцы сетей готовы вкладывать в их развитие, когда у населения будет достаточно электротранспорта, чтобы зарядные станции начали приносить доход.

Опасность возгорания аккумуляторов. При зарядке, особенно на быстрых зарядных станциях, ток может привести к перегреву батареи. В результате может произойти пожар или взрыв. Это создает опасности для владельцев зарядных станций и заставляет их нести дополнительные расходы на современные средства пожаротушения.

Эти сложности частично объясняют, почему инфраструктура зарядных станций для электромобилей не так развита, как хотелось бы пользователям. Пока частные компании-владельцы вынуждены сами решать существующие проблемы, количество пунктов для подзарядки растет медленно.

Стимулирующих мер государства недостаточно

Государство хочет уменьшить загрязнение воздуха от обычных машин, поэтому старается стимулировать спрос на электротранспорт. Но пока все меры несистемные, работают не во всех регионах и нуждаются в доработке. Вот какие поощрения есть сейчас.

Компенсация покупки, но не на все модели. С 1 января 2023 года это 25% от стоимости электрокара, но не более 625 тыс. рублей. Сейчас под условия программы попадают машины Evolute и «Москвич». Это меньше 5% от предложений на рынке.

Льготы, но не везде. Пока только 26 из 89 регионов России совсем отменили транспортный налог на электромобили. А еще 29 регионов дают 100% скидку, но на определенных условиях: в зависимости от мощности и срока регистрации машины. Решение принимается региональными правительствами, значит, на отмену налога на федеральном уровне рассчитывать не приходится.

Нет платы за парковку и проезд по платным автодорогам — снова не везде. Пока за парковку можно не платить только в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске. Бесплатно проехать на электрокаре можно по М-1, М-3, М-4, М-11, М-12 и ЦКАД — то есть от Москвы до Краснодара, Казани и Санкт-Петербурга. На остальной территории страны у электромобилей ноль преимуществ перед обычными машинами.

Протяженность платных трасс — всего 2,7% от всех автомобильных дорог России
Протяженность платных трасс — всего 2,7% от всех автомобильных дорог России

Интересно следить за тенденциями продаж электромобилей? Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Мы публикуем актуальные новости о том, что происходит на автомобильном рынке в телеграм-канал ONLINE.AUTO

2828
22
11
68 комментариев

почему-то никто из производителей автомобилей, ни ведомства не говорят ни слова про утилизацию? сами аккумуляторы очень большой вред наносят окружающей среде..

6
Ответить

Для стран первого мира переход на аккумуляторы выгоден, так как это задействует их сильные стороны - большая наукоемкость в производстве, льготы из-за зеленой повестки. Для стран второго и третьего эшелона это невыгодно, особенно у кого есть дешевые энергоресурсы (по сути зеленая повестка это замедлитель для развивающихся экономик - Индия, Россия). На картинке пример как будет утилизировать передовые страны старые электрокары - продавать в менее развитые страны. Что думаете?

3
Ответить

Интересный разбор этой темы https://www.youtube.com/watch?v=X3FWKmWxrbc
Если коротко, то не все так плохо и продлить службу АКБ можно сильно, но не в авто, а в накопителях. И переработка даже уже сейчас в России есть, а тем более в мире. В землю не закапывают

Ответить

производителям насрать, деньги не пахнут. А зеленая повестка это у всяких регулирующих органов и они пока к производителям электричек не пришли

Ответить

А зачем?

Дело выгодное, пункты приёма АКБ сами организуются.

Ответить

Почему вы не катаетесь на Тесле... Потому что стоит она как крыло от боинга. Были бы такие деньги, я бы лучше крыло купила)) хоть оригинально

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить