История авиаперевозок ч.3 | Между мировыми войнами

В предыдущей статье мы рассказали о второй знаковой дате в истории грузоперевозок - 18 февраля 1911 года. Этот день запомнился в истории как первый почтовый авиарейс.

Постепенно почтовые авиарейсы становились регулярными. В США к 1918 году появилась регулярная воздушная почта, связавшая Нью-Йорк, Филадельфию и Вашингтон. А через год в 1919 году Германия создала стабильную сеть воздушного сообщения, связавшая крупные города.
7 октября 1919 года создана нидерландская пассажирская авиакомпания KLM (Koninklijke Luchtvaart Maatschappij, «Королевская авиационная компания»). В мае 1920 года авиакомпания KLM совершила свой первый полёт. Интересно, что взлёт происходил не из родного Амстердама, где базировалась авиакомпания, а из Лондона. Пилот Джерри Шоу, управляя самолётом De Haviland DH-16, перевёз в Амстердам двух британских журналистов и несколько пачек газет. Воздушное путешествие заняло около трёх часов.

Экипаж KLM на фоне самолёта
Экипаж KLM на фоне самолёта

В том же знаменательном 1919 году всё изменила немецкая авиакомпания «Deutsche Lufthansa». Эта авиакомпания сделала прорывной шаг, впервые предложив возможность доставить груз по воздуху без сопровождения владельца. Инновационное решение открыло новый способ транспортировки доставок – услугу грузовых авиаперевозок. Так начался следующий этап развития грузовых авиаперевозок.

Между мировыми войнами (1919 - 1939 гг.)

После Первой мировой войны началась эпоха смелых экспериментов с перевозкой грузов воздушным транспортом. Так в 1919 году компания American Railway Express попыталась перевезти полтонны груза из Вашингтона в Чикаго на расстоянии 1 556 км. Полёт осуществлялся на переоборудованном под грузовые нужды бомбардировщике Handley-Page. Но, к сожалению, самолёт не достиг конечной точки маршрута и вынужден был приземлиться в Огайо из-за замерзшего радиатора. Компания на этом не остановилась и продолжила раскрывать дальше потенциал воздушных перевозок.

Бомбардировщик Handley-Page
Бомбардировщик Handley-Page

Одной из первых коммерческих авиакомпаний в мире, созданной 14 ноября 1926 года специально для перевозки посылок, стала National Air Transport (будущая United Airlines). 1 сентября 1927 года эта авиакомпания доставила первый груз воздушным транспортом в США по маршруту Даллас - Нью-Йорк.Первой компанией, заключившей контракты с небольшими авиакомпаниями на поставку грузов, стала American Railway Express (переименованная в марте 1929 года в Railway Express Agency или REA).

Женщина передает посылку мужчине, пилотирующему транспортный самолет American Railway Express, службы доставки небольших посылок. Источник: https://archive.org/
Женщина передает посылку мужчине, пилотирующему транспортный самолет American Railway Express, службы доставки небольших посылок. Источник: https://archive.org/

Активное развитие российской авиации после революции началось в 1923 году. Именно в этот год было создано общество «Добролёт», положившее начало гражданским авиаперевозкам в стране. С тех пор начались времена грандиозных авиационных достижений:

- 1924 год ознаменовался началом испытаний АНТ-2, первого советского цельнометаллического самолёта, способного вместить трёх человек.

АНТ-2 во дворе ЦАГИ после сборки. Май 1924 года. Источник: aviahistory.ucoz.ru
АНТ-2 во дворе ЦАГИ после сборки. Май 1924 года. Источник: aviahistory.ucoz.ru

- 1925 год был построен пятиместный самолёт ПМ-1, созданный по проекту Николая Поликарпова. Этот самолёт был полностью сделан из дерева и выполнял регулярные рейсы по маршрутам Москва — Ленинград и Москва — Берлин.

Пятиместный пассажирский самолёт ПМ-1
Пятиместный пассажирский самолёт ПМ-1

- в 1929 году прошли лётные испытания АНТ-9 — это первый советский многоместный самолёт с тремя двигателями, способный перевозить 9 пассажиров.

Этот же год ознаменовался первым в истории перелётом из СССР в США, совершенным на отечественном самолёте АНТ-4 «Страна Советов». Рейс стал выдающимся достижением для своего времени, учитывая колоссальное расстояние в 21 242 км и общее время в воздухе — 141 час и 45 минут.

Самолет для дальних перелетов АНТ-4 «Страна Советов», 1929 год. Источник: http://авиару.рф
Самолет для дальних перелетов АНТ-4 «Страна Советов», 1929 год. Источник: http://авиару.рф

Объёмы грузоперевозок стремительно росли по всему миру. Если в 1929 году они составили чуть более 100 тонн, то уже к 1931 году превысили 500 тонн.

- в 1931 году в СССР появился первый пассажирский аэровокзал, открывшийся на территории главного московского аэродрома, расположенного на Ходынском поле.- 1932 год создание Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ). Позже ГУ ГВФ получило широко известное название — «Аэрофлот».

- 1937 год. Советский экипаж на самолёте АНТ-25 впервые в истории совершил беспосадочный перелет из СССР в США, преодолев Северный полюс.

Самолёт АНТ-25. Источник: airwar.ru
Самолёт АНТ-25. Источник: airwar.ru

Начавшаяся в 1939 году, Вторая мировая война приостановила развитие авиации. На протяжении шести лет самолёты использовались преимущественно для военных нужд: доставки почты и грузов для оборонной промышленности. В СССР для этих целей широко применялись самолёты Ли-2 (позднее Ил-14), а страны-союзники полагались на Douglas C-47 Skytrain.

33
Начать дискуссию