Дефицит флота для обеспечения грузопотока на СМП в этом году превышает 50%

Перевозки по Севморпути в 2023 году выросли до 36,2 млн тонн (на 6,3% выше уровня 2022 года). В мае этого года вице-премьер Юрий Трутнев сообщал, что в 2024 году будет перевезен 71 млн тонн. В нацпроекте заложен объем перевозок грузов в акватории Севморпути в 53–150 млн тонн в 2030 году и 220 млн тонн в 2035 году.

Изображение сгенерировано в Шедеврум
Изображение сгенерировано в Шедеврум

Однако текущий дефицит судов уже оценивается в 53%. А к 2030 году, когда грузопоток прогнозируется в диапазоне 53–150 млн тонн – может вырасти до 55%.

В дополнение к этому, аналитики указывают, что к 2030 году в эксплуатации может остаться не более пяти достаточно мощных атомных ледоколов, что не позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. По программе в 2024 году ледокольная группировка для обеспечения проводки по Севморпути должна состоять из восьми атомных и трех неатомных ледоколов, в 2035 году — из девяти атомных и пяти неатомных ледоколов. В 2025 году планируется выбытие одного ледокола, а в 2026 году и 2028 году — по два судна. Сейчас в акватории, говорил специальный представитель по вопросам развития Арктики «Росатома» Владимир Панов на ПМЭФ, работает историческая группировка в десять ледоколов — семь атомных и три неатомных.

Дефицит плавсостава ледового класса способен превратиться из среднесрочной в долгосрочную проблему. Возможным вариантом решения проблемы может стать привлечение к перевозкам флота «дружественных» стран: Китая, Индии и пр. Но данное действие может вести за собой другие, более долгосрочные и структурные последствия.

Таким образом уже сейчас понятно, данный дефицит в первую очередь связан с возрастающими планами на объём перевозок. Совершенно очевидно, что в общем потоке грузов, перевозимых по территории государства, перевозкам по Северному морскому пути будет отводиться стратегически важная роль. А нехватка судов говорит о точке роста и новых возможностях, на системообразующей транспортной артерии страны.

Начать дискуссию