БАМ: калейдоскоп личных открытий великой стройки

В эти дни отмечается 50 лет всесоюзной стройке Байкало-Амурской магистрали. Эта дорога – связующее звено Восточной Сибири и Дальнего Востока. Но она бы не существовала, если бы не люди, участвовавшие в реализации этого проекта.

БАМ: калейдоскоп личных открытий великой стройки

Для каждого, кто прикоснулся к этому масштабному строительству, БАМ – свой. Для одного – это место, где он создал семью, для второго – это суровая природа и тяжелый труд, для третьего – повседневность.

В этой статье делимся историями и самыми яркими воспоминаниями людей, которым довелось поработать на БАМе.

Непростая дорога, которая объединяет

Бабаев Салман Магомедрасулович

Председатель Совета директоров АО «ПГК», 10 лет провел на строительстве БАМ и был последним начальником этой дороги

«Сказать, что БАМ – это просто железная дорога, я не могу. Потому что фактически на балансе у дороги было всё – посёлки, города, даже кладбища. Казалось бы, какое отношение кладбище имеет к железной дороге? А всё было построено её средствами, всё принимала на баланс железная дорога.

Поэтому для меня этот регион – как отдельная территория.

А вот сложность для меня на БАМе была в одном – сперва создать коллектив, а потом, после оптимизации, передислоцировать специалистов.

Тогда нужно было определить судьбу руководителей железной дороги, а это почти 600 с лишним семей. Но особенно сложно было передислоцировать строителей, которых было 120 тысяч. И вдруг они оказались без работы. Вот и пришлось их направлять туда, где была работа – в Красноярск, в Москву, в Сочи.

Но могу точно сказать, что всё таки БАМ – это будущее, это целая неосвоенная территория, которую необходимо развивать».

Цветы в заснеженном марте

Тюкова Зоя Андреевна

Пенсионерка, в прошлом сотрудница АО «ПГК», четверть века проработала на БАМе

«В общей сложности на БАМе я проработала 26 лет и уехала лишь в 2003 году.

Хочу сказать об одном случае. Первое мое 8 марта в Тынде, в управлении «БАМстройпуть»: мы пришли на работу, март, ещё довольно холодно, а у нас на столе лежат мимозы и жёлтые нарциссы. Даже не передать наше состояние, настолько это было неожиданно. Эти цветы, конечно же, доставляли самолётом и они такие дорогие были, поэтому это запомнилось на всю жизнь.

БАМ: калейдоскоп личных открытий великой стройки

Когда я думаю о БАМе, в первую очередь в памяти всплывает дружба, искренность людей и взаимовыручка. Это хорошая школа жизни, тогда всё было как-то по-доброму».

Дела семейные

Трушляков Максим Юрьевич

Заместитель директора филиала по организации перевозок АО «ПГК», 3 года проработал на БАМе

«Я отношусь к той категории людей, в семье которых БАМ принял непосредственное участие: моя супруга родом из города Усть-Кут, там же мы сыграли свадьбу, прямо на БАМе.

Но больше всего из моей жизни на БАМе мне запомнился день, когда я поехал сдавать экзамены на должность дежурного по станции: после успешной сдачи мы с коллегами пошли отпраздновать, тогда по пути мне позвонила супруга и сообщила о том, что скоро в нашей семье появится ещё один человек. Вот так на БАМе у меня родился сын.

БАМ: калейдоскоп личных открытий великой стройки

И хочу отметить склад характеров людей. Он показался мне контрастным относительно больших городов, потому что все встретили с теплотой, помогали друг другу, никого никогда не оставляли в беде. Так что для меня БАМ – это, в первую очередь, характер его людей».

Хорошие книги и рабочая рутина

Пашков Анатолий Константинович

Советник в АО «ПГК», участник строительства БАМа

«В первый раз я поехал на БАМ в 1973-м году в качестве командира студенческого стройотряда МИИТа.

БАМ: калейдоскоп личных открытий великой стройки

Я, наверное, такой спокойный человек, поэтому могу сказать, что для меня работа на БАМе была, в первую очередь, рутиной. Мы просто строили. Хотя, конечно, это было и познание своей страны. Я тогда увидел, какая она большая и какая она необустроенная.

Помню ещё момент: мы с моим другом-инженером купили очень много книг там. Особенно из серии «ЖЗЛ». У нас буквально бандероли в Москву шли с хорошими книгами. Тогда страна читала, а купить хорошую книгу было проблематично».

Сибирский Петербург

Шабалин Николай Григорьевич

Пенсионер, в прошлом сотрудник АО «ПГК», преподаватель МИИТ, 11 лет проработал в депо «Боготол»

«Мне запомнился Северобайкальск, где я бывал в командировках. Это потрясающий город – маленький Санкт-Петербург, который расположен прямо на берегу Байкала. Когда приезжаешь туда и немного там поживёшь, трудно его забыть.

Климат на БАМе, конечно, суровый. Но что интересно, северный и южный Байкал сильно отличаются: южный – более мягкий и гостеприимный, а вот северный привлекает другим, он более суровый. Если надвинулась туча, даже летом может стать очень холодно, чуть ли не до снега.

Северобайкальск
Северобайкальск

Ещё, когда едешь по БАМу, удивляешься, что там есть станции, где вообще нет людей, только есть обслуживающий персонал РЖД. К примеру, приезжаешь на такую станцию, останавливаешься, а там лишь дежурный: работает молоденькая девочка после техникума, дежурит сутками, приезжает на локомотиве, уезжает на локомотиве. Но вот такие девчонки выполняют такую работу, которую сложно оценить даже, потому что это абсолютно дикие места. К ним в гости могут прийти и медведи, и лоси, и кто угодно.

А лично для меня БАМ – это всё. Но выделять его отдельно от Сибири, наверное, я бы не стал, потому что они родственники».

Риск молодости

Коржикова Елена Анатольевна

Пенсионерка, в прошлом сотрудница АО «ПГК», участница проекта «Габариты для БАМа»

«Прикоснулась я к БАМу, может быть, косвенно, но и моя лепта была внесена.

Был такой проект «Габариты для БАМа». И вот в 1983 году проходила опытная эксплуатация восьмиосных цистерн на Красноярской железной дороге. Я была студенткой и наши руководители бросили клич, кто поедет осматривать и снимать показатели по эксплуатации этих большегрузных цистерн. Мы отважились с подругой, одни со всего потока. В 21 год поехали через всю страну.

БАМ: калейдоскоп личных открытий великой стройки

Запомнилось, что до станций, на которых мы работали, мы добирались на локомотиве. Не на поездах или электричках, нет. Да и вообще жизнь там была другая.

Для меня БАМ – это что-то большое и солнечное. И вода, конечно».

БАМ: калейдоскоп личных открытий великой стройки
Начать дискуссию