Как устроена цепочка выплат водителю такси

Привет, меня зовут Михаил Кириченко, я сооснователь сервиса автоматизации для таксопарков Jump Taxi. Решил, что мне пора делиться всеми знаниями о рынке такси, которые я успел накопить за время ведения своего бизнеса.

В закладки
Аудио

Начну с малого и понятного — без резкого погружения для читателя: про то, сколько водитель такси на самом деле получает за одну поездку, с чем это связано, кто еще участвует в процессе выплат и во сколько это обходится таксисту.

Как выглядит и что включает в себя цепочка выплат водителю такси

Я думаю, вы считаете, что флоу у денег между пассажиром и водителем такси предельно простой: заказал такси через приложение, оплатил картой, и эти деньги пришли водителю, а часть ушла агрегатору (наверное, ни для кого не секрет, что агрегаторы такси берут комиссию с каждой поездки). В целом все так и есть, но с кучей нюансов, конечно.

Давайте сразу обговорим некоторые термины:

Водитель такси/Таксист — тут всё понятно;.

Агрегатор такси (или просто агрегатор) — службы «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Gett, Bolt, Wheely и так далее. Таксисты не являются их сотрудниками, агрегатор только снабжает их заказами.

Таксопарк — компания, которая трудоустраивает водителей и служит связкой между водителем и агрегатором, чтобы вся эта цепочка могла существовать.

Когда не было смартфонов, приложений для заказа такси и оплаты картой, схема была такой:

  1. Платишь водителю наличкой.
  2. Часть денег он отдает комиссией службе, которая предоставила ему заказ.
  3. Оставшиеся — его заработок.

Когда появилась возможность оплачивать поездку картой, заказывая такси через приложение, деньги стали идти по другой схеме.

Теперь между пассажиром, водителем такси и агрегатором существуют таксопарки. Это тысячи компаний по всей стране, которые нанимают водителей с помощью агентского договора (часто) или зарплатного проекта (не так часто) и по сути выполняют роль работодателя.

Агрегаторы не могут напрямую переводить деньги за поездки таксистам. Очень долгое время не было понятного законодательного механизма, из-за чего агрегаторы не могли трудоустраивать водителей к себе. Сейчас появилась сущность «самозанятых», но обучить этому огромное количество водителей довольно сложно, как и научить их финансовой дисциплине с нуля: например, платить за себя налоги.

С появлением безналичной оплаты за поездки, схема выплат водителю выглядит так:

  • Ты заказываешь «Яндекс.Такси» и платишь картой прямо из приложения.
  • Через интернет-эквайринг деньги уходят на счет агрегатора.
  • Агрегатор забирает свою комиссию (17–25%).
  • Оставшиеся деньги агрегатор отправляет на расчетный счет таксопарка, у которого оформлен ваш водитель.
  • Таксопарк отправляет деньги водителю, вычитая собственную комиссию и комиссию банка.

В этой схеме тоже есть узкое место: агрегатор, получив деньги за поездку, не переводит их таксопарку моментально. Бывает, что деньги идут несколько дней, неделю, а то и больше. Ну а сложнее всего в этой ситуации водителю.

Мало того, что в случае оплаты за поездку картой деньги проходят еще сорок кругов, прежде чем оказаться у таксиста, так еще и весь этот процесс получения денег по безналу со всех сторон для него обложен комиссиями.

Какими бывают комиссии и их заменители

Комиссия агрегатора: от 17% до 25% (зависит от региона).

Комиссия таксопарка за поездки: от 3% (если меньше — можно засомневаться в добросовестности парка) до 6,5% берется с суммы поездки, а не после вычета комиссии агрегатора.

Комиссия банка за вывод средств: от 0,9% (и минимум 20–30 рублей) до 2,4% (водитель платит ее, если получает моментальные выплаты на свою карту).

Есть таксопарки, которые не берут процент со стоимости поездки, у них установлена фиксированная комиссия (например, 20 рублей), и водитель платит 20 рублей с каждой поездки (вне зависимости от того, какова ее сумма: 300 рублей или 3000 рублей).

Еще один вариант, чтобы водитель мог избежать комиссий и агрегатора, и таксопарка — это покупка смен в Таксометре. Стоимость, опять же, зависит от города, но сутки могут стоить, например, 1200 рублей, а неделя (если платить разом) — 7500 рублей.

«Смены», к сожалению, доступны не всем таксопаркам (порой агрегатор отключает функцию определенным паркам), но иногда и сам парк может выключить их для водителей.

Моментальные выплаты

На рынке такси есть еще один игрок — автоматизаторы работы таксопарков. Это как раз то, чем занимается моя компания — Jump Taxi. Мы делаем так, чтобы водитель, установив себе еще одно приложение (Jump Taxi), мог по нажатию одной кнопки получить всё заработанное за любой промежуток времени (когда ему хочется и удобно) на свою карту. В течение пары минут.

Моменталки — выплаты денег таксопарком водителю в тот момент, когда таксист их запросит. Перевод происходит со счета парка на личную карту водителя (чаще всего деньги берутся из личных, резервных средств таксопарка, а после компенсируются выплатами от «Яндекс.Такси»).

Это не избавляет его от комиссий агрегатора, таксопарка и банка, но зато деньги он получает в тот самый момент, когда они ему нужны, и не ждет неделю. Деньги уходят со счета таксопарка (это его резервные средства, потому что свежие поездки «Яндекс» пока не оплатил и сделает это только через пару дней).

Нас нанимает таксопарк, потому что моментальные выплаты на рынке такси сейчас неотъемлемая вещь и зачастую — конкурентное преимущество перед парками, в которых нет моменталок (таксопаркам нужно нанимать водителей если не постоянно, то регулярно). Но я до сих пор знаю парки, которые не пользуются моменталками и считают их избыточными.

Несмотря на то, что многие парки по-прежнему продолжают рассылать деньги водителям раз в неделю с карты на карту, делать это становится всё сложнее (и налоговая за такую схему по голове не погладит). Ну и если у тебя в таксопарке 10 водителей, ты справишься с выводом за час.

Если у тебя 100 водителей и больше, то нужен дополнительный сотрудник, который может совершить ошибку, вводя данные очередной карты. И здесь без негатива не обойтись.

Сколько же получит водитель с одной поездки

Давайте представим себе воображаемого водителя из Москвы, который работает в небольшом таксопарке «Крути баранку» и таксует через агрегатор «Яндекс.Такси».

Например, вы из Шереметьево отправились в Коптево и заплатили картой 749 рублей. Допустим, комиссия «Яндекс.Такси» — 20%, комиссия парка (за вывод) — 4%, а банковская — 1% (минимальная — 25 руб), то математика будет такая:

Комиссия агрегатора: 749 рублей – 20% = 149,8 рублей

Комиссия таксопарка: 749 рублей – 4% = 29,96 рублей

Баланс водителя: 749 рублей – 179,76 рублей = 569,24 рублей

Комиссия банка: 569,24 рублей – 1% = 5,69 рублей (это меньше 25 рублей) = 25 рублей

Итого водитель заработает: 544 рубля 24 копейки.

Еще немного о тратах и заработке водителя

Помимо комиссий, которые я описал выше, у водителя есть и другие обязательные траты: например, если нет собственной машины, нужно оплачивать ее аренду.

В разных городах стоимость разная: в Новосибирске, например, день аренды стоит от 900 рублей. Сюда же плюсом — мойка, заправка, а теперь еще — дезинфекция (недавно РБК писали, что московский таксист в среднем за месяц тратит более 7000 рублей на дезинфекцию).

Чтобы не складывалось впечатления, будто каждый только и делает, что обдирает водителя: отчасти — может быть, рынок такой. Но и многие таксопарки, с которыми мы работаем, и агрегаторы всё-таки помогают водителю в заработке. У агрегаторов есть гарантированные бонусы, которые водитель может получить каждый день.

Например, в «Яндекс.Такси» водитель, выполнивший 35–40 поездок на определенных тарифах (чаще всего это «Эконом», «Комфорт») получает бонус. Сумма его зависит от региона: в Самаре он может быть 3600 рублей, а в Омске — 5200 рублей.

Но смысл такой: если ты совершил нужное количество поездок (к примеру, 35), за которые гарантия — 5200 рублей, но все твои поездки в сумме получились на 3200 рублей, то ты все равно получишь 5200 рублей (бонус в этом случае – 2000 рублей). Причем, из этой разницы (2000 рублей — бонус в нашем примере) не берется комиссия агрегатора. Здесь тоже не всё просто: нужно выполнить ряд условий (он оценивается баллами), но большинство с этим справляется.

Как таксопарки поддерживают водителей: они берут всю текучку на себя. Например, общение с агрегатором, если у водителя что-то идет не так, или регистрацию автомобиля в Таксометре, общение со службой поддержки агрегатора.

Некоторые парки идут дальше: организовывают собственную службу поддержки с возможностью для водителя позвонить и задать вопросы. Таксистам очень и очень часто нужна просто эмоциональная поддержка, ответы на простейшие вопросы, потому что потеряться в тяжелой работе с людьми и в такой цепочке в бизнесе — очень легко.

Уже заканчиваю

В последнее время я вижу тенденцию изменения таксопарков как бизнеса: если раньше небольшие парки были просто «подключенцами», то есть связывали собой водителя и агрегатор, но больше не брали на себя никаких обязательств и функций, то прямо сейчас даже самые маленькие таксопарки стараются развивать бизнес всеми силами.

И всё чаще таксопарки задумываются о том, чтобы сделать жизнь водителей лучше. Мы вместе с банком «Тинькофф» на весь май дали возможность паркам, которые работают через Jump Taxi, если у них есть расчетный счет в «Тинькофф», отправлять моменталки водителям без банковской комиссии (при условии, что у водителя есть карта «Тинькофф»).

А при выводе на карты других банков снизили комиссию (и процент, и минималку). Что тоже легче для водителя.

Я вам обязательно расскажу еще про много интересных вещей, а сейчас напоследок приложу схемку того, как происходят выплаты, когда в цепочке есть наша компания и моментальные выплаты. Делали ее для водителей:

Если хотите подружиться со мной в Facebook, то я — здесь.

{ "author_name": "Михаил Кириченко", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0430\u043a\u0441\u0438"], "comments": 29, "likes": 20, "favorites": 58, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 128851, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 22 May 2020 11:10:57 +0300", "is_special": false }
Онлайн-марафон «2 шага до уровня pro в маркетинге авто»
28 мая Онлайн Бесплатно
Объявление на vc.ru
0
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Ещё один посредник...

Ответить
4

Да хорош гнать, все же знают что цепочка устроена следующим образом: пассажир -> 90% яндекс -> 9% другие паразиты -> 1% честному труженнику за баранкой

Ответить
3

Спасибо, подробно.
Почему-то вспомнил: 

Ответить
0

А таксопарк всегда участвует в цепочке? Нельзя самому оформить ИП или самозанятость и напрямую работать с яндексом? 

Ответить
1

Дмитрий, да, может. Я упомянул об этом в статье, но не стал разбирать эту ветку, потому что иначе статья бы никогда не закончилась.

Самозанятые появляются, Яндекс.Такси очень активно обучают, дают много информации водителям о том, как стать самозанятым, как платить налоги и т.д; таксопарки работают с самозанятыми по аренде машин, но пока я бы не сказал, что это одна из самых популярных схем. 

Ответить
3

Поправьте, если не так, но мне кажется это самая адекватная схема, оформить самозанятого/ип выйти напрямую на Я Такси и выкинуть из цепочки посредников,например таксопарк и Jump Taxi

Ответить
0

Да, но это не просто сделать обычному таксисту. А если учитывать, что в том же Питере огромный процент водителей это гости из Средней Азии, то просто не возможно

Ответить
1

Все знают, что такое Таксометр? Вы зачем-то поясняете что такое агрегатор, таксопарк, но не рассказываете ничего про Таксометр.

Ответить
0

Да, вы правы.

Таксометр – это основное приложение водителя, который работает с Яндекс.Такси. Вроде основного рабочего инструмента. У пассажира – приложение "Яндекс.Такси", а у водителя – "Таксометр". Там всё про заказы, тарифы, заправки и куча информации для водителя.

Ответить
0

Таксопарки как старое сгнившее решение надо убрать с рынка. Они монополизируют рынок, ставят свои условия. В этом плане Indriver, Я.такси хорошо взбодрили рынок, что им большое спасибо.

Ответить
1

В старом, изначальном понятии таксопарки уже давно перестали существовать. По той простой причине что всё перевернулось с ног на голову и теперь цену диктует агрегатор хотя и не имеет к таксопаркам никакого отношения. А насчёт монополизации таксопарками это извините чушь. Таксопарков тысячи (и как я написал выше они к ценообразованию не имеют никакого отношения), а вот монополист в текущей ситуации как раз ЯндексТакси и прочие агрегаторы

Ответить
1

Сегодня да, технологический монополист это Яндекс. В скором времени (5-10 лет) появятся авто с автопилотом без водителя, тогда все таксопарки и агрегаторы закроются. В это сможет каждый инвестировать. Извлекать прибыль с поездок других людей.

Ответить
0

поддерживаю. это в первую очередь выгодно  самим агрегаторам, поэтому они так активно вкладываются в беспилотники. 
но ведь весь этот автопарк роботов нужно будет поддерживать и обслуживать, видимо таксопарки сначала превратятся в СТО, тем более что на первых этапах собственных машин у агрегаторов будет не хватать и нужно привлекать партнеров, для переоборудование их авто под беспилотники. А дальше пойдет укрупнение этих СТО, ну и в конце концов останутся только агрегаторы.

Ответить
0

верно, но слово агрегаторы заменят на название другое, возможно типа такси-шэринг

Ответить
0

на 99.9% уверен, что этого не произойдет. вы пассажиров видели? да они тут же беспилотную машину заблюют и завандалят.

Ответить
0

поставят камеры внутри салона и в случае повреждений будут списывать деньги с карты

Ответить
0

Только таксопарков в их текущем виде наоборот стало на порядок больше после появления агрегаторов и безналичных заказов

Ответить
0

За счёт чего дают бонусы за количество поездок? Общая сумма может быть меньше суммы бонуса, а процент так тем более. Откуда тогда деньги?

Ответить
0

Если речь идёт о текущих бонусах Яндекс.Такси, то правильнее сказать, это не бонусы, а «гарантия минимального заработка». Если водитель выполнил определенное количество поездок и заработал меньше «минималки», агрегатор доплачивает и экономика в таком случае отлично сходится

Ответить
1

Если как доплата до минималки, то ок. Просто в статье указываются просто бонусы от агрегатора за определённое количество поездок без указаний дополнительных условий.

Ответить
0

Спасибо, я немного развернул сейчас, чтобы не было путаницы.

Ответить
0

В приведённом примере комиссия скорее всего должна быть не 20 а 29%. Яндекс жадный. Если уж хотите показать сколько остаётся водителю так напишите сколько ещё уйдёт на бензин, мойку, дезинфекцию с этих 749 р. Это чтобы понятно было на сколько мало остаётся. Тем более что таких поездок за 749 будут единицы, а в основном за 150 - 200. А 30-40 заказов это много от слова очень и это даже не 10 или 12 часов работы.

Ответить
0

Комиссия Яндекс.Такси в Москве от 18% + НДС. Средняя стоимость поездки в Москве в мае порядка 370 рублей.

Ответить
0

Я написал по Ваш конкретный пример с 749 р. Там комиссия порядка 29 - 30%. Если Вы пишите про то сколько получает водитель, то зачем эти манипуляции с ндс? С водителя снимают комиссию одной цифрой и отдельно прописывать ндс не нужно.

Ответить
0

Я уточнил, что комиссии 29% у агрегатора в общем случае нет. Если суммировать с комиссией парка, то да

Ответить
0

29 это уже с ндс. Я не знаю у кого Вы уточняли, а у меня такая комиссия была. Может конечно что-то изменилось за полгода, но сомневаюсь что яндекс снизил

Ответить
0

Да, это очень возможно. Я посмотрел в диспетчерской, там эта ставка стоит с мая 2020.

Ответить
0

Да, важно писать именно экономику рабочего дня. И что за рабочую смену водитель на экономе сделает в лучшем случае оборот в 5000 - 6000 (в районе 30 заказов) , и потом из этой суммы заплатит комиссии, за бензин, за аренду машины (или амортизацию своей можно рассчитать)

Ответить
0

7000 в месяц на дезинфекцию? Смешно! В офисе Яндекса бесплатно! 

Ответить

Прямой эфир