Почему растут затраты на ГСМ, а собственники бизнеса не могут их сократить?

Почему растут затраты на ГСМ, а собственники бизнеса не могут их сократить?

В последние годы транспортные компании и владельцы бизнеса, связанного с грузоперевозками, сталкиваются с постоянным ростом затрат на ГСМ. Несмотря на попытки провести оптимизацию логистики и расходов, многим не удается добиться значительного сокращения этой статьи затрат. В этой статье разберемся в причинах этой проблемы и рассмотрим возможные пути ее решения.

Приветствую! На связи Роман Кистанов, генеральный директор компании-разработчика программы для маршрутизации и оптимизации логистики ШЕДЕКС. В статье рассмотрим, почему многим организациям не удается сократить затраты на транспорт и какие пути решения существуют.

Причины роста затрат на ГСМ

1. Общий рост цен на топливо

Цены на бензин и дизельное топливо продолжают расти, что обусловлено множеством факторов. Во-первых, колебания мировых цен на нефть оказывают значительное влияние на стоимость этих видов топлива. Во-вторых, инфляционные процессы в экономике также способствуют увеличению цен. Кроме того, изменения в налоговой политике государства могут влиять на стоимость топлива. Наконец, сезонные факторы, такие как повышенный спрос в период отпусков, также играют свою роль в формировании цен на бензин и дизель.

2. Увеличение транспортных потоков и пробок

Рост городов и увеличение количества автомобилей приводят к образованию заторов на дорогах. Это вынуждает водителей проводить больше времени в пути, что напрямую влияет на расход топлива и планирование маршрутов доставки.

3. Износ автопарка

Ухудшение состояния транспортных средств приводит к увеличению расхода топлива из-за снижения эффективности работы двигателей и других систем автомобиля.

Почему старые методы не работают?

Многие компании пытаются сократить расходы на ГСМ привычными способами, которые, к сожалению, уже не дают желаемого эффекта. Рассмотрим основные причины неэффективности традиционных подходов:

1) Отсутствие контроля за водителями.

Многие компании до сих пор не имеют эффективной системы контроля за действиями водителей и не прибегают к автоматизации бизнес-процессов. Это приводит к ряду проблем:

  • Несоблюдение маршрутов: водители могут самостоятельно выбирать пути следования, что часто приводит к увеличению пробега и, соответственно, расхода топлива.

  • Игнорирование скоростного режима: превышение скорости существенно увеличивает расход топлива. По статистике, вождение без превышения скорости помогает сэкономить до 8 литров топлива на каждые 100 километров пробега.

  • Нецелевое использование транспорта: некоторые недобросовестные водители могут использовать служебный транспорт в личных целях, что увеличивает общий пробег и расход ГСМ.

2) Неэффективное планирование маршрутов.

Во многих компаниях маршруты по-прежнему планируются вручную (без использования программ автоматизации логистики), что приводит к ошибкам и неоптимальному использованию ресурсов:

  • Человеческий фактор: логисты могут допускать ошибки при планировании, не учитывая все факторы (пробки, ремонтные работы на дорогах и т.д.).

  • Отсутствие гибкости: ручное планирование не позволяет оперативно реагировать на изменения ситуации на дорогах.

  • Неучтенные факторы: при ручном построении оптимального маршрута по нескольким точкам сложно учесть все нюансы, влияющие на эффективность маршрута (время доставки, загруженность дорог в разное время суток и т.д.).

3) Устаревшие методы учета и контроля расхода топлива.

Многие компании по-прежнему используют устаревшие методы учета расхода топлива, которые не позволяют получить точную картину и оперативно выявлять отклонения:

  • Ручной ввод данных: повышает риск ошибок и манипуляций в отчетности логистики.
  • Отсутствие цифровизации процессов: затрудняет анализ данных и принятие своевременных решений.
  • Недостаточная детализация: не позволяет выявить конкретные причины перерасхода топлива.

Как исправить ситуацию?

Для эффективного сокращения затрат на ГСМ необходимо внедрение комплексного подхода, включающего следующие меры:

1. Установка систем мониторинга:

Современные системы для управления логистикой обеспечивают возможность отслеживания маршрутов движения в режиме реального времени, что позволяет эффективно контролировать соблюдение скоростного режима и фиксировать случаи нецелевого использования транспортных средств. Кроме того, такие системы предоставляют точные данные о пробеге и расходе топлива, что способствует более рациональному управлению автопарком.

2. Внедрение специализированных систем для логистики:

Современные TMS-системы позволяют провести оптимизацию маршрутов доставки, учитывая множество факторов. Они обеспечивают оперативную корректировку путей следования в случае изменения дорожной обстановки и способствуют равномерному распределению нагрузки между водителями, что значительно повышает эффективность логистики.

3. Автоматизация учета ГСМ:

Специализированные программы для транспортных компаний для учета ГСМ обеспечивают точный контроль расхода топлива. Благодаря этому пользователи могут оперативно выявлять отклонения от норм и анализировать их причины, что способствует более эффективному управлению затрат на топливо.

4. Переход на экономичный транспорт:

Обновление автопарка с акцентом на топливную эффективность предполагает выбор моделей с низким расходом топлива, что позволяет существенно снизить затраты на ГСМ. Кроме того, важно рассмотреть возможность перехода на альтернативные виды топлива, такие как газ или электричество, что не только способствует экономии, но и положительно сказывается на экологической ситуации.

5. Расширение базы поставщиков топлива:

Расширение базы поставщиков является важной стратегией, позволяющей не только получить более выгодные цены на топливо, но и воспользоваться различными системами скидок и бонусов. Работа с несколькими организациями создает дополнительные возможности для оптимизации затрат и повышения общей эффективности закупок.

6. Регулярное техническое обслуживание транспорта:

Своевременное ТО помогает поддерживать автомобили в оптимальном состоянии, что напрямую влияет на расход топлива.

Важно отметить, что внедрение современных систем управления транспортом и логистикой сегодня стало доступно не только крупным компаниям, но и представителям малого и среднего бизнеса. Появление программ для логистики позволяет начать использование таких систем без значительных первоначальных инвестиций. Опыт компаний, внедривших комплексный подход к оптимизации расходов на ГСМ, показывает, что уже через 3-6 месяцев можно увидеть значительный эффект.

Начать дискуссию