История авиаперевозок ч.4 | Расцвет грузовой авиации

Вторая половина XX века стала временем бурного роста мировой торговли, что не могло не отразиться на сфере грузоперевозок. На фоне восстанавливающейся экономики грузовая авиация, ещё недавно остававшаяся в тени своего «старшего брата» – пассажирских перевозок, начала стремительно набирать высоту, превратившись в мощный и динамично развивающийся сектор.

От послевоенного застоя к первым успехам

В начале 1950-х авиаперевозки грузов составляли лишь малую долю от общего объёма грузопотока. Мировая экономика только приходила в себя после войны, и дороговизна авиаперевозок делала их неконкурентоспособными по сравнению с морскими и железнодорожными перевозками. К середине 1950-х годов объём грузовых авиаперевозок едва достигал 800 тысяч тонн.

Ситуацию усугубляла жесткая конкуренция. Крупные пассажирские авиакомпании, доминировавшие в то время, смотрели на грузовые перевозки с недоверием, опасаясь, что низкие тарифы и нерегулярность грузовых рейсов дестабилизируют рынок коммерческих авиаперевозок.

Самолёт компании Flying Tiger Line
Самолёт компании Flying Tiger Line

Однако уже тогда наметились компании, сумевшие разглядеть огромный потенциал грузовой авиации. Ярким примером стала американская компания Flying Tiger Line, основанная в 1945 году ветераном Второй мировой войны Робертом Прескоттом. «Летающие тигры» сделали ставку на регулярность рейсов, гибкость в работе с клиентами и широкий спектр услуг, включая доставку «от двери до двери» с использованием мультимодальных перевозок. Такой подход принёс свои плоды: к середине 1960-х годов ежегодная прибыль Flying Tiger Line достигала 20 миллионов долларов.

В СССР развитие грузовой авиации также не стояло на месте. На смену устаревшим моделям пришли новые грузовые самолёты Ан-12 и Ил-14Г, ставшие рабочими лошадками советской гражданской авиации.

Технологический рывок и революция Фреда Смита

Настоящий прорыв в грузовых авиаперевозках произошел в 1960-е годы. Экономический подъём стимулировал развитие авиастроения и в 1969 году Boeing представил широкофюзеляжный Boeing 747 - первый самолёт, способный перевозить стандартные грузовые поддоны.

Самолёт Ан-22 «Антей»
Самолёт Ан-22 «Антей»

В том же десятилетии в СССР началось производство самого большого в мире турбовинтового грузового самолёта Ан-22 «Антей».

На фотографии Фредерик У. Смит, президент Federal Express, 25 сентября 1976 г.
На фотографии Фредерик У. Смит, президент Federal Express, 25 сентября 1976 г.

Однако настоящую революцию в мире грузовых авиаперевозок совершил Фред Смит, основавший в 1973 году компанию Federal Express. Смит убедил инвесторов в необходимости чёткого разделения пассажирских и грузовых авиаперевозок. Он понимал, что объединение грузов и пассажиров на одних рейсах приводит к задержкам и снижает эффективность доставки. Federal Express сделала ставку на скорость и гарантированную доставку «на следующий день».

Уже через три года компания стала прибыльной, а её основные хабы появились в Мемфисе. К 1982 году авиапарк Federal Express насчитывал уже 76 самолётов, а к 1983 году выручка компании достигла 1 миллиарда долларов. В 1989 году, поглотив своего бывшего конкурента – Flying Tiger Line, Federal Express (с 1994 года – FedEx) превратилась в крупнейшего в мире грузового авиаперевозчика.

Новые горизонты

1980-е годы были отмечены появлением новых гигантов грузовой авиации.

В 1984 году в небо поднялись Ан-124 «Руслан» и ВМ-Т «Атлант», предназначенные для перевозки крупногабаритных грузов, в том числе элементов космических систем «Энергия» и «Буран».

Расцвет грузовой авиации продолжается и сегодня. Этот сектор динамично развивается, отвечая на вызовы глобализации и растущие потребности мировой экономики.

Больше интересного контента об авиации в нашем тг-канале

11
Начать дискуссию