{"id":3909,"title":"\u041a\u043e\u0440\u043e\u0442\u043a\u043e: X5 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442, \u043a\u0430\u043a \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0433\u0443\u0431\u0438\u0442\u044c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","url":"\/redirect?component=advertising&id=3909&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/254716-future-night&hash=5c4a52951b25fa2265862bde478ecec7435c2210b288c7f4cb49f2cd158e2b5e","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Электронные грузоперевозки»: опыт, проблемы, перспективы

Новые реалии могут послужить толчком для более активного развития электронного документооборота (ЭДО). Одна из сфер, где появились все условия для серьезного прорыва, – автомобильные грузоперевозки. До сих пор в нашей отрасли этот процесс шел достаточно медленно. Мы на "Бирже грузоперевозок ATI.SU" смогли достаточно эффективно внедрить ЭДО как у себя, так и в компаниях-партнерах. Возможно, наш опыт будет полезен.

Дорогая бумага и экономный ЭДО

Необходимость перехода с бумажных документов на электронные в нашей отрасли обсуждается уже не первый год. Бумага – это слишком дорого и слишком долго, что особенно ощущается в грузоперевозках. Например, мы задумались о переходе на электронный документооборот еще в 2012 году. В тот период у нас было порядка двух тысяч платежей в день, а это две тысячи комплектов закрывающих документов – их нужно было успевать оформлять, распечатывать, подписывать, отправлять по почте или курьером, хранить. Все это требовало серьезных трудозатрат и финансовых расходов.

В нашей компании в 2012-2013 годах документооборотом занимались больше десяти сотрудников, и они все равно не успевали. Задержки при оформлении документов иногда достигали нескольких месяцев. Проанализировав ситуацию, мы одними из первых решили уходить от использования бумаги. Уже в 2013-2014 годах мы разработали и внедрили собственный инструмент «АТИ-Доки». Это позволило нам перевести на электронный документооборот свою бухгалтерию и предоставить новую услугу клиентам как сервис. В итоге мы получили колоссальную экономию – после внедрения оформлением всех документов в компании стал заниматься один сотрудник (вместо 10), а все закрывающие документы – отправлять в течение недели.

Кроме того, что мы решили свои оперативные задачи, электронный документооборот стал для нас частью долгосрочной стратегии, ведь мы сделали ставку на автоматизацию всех процессов, связанных с логистикой.

Фальстарт нового сервиса

Казалось бы, выгоды от ЭДО очевидны, а значит, бумажный документооборот давно должен был уйти в прошлое. Однако повсеместного перехода, которого мы ждали еще в начале прошлого десятилетия, не произошло до сих пор. Причины для этого есть. Во-первых, это общий консерватизм, который мешает внедрению в жизнь любых информационных технологий. Новую систему нужно изучить, внедрить, параллельно изменить бизнес-процессы в своей компании. К слову, и мы столкнулись с сопротивлением собственной бухгалтерии.

Во-вторых, есть объективные организационные и технические сложности. Например, в большинстве случаев для использования ЭДО нужно получить сертификат электронной подписи: для этого необходимо собрать немало документов, сходить в удостоверяющий центр, оплатить услугу – это дает возможность подписывать электронные документы только в течение года, а через год – все по-новому. Кроме того, необходимо приобрести и настроить необходимое для работы электронной подписи программное обеспечение.

И третья проблема, которая в нашей сфере еще не до конца решена, — это нормативное регулирование. До сих пор не существует утвержденного порядка документооборота, связанного с электронной транспортной накладной (ЭТН) и электронным путевым листом – соответствующий эксперимент Минтранса только в этом году запущен в нескольких регионах и должен завершиться в октябре.

Между тем, отсутствие этих документов делает невозможным полный переход на электронный документооборот. Для компаний крайне неудобно, когда параллельно ведется электронный и бумажный документооборот. Например, возникают трудности, когда один и тот же документ существует в двух версиях – бумажной и электронной. Зачастую непросто даже понять, какой из этих документов является оригиналом, а какой – дубликатом. Так что переход на ЭДО должен быть полным. И как только компании получат возможность избавиться от бумажного документооборота полностью, будет гораздо проще преодолеть и остальные сложности.

Мы выбрали стратегию постепенного перехода на ЭДО при работе с нашими клиентами: сохранили для них возможность бумажного документооборота «по старинке». Но сделали такое оформление платным, поначалу – 100 рублей за пакет документов, потом чуть дороже. Это было логично и с той точки зрения, что оформление бумаг связано с нашими расходами – таким образом клиенты возмещали нам затраты. Но главное, у компаний появился дополнительный стимул для перехода на более современный и удобный сервис. И довольно быстро практически все наши клиенты перешли на электронный документооборот с нами как с контрагентами. Но не между собой, увы.

Вирус как стимул

На мой взгляд, пандемия коронавируса дала серьезный стимул для развития электронного документооборота во всей отрасли. Развитие тех же электронных транспортных накладных в нынешних условиях должно пойти гораздо быстрее, поскольку появился новый аргумент – безопасность, ведь оформление и передача бумаг так или иначе связаны с физическими контактами.

Наконец, прошедшие месяцы самоизоляции в целом вынужденно повысили компьютерную грамотность и доверие к электронным средствам общения и электронным документам. Соответственно, теперь преодолевать сопротивление консервативно настроенных сотрудников будет значительно проще.

Мы считаем сложившуюся ситуацию благоприятной для дальнейшего развития электронного документооборота. Наша компания, в частности, делает следующий шаг – в данный момент мы регистрируемся как оператор ЭДО. Конкуренция на этом рынке уже довольно велика, таких операторов – уже несколько десятков, в том числе есть и серьезные лидеры рынка. Однако конкурировать с ними мы в целом не собираемся. Мы планируем занять собственную нишу и предложить клиентам нашей Биржи удобный сервис, глубоко интегрированный с нашей системой и решениями, максимально учитывающий специфику автомобильных грузоперевозок.

{ "author_name": "Александр Вильде", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 23, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 139116, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 02 Jul 2020 18:13:47 +0300", "is_special": false }
(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Есть и другой подход. Пришел к нам ваш клиент, сделать ему автоматизацию. Мы немного удивились, ваша компания 20 лет на рынке, а клиент вручную работает. Прикинули ему полную автоматизацию за 20 тр. Ему дорого, подумал о чем то своем и отказался. Делаете у себя маленькую биржу фриланса. Мы размещаем там свой проект, находится еще десяток желающих. Цена для каждого падает в 5 раз. Всем хорошо.  И вас меньше теребят и процессы повеселей и клиентам проще жить. Если интересен вектор, поясню детали.

Ответить
0

Если в двух словах - сделали цифровой прорыв, но что бы пользоваться надо собрать тонну бумаги и походить по 20 инстанциям

Ответить
Комментарии
null