{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

New reality: суперлегкий электромобиль, который сделан компьютером

Прогрессивные промышленные технологии уже позволяют российским инженерам разрабатывать полноценные электромобили, не выезжая на полигон для испытаний. При этом разработки будут способны составить конкуренцию зарубежным и изменить рынок автопрома. В CompMechLab (Центр НТИ СПбПУ) придумали такой автомобиль CML CAR, а мы расспросили специалистов о его конструкции и назначении. Спойлер: он пригодится и производителям, и дилерам, и покупателям.

Технологии и конструкция

CML CAR - это макет будущего полноценного электромобиля. Пока от него готово шасси (на 80%) и несколько элементов конструкции кузова. В первую очередь это демонстратор применения передовых производственных технологий: для создания макета использовали цифровое проектирование и моделирование, технологию «цифровых двойников» изделий и производственных процессов, бионический дизайн, аддитивные технологии, платформенные решения. Не обошлось и без применения новых материалов, в том числе композиционных.

Размеры машины сопоставимы с габаритами европейских образцов в этом классе: длина – 3900 мм, ширина – 1840 мм, высота – 1360 мм, колесная база – 2500 мм, колея – 1526 мм, клиренс – 130 мм.


Кузов и шасси полностью разработаны в CompMechLab. “В конструкции кузова и шасси применено множество передовых решений — с точки зрения моделирования, технологичности, используемых материалов, — рассказывает Дмитрий Сачава, начальник отдела маркетинга передовых технологий Центра НТИ СПбПУ, — Например, задняя подвеска push-rod — конструкция, снижающая центр тяжести и обеспечивающая лучшую устойчивость автомобиля, состоит из карбоновых рычагов, титановых печатных кронштейнов крепления подвески на кузов, койловеров, изготовленных с заданными характеристиками жесткости и демпфирования, позволяющими добиться мирового уровня показателей управляемости и комфорта при вождении”. А кузов, кстати, сделан из карбона, титана и алюминия.

Инженеры попытались обеспечить минимальную массу автомобиля при удовлетворении остальных целевых требований.

Было решено использовать 3D-печать для ряда кронштейнов крепления рычагов подвески, элементов передка автомобиля и элементов соединения профилей из композиционных материалов, которые используются в каркасе кузова. В итоге масса кузова составляет 170 кг.


Так как физически машины пока не существует, ее проектировали и испытывали виртуально. Упор сделали на аэродинамические характеристики, подвеску, а также на поглощение энергии от удара конструкцией кузова. То есть, на безопасность. Для этого специалисты разработали краш-боксы. Они изготовлены из 3D-печатного алюминия в стиле lattice-structure (ячеистые конструкции) и обладают высоким энергопоглощением при минимальных габаритах. Краш-боксы устанавливаются между бампером и каркасом кузова, их назначение – в снижении затрат на ремонт при столкновении на низкой скорости.

Зачем нужен такой автомобиль

В CompMechLab хотят устроить глобальный переворот на рынке автомобилестроения. Проект CML CAR может сделать его более гибким и персонализированным, а куда без этого в наше время? Все кругом стремится к персонализации.

Для потребителей эта машина — демонстрация возможностей максимальной кастомизации автомобиля под свои задачи, под свой бюджет и вкус. А потребитель пойдет со своими пожеланиями к автопроизводителю, который с помощью CML CAR и новых технологий сможет быстро сделать то, что хочет покупатель.

Результаты проекта уже вызвали заинтересованность у некоторых европейских и китайских автопроизводителей, им макет особенно приглянулся.


CML CAR интересен и потенциальным дилерам. “Возможности быстрой кастомизации этого электромобиля позволяют представлять его не просто как уникальное изделие, а как потенциально неограниченный модельный ряд автомобилей определенного класса со множеством доступных модификаций”, — поясняет Дмитрий Сачава.

Задача Центра НТИ СПбПУ, как и других центров компетенций Национальной технологической инициативы, – обеспечить глобальную конкурентоспособность отечественных компаний-лидеров на рынках НТИ и в высокотехнологичных отраслях промышленности. В связи с этим CML CAR могут предложить для производства одному или нескольким предприятиям как готовый концепт или как набор определенных решений. Также проект могут адаптировать к производственным ресурсам конкретного предприятия или сделать испытательным полигоном применения тех или иных передовых производственных технологий.

0
3 комментария
Denis Kiselev

Ну - круто, чо!

Вопрос: а почему - автомобиль? почему - не платформа?

Сейчас вроде бы мировые концерны отошли от проектирования отдельных моделей - проектируют платформу, на которой много моделей делают. 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Интересно какие будут результаты при живом краш-тесте. Компьютерные расчёты и модели это очень круто, но как-то стрёмно без живых испытаний.

Ответить
Развернуть ветку
EZ-MN
 Так как физически машины пока не существует, ее проектировали и испытывали виртуально.

Вся суть российских технологий

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда