Кому передает данные ваша машина?

Кому передает данные ваша машина?

Автомобиль сегодня – это настоящий смартфон на колесах. Количество строк кода в нем в 200 раз больше, чем в космическом корабле! Машина собирает и отправляет данные о вашем стиле вождения, маршруте и т.д. Кому и зачем всё это идет, а главное – можно ли контролировать передачу информации?

Пока все ждали, что отрасль пойдет по пути беспилотных и летающих автомобилей, по нашим дорогам начали ездить машины, подключенные к интернету и спутникам. Функция Connecting Car позволяет автомобилям «общаться» между собой и обмениваться данными с объектами окружающей инфраструктуры. По функционалу этот информационный обмен можно разделить на пять категорий – информирование, навигация, безопасность, платежи и диагностика.

Забота и контроль

«Умные» автомобили могут предоставить водителю информацию о загруженности дорог, предупредить о ДТП на маршруте, сообщать о погоде в режиме реального времени. Машина может уведомить о том, что заканчивается бензин и при этом подсказать дорогу к ближайшей автозаправке, а еще – автоматически оплатить парковку или напомнить о грядущем техническом обслуживании. Полезно, не правда ли?

В стадии разработки сейчас находятся системы предупреждения о выезде на встречную полосу, причем автомобиль, подключенный к интернету, сможет предупредить об этом не только водителя, но и других участников движения. Всё это стало возможно благодаря непрерывному сбору информации о пользователе. Любой современный автомобиль оснащен телематикой – постоянно включенным беспроводным передатчиком. Каждый час, по данным консалтинговой компании McKinsey, автомобиль собирает до 25 гигабайтов информации.

Данные о производительности попадают к разработчикам и позволяют повысить безопасность автомобиля и улучшить его характеристики. Автопроизводители могут предупредить нас, когда автомобилю требуется ремонт или пришла пора для технического обслуживания. Однако, вместе с тем у них появляется информация о том, где мы ремонтируем автомобиль. И если пока еще нет ограничений на обслуживание авто у частников, существует вероятность того, что в ближайшем будущем «заглянуть в мозг» автомобиля смогут только сертифицированные дилерские центры. Которые, конечно, будут обязаны платить за эту возможность, и, скорее всего, не из своего кармана.

Води лучше, покупай больше

Еще одна сфера применения этих данных – страхование. Данные о привычках вождения могут напрямую повлиять на стоимость полиса. Как быстро вы ездите, как резко разгоняетесь и тормозите, всегда ли пользуетесь ремнем безопасности? Уже несколько лет некоторые участники страхового рынка России используют подобную информацию для определения цены страховки. Правда, пока это дело абсолютно добровольное – пользователи скачивают специальное приложение на смартфон и в течение пары недель демонстрируют свой стиль езды. За спокойное аккуратное вождение страховщики предоставляют скидки.

А еще водительский стаж может принести не только бонусы, но и рекламу. Ведь автомобиль знает о вас куда больше, чем вы можете представить. Подключив смартфон к авто, вы рассказываете автопроизводителю где живете, куда ездите, с кем общаетесь, сколько денег тратите и на что именно. И все эти данные – лакомый кусок для рекламодателей. Обладая более точной информацией о вас, они смогут сделать более персонализированное предложение. Что, с одной стороны, кажется не таким уж плохим сценарием, а с другой – заставляет задуматься об исчезающей приватности.

Кто владеет информацией?

Вопрос о собственности и сохранности данных окончательно не прояснен. Водители обычно соглашаются на предоставление некоторой личной информации, подписывая договор купли-продажи или подтвердив согласие на медиапанели в автомобиле. Это мало чем отличается от использования смартфона. Разница в том, что большинство потребителей понятия не имеют, что транспортные средства собирают данные. Мы знаем, что наши смартфоны изучают наши привычки и предпочтения, и, используя телефон, мысленно соглашаемся на негласный контракт: мы торгуем личной информацией для собственного удобства. С автомобилями у нас такого ожидания нет.

Кроме того, вы всегда можете отключить данные о местонахождении на своем мобильном телефоне. Но не можете перестать делиться этими данными с автопроизводителями – в машинах просто нет функции отказа.

Дебаты вокруг конфиденциальности часто фокусируются на таких компаниях, как Facebook или Google, но современные автомобили показывают, насколько безграничны их коммерческие возможности сбора личных данных. Вопрос о передаче их третьим лицам открыт, а крупные автопроизводители уже положили глаз на эту золотую нишу. Так, генеральный директор Ford Джим Хакетт открыто заявляет о планах компании по монетизации данных, собранных с помощью их автомобилей.

Кажется логичным, что единственный человек, который может контролировать данные автомобиля – это его владелец (или арендатор). На деле это далеко не так (вспомнить хотя бы гарантийный контроль автопроизводителей). В общем, вопрос требует глубокой проработки на законодательном уровне, но судя по новостной повестке, данная тема не в приоритете у наших законотворцев.

77
8 комментариев

— Кому передаёт данные ваша машина?
— В общем, вопрос требует глубокой проработки на законодательном уровне, но судя по новостной повестке, данная тема не в приоритете у наших законотворцев.

Вот и вся статья 😏

2
Ответить

Спасибо за краткий пересказ 😊 Рады, что вы дочитали до конца 👍

Ответить

А я то думаю, чего это соседская "девятка" так хреново ездит. Она слишком умная передает миллионы данных космическим кораблям! )))))

1
Ответить

😀

Ответить

Я бы сказал - это касается множества девайсов которыми мы пользуемся. Однако, с пользой для хозяина или нет - вот это большой вопрос. И однозначно ответить тут тоже очень сложно.

Ответить

Таков мир информационных технологий, да 🤷

Ответить