Цифровая трансформация в сфере транспорта и логистики

Подробнее в дайджесте "Транспортно-логистический вектор Дальнего Востока", не лонгриды в тг-канале

Цели, задачи и основные направления цифровой трансформации транспортно-логистической отрасли России определены ключевыми программными документами: Транспортной стратегией до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и стратегическим направлением в области цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. Цифровизацию стимулирует также и мировая повестка: международная морская организация (IMO) утвердила поправки к Конвенции по облегчению международного морского судоходства (FAL), согласно которым с 2024 г. становится обязательным электронный обмен информацией в портах («морское единое электронное окно»).

Цифровой ландшафт транспорта и логистики составляют следующие ключевые проекты:

  • Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП)
  • Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД)
  • Система контроля международных автомобильных перевозок РФ – КНР на основе технологий ГЛОНАСС и Бейдоу
  • Экосистема цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза (Экосистема ЦТК ЕАЭС)

Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП)

Цель реализации: создание цифровой экосистемы для обеспечения устойчивого развития транспортно-логистического комплекса за счет внедрения единых стандартов и сервисов электронного взаимодействия и формирования единого цифрового пространства всех участников рынка транспортно-логистических услуг, обеспечивающих повышение надежности, эффективности, скорости и безопасности грузовых перевозок всеми видами транспорта и конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке транспортно-логистических услуг.

Ключевые сервисы:

  • «Единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов;
  • цифровой профиль участника платформы;
  • предоставление информации о движении грузов, перевозках, сопутствующих услугах и объектах транспортно-логистической инфраструктуры (ОТЛИ);
  • обмен данными между участниками;
  • аналитическая оценка вариантов перевозки грузов;
  • мониторинг и прогнозирование состояния ОТЛИ;
  • статистическая отчетность;
  • управление инцидентами;
  • управление приоритетной доставкой социально значимых грузов.

ГИС электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД)

Цель реализации: обеспечение получения электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, из информационных систем операторов электронных перевозочных документов, их обработки, хранения и представления органам государственной власти Российской Федерации.

Ключевые сервисы:

с 1 сентября 2022 года через ГИС ЭПД можно оформить:

  • накладную (ЭТрН);

  • электронную сопроводительную ведомость;

  • электронный заказ-наряд.

с 1 марта 2023 года через ГИС ЭПД можно оформить:

  • электронный путевой лист (ЭПЛ);
  • электронный договор фрахтования;
  • электронный заказ (заявки).

Система контроля международных автомобильных перевозок РФ (ГЛОНАСС) – КНР (Бейдоу)

Цель реализации: создание системы дистанционного контроля международных автомобильных перевозок между Российской Федерацией и иностранными государствами на основе применения координатно-временного и навигационного обеспечения с использованием сигналов навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и других глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) в режиме реального времени.

Ключевые сервисы:

  • цифровизация основных процессов международной автомобильной перевозки:

- выдача разрешений в электронном виде;

- внедрение электронных транспортных накладных (e-CMR);

- «электронная очередь МАПП»;

  • мониторинг движения а/с на всем маршруте перевозки, включая сопредельные территории, с использованием сигналов ГЛОНАСС и других ГНСС в режиме реального времени;
  • приоритетный проезд а/с, перевозящих отдельные категории грузов (в т.ч. опасные) и контроль таких перевозок;
  • контроль соблюдения предписанных условий и законности перевозки, автоматизированное выявление нарушений.

Экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС (Экосистема ЦТК ЕАЭС)

Цель реализации: повышение эффективности осуществления грузоперевозок по территории ЕАЭС и минимизация издержек в сфере транспорта и логистики.

Ключевые сервисы:

  • бронирование очереди в автомобильном пункте пропуска государства – члена ЕАЭС;
  • применение электронных транспортных (перевозочных) и / или товаросопроводительных документов для международных грузовых ж/д перевозок;
  • применение электронной международной транспортной накладной (для автомобильного транспорта);
  • выдача электронных разрешений на международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также осуществлению весогабаритного контроля;
  • применение электронных навигационных пломб.
Начать дискуссию