Новые ставки утильсбора и лизинг: 2 литра теперь роскошь!

Новые ставки утильсбора и лизинг: 2 литра теперь роскошь!

С 1 октября утильсбор в России вырос на 70−85% и продолжит увеличиваться. Изменение коснулось юрлиц и импортеров, граждане продолжают платить по льготным ставкам. Разбираемся, как это повлияет на авторынок и лизинг. Ждать ли новую волну подорожаний?

Просьба всем пассажирам пристегнуться, цены взлетают

Утильсбор производители и импортеры уплачивают один раз за каждую машину при производстве или ввозе в Россию. Ставки с 1 октября выросли на 70−85% и постепенно будут увеличиваться. Коэффициенты, которые зависят от объема мотора и возраста машины, кратно увеличились.

Рост коснулся только юридических лиц и тех, кто ввозит автомобили в Россию для коммерческих целей, то есть продает раньше 5 лет владения. Физлица продолжат платить как раньше.

В 2024 году поступления от утильсбора в России превысят 940 миллиардов рублей. Из этой суммы более 410 миллиардов будут получены с автомобилей, произведенных на территории страны, а более 530 миллиардов — с импортированных (преимущественно из Китая). Это подчеркнули в рамках подготовки федерального бюджета на 2024–2026 годы.

Финансовые аналитики finlab решили разобраться, что будет с рынком автомобилей и лизинга. Первое влияние — ожидание роста цен.

👉 finlab — маркетплейс финансовых продуктов для бизнеса. Мы собираем сотни предложений от лидирующих банков, чтобы предприниматели могли найти лучшие условия по кредитам, лизингу, факторингу и банковским гарантиям. Выбирайте продукт и оставляйте заявку онлайн.

Как с ростом утильсбора изменятся затраты бизнеса

Очевидно, сильно возрастут. Чтобы показать насколько сильно, мы подготовили детализацию новых ставок утильсбора и сумм к уплате в зависимости от объема двигателя авто.

Как показано в таблице, суммы увеличились почти в два раза, и, к сожалению, это не конечные показатели. Компании, которые занимаются импортом и перепродажей автомобилей, сталкиваются с новыми рисками.

Как это может отразиться на бизнесе:

  • Значительно подорожают новые автомобили. Это ударит по компаниям, если они успели обновить свой автопарк или им регулярно нужны новые ТС. Новые ставки скажутся на грузоперевозчиках, курьерских службах, такси, строительных подрядчиках и сельскохозяйственных предприятиях.
  • Повыситься стоимости владения и обслуживания автомобилей. Во-первых, вырастет цена покупки. Во-вторых, расходы на ремонт и техническое обслуживание тоже растут, так как ввозить и переиспользовать детали ТС становится менее выгодно. Это увеличивает операционные расходы.
  • Появится новый риск для бизнеса, занимающегося продажей новых и подержанных автомобилей. Потому что подорожание может снизить спрос на авто. Если в 2023 году рекордные объемы продаж машин были вызваны доступностью китайских моделей и отложенным спросом, то в 2024–2025 годах эти факторы уже не будет оказывать такого сильного влияния.

Про российский автопром

Для локально произведенных автомобилей предусмотрены промышленные субсидии, которые возвращаются производителям в зависимости от уровня локализации производства. Чем выше локализация, тем больше средств возвращается. Ничего не грозит фирмам вроде АвтоВАЗа, который поддержал резкое увеличение ставок утильсбора.

А если я ввозил машину для себя, но хочу перепродать, нужно доплачивать?

Зависит от того, как давно вы импортировали ТС. Срок продажи авто напрямую влияет на необходимость пересчета утильсбора. Если автомобиль реализуется вскоре после его ввоза в страну, может быть нужно доплатить или пересмотреть сумму утилизационного сбора. Это касается физических лиц, которые ввозят автомобиль по льготным условиям.

  • Если они продадут машину в течение года, льгота аннулируется. Им придется уплатить полный утилизационный сбор, как это предусмотрено для коммерческих операций.
  • Если они в течение 12 месяцев после первого ввезут второе ТС, льгота не будет на него распространяться. Придется заплатить утильсбор по полной ставке.

Импортеры новых и б/у машин: кто пострадает больше

Импортеры новых машин столкнутся с резким увеличением расходов, цены на автомобили вырастут на 10–30%. Об этом говорил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин и другие эксперты.

Для подержанных автомобилей последствия будут не менее ощутимыми. Дром.ру, Авто.ру Бизнес и Likvi сообщили, что стоимость б/у машин вырастет на 5–30% в ответ на повышение утильсбора, но это произойдет с некоторой задержкой.

Пострадают частные «перегонщики», занимающиеся ввозом и продажей подержанных автомобилей, особенно при нарушении условий льгот для физлиц. Увеличение расходов на утильсбор при ввозе таких машин сильно ударит по малому бизнесу. Компании будут вынуждены повышать цены, чтобы компенсировать новые траты, а спрос при этом может снижаться.

Аренда грузовика по цене самолета: влияние утильсбора на лизинговые компании

Лизинг — это форма аренды автомобилей. Лизинговая компания приобретает транспортное средство и сдает его в аренду бизнесу с правом последующего выкупа. Если после повышения ставок утильсбора стоимость авто вырастет, стоимость аренды взлетит следом.

В этот момент компаниям-клиентам нужно будет взвесить все за и против. С одной стороны, конечная стоимость услуги для бизнеса может не радовать. С другой, лизинг необходим, и он позволяет значительно сократить расходы.

Преимущества лизинга для бизнеса:

  • Не нужно покупать автомобиль. Есть возможность обновить автопарк без крупных затрат на покупку и владение.
  • Не нужно платить полный утильсбор, поскольку лизингодатель может взять часть затрат на себя
  • За счет распределения платежей на длительный срок (5–10 лет) можно сохранять ликвидность компании.
  • Лизинговые компании покупают автомобили оптом, со скидкой от производителя. Благодаря этому можно выкупить ТС дешевле, чем в кредит.
  • Бизнесу доступны еще некоторые преимущества лизинга.

Как бизнесу справиться с новыми ставками утильсбора

С введением новых ставок с 1 октября, бизнесу придется адаптироваться к условиям на авторынке. Что делать юрлицам:

  • Выбрать автомобили с меньшим объемом двигателя. Они облагаются низкими ставками утильсбора, их проще обслуживать. Компании не только сэкономят на первоначальных вложениях, но и сократят расходы на топливо.
  • Провести аудит текущих затрат на автопарк и определить, где можно урезать расходы. Например, спланировать маршруты для снижения пробега и регулярно проводить ТО для предотвращения дорогостоящего ремонта.
  • Пока изменения не касаются электрокаров и гибридов, выбирать их для бизнеса. Подойдет, если компания заинтересована в экологичном транспорте. Сейчас ставка прежняя — 1,63, но с января 2025 года ожидается индексация.
  • Не покупать авто сразу, а использовать лизинг. У него много преимуществ на фоне роста утильсбора.

Лизинговые компании могут компенсировать часть затрат для своих клиентов

Кстати, это касается не только уплаты утильсбора. Через партнеров лизинговых компаний можно получить скидку на автомобили. Например, finlab сотрудничает с десятками банков и предоставляет лизинг для юридических лиц. Для клиентов мы подберем лучшие условия лизинга от лидеров рынка. Узнайте про текущие скидки и условия на сайте finlab.

22
11
11
Начать дискуссию