Крах авторынка близко? Почему автомобили дорожают, но свою ты продашь дешево?

Крах авторынка близко? Почему автомобили дорожают, но свою ты продашь дешево?

Подробно разбираемся в ситуации на рынке новых и б/у автомобилей.

Почти 4 года я погружен в авторынок с головой и веду об этом блог. Времена были разные. Мы пережили ковид, начало СВО, начало мобилизации, таможенные изменения, утили, повышение ставки ЦБ и т.д. Все это сильно меняло рынок в моменте, но такой плачевной ситуации, я еще не видел. Расскажу подробно.

1. Начнем с новых автомобилей. Привычные нам дилерские сети, которые имели свои заводы в РФ ушли. Рынок заполонили китайские бренды.

Откуда берутся автомобили, которые стоят в салонах?

Большинство авто, дилеры везут из Китая и таможат их в полные пошлины в РФ. Это сильно удорожает автомобиль (+48% от стоимости таможня + коммерческий утиль сбор). Производство внутри страны наладили только HAVAL. Остальные бренды не торопятся вкладываться в инфраструктуру. Это логично. Автомобильный рынок Китая намного больше рынка РФ и выгоднее завоевывать большую долю там, чем тратить ресурсы на инфраструктуру в РФ.

Что это значит?

Это значит, что новых автомобилей в России появляется мало и очень дорого. Рынок поднимается из-за роста себестоимости каждого ввозимого авто (растет курс, комиссии за платежи, дорожает логистика, поднимают утили и т.д.)

Пример: популярный Geely Coolray стартовал с 1,5 млн. руб. В 2022 году и к 2024 вырос в цене до 2,5 млн. руб.

2. Б/У авто. Этот рынок рвет на части. Из-за удорожания новых автомобилей, собственники хотят дороже продавать старые. При этом, никто и ничего не покупает, потому что ставка ЦБ 19%, а фактическая ставка по кредитам под 30%. В итоге сделки откладываются до лучших времен и количество хороших автомобилей на вторичке сокращается. Найти хорошую машину, очень сложно, мало предложения. Продать автомобиль тоже не легко, спроса как такового нет. Баланс спроса и предложения сейчас нарушен. Тенденцию оценить сложно. Большая часть продавцов склонна поднимать цену и ждать. Средние сроки продажи авто увеличились с 45 до 60 дней и будут увеличиваться еще. Продают только те кто хорошо торгуется.

Итого: рынок замедляется, сделок меньше, машин меньше, цены растут.

3. Рынок ввоза. Сейчас - это важный канал притока новых и б/у авто в РФ. Поговорим про б/у. Самая выгодная категория ввоза - это автомобили 3-5 лет. Самые популярные страны - это Корея и Китай.

Почему этот сегмент тоже постоянно дорожает?

- курсы валют. Чем дороже доллар в РФ, тем выше цена автомобиля. Важно учитывать отношение воны и юаня к доллару, иногда доллар в России дорожает, а по отношению к воне и юаню дешевеет, соответственно автомобиль становиться дороже с двух сторон.

- большой объем спроса. Хорошие автомобили выкупают очень быстро, вся Россия и СНГ сидит на Корейско-Китайском рынке и мониторит его постоянно. Конкуренция на покупку высокая. Все хотят сэкономить 10-15% на ввозе авто, пока такая возможность есть.

- перекупы. В Корее и в Китае работают наши родные перекупы. Как только вываливается ликвидная позиция, которая подходит под таможню РФ, ее тут же выкупают перекупы и продают на экспорт со своей маржой. Это отлаженный бизнес, который не опытный поставщик не сможет обойти.

Итог: рынок растет и машин становиться меньше, потому что спрос на ввоз растет.

Общий вывод.

Покупательская способность падает, цены и себестоимость растут. Однажды рынок должно заклинить и все окончательно встанет. Поставщикам придется отдавать автомобили в минус, а покупателям будет не из чего выбирать.

Что может решить этот кризис?

На мой взгляд, повлияет только снижение ставки ЦБ. Дешевый капитал снизит издержки поставщиков (деньги то у всех заемные) и одновременно простимулирует спрос (кредиты дешевле). Чем быстрее оборачивается товар, тем меньшую себестоимость капитала закладывает поставщик и продукция дешевеет. Это в свою очередь подстегивает клиентов покупать. Рынок опять закрутиться и все придет в норму.

Что думаете, увидим ли мы адекватные цены на авто ближайшее время?

Автомобили из Кореи и Китая
33
5 комментариев

К сожалению, только перспектив к снижению ставки - нет…
Может курсы хотя бы выровняются)

Ответить

У курсам тоже есть вопросы. Сейчас у нас дефицит бюджета жесткий, его покрывают за счет продажи валютной выручки, соответственно слабый рубль выгоден.

Ответить

Крах автомобильного бизнеса? Сомнительно)

Ответить

рынка, хотя автобизнесу тяжело как никогда. Часть дилеров остановили выкупы уже, зарабатывают чисто на КУМе, железо все в 0 и минус едет.

Ответить

Рашке скоро кирдык. Какой авторынок?

Ответить