Интересные факты об автомобиле "Победа"

Советский автопром после войны стремительно восстанавливался, и одной из его жемчужин стал автомобиль ГАЗ М-20, олицетворяющий дух эпохи и технические достижения того времени. Эта машина не только символизировала технический прогресс советского государства в сфере автомобилестроения, но и смогла взять множество наград на международных выставках. Давайте погрузимся в историю и узнаем, что делает ее такой особенной.

Интересные факты об автомобиле "Победа"

1. Истоки и разработка

Ближе к осени 1943 года перед Горьковским автомобильным заводом была поставлена задача начать разработки гражданского легкового автомобиля. И ГАЗ с этим постановлением Правительства справился блестяще. Благодаря самоотверженному труду гениальных конструкторов А.А. Липгарта, Ю.Н. Сорочкина, Г.М. Вассермана, Б.Д. Кирсанова, Н.Г. Мозохина, А.Н. Кириллова, дизайнера Самойлова и других на свет появился ГАЗ М-20 «Победа».

В 1945 году ГАЗ М-20 был запущен в серию как пятиместный легковой автомобиль.

На протяжении второй половины 40-х и всех 50-ых гг автомобиль являлся признаком буйной роскоши его владельца.

2. Технические особенности автомобиля

2.1 Особенности комплектации

Создатели «Победы» поразили воображение. Этот автомобиль имел множество инновационных решений:

  • Безрамная конструкция цельнометаллического несущего кузова. Впервые в мире в массовом производстве был использован бескрылый кузов. В США такая новинка появилась лишь два года спустя.
  • Отличная приспособленность к дорогам с любым покрытием.
  • Независимая передняя подвеска. Благодаря этому решению удалось снизить габариты, массу автомобиля и повысить его устойчивость. А главное — обеспечить просторный салон.
  • Гидравлический привод тормозов.
  • Новейшее электрооборудование — 12-вольтовая система.

Здесь следует отметить интересный факт: даже автомобиль ЗиС, на котором возили Иосифа Сталина, имел более старую 6-вольтовую проводку, которая была менее стабильной.

Кроме того, «Победа» оснащалась синхронизаторами в коробке передач, радиоприемником, штатным отопителем (впервые для советских автомобилей), обдувом лобового стекла, указателями поворота, электродворниками с обеих сторон, встроенным радио, отдельным багажником, термометром, потолочным плафоном с автоматическим включением, подкапотной лампой и лампой багажника с автоматическим включением. Также в автомобиле была предусмотрена система вентиляции. В отделке салона дизайнеры ГАЗа отказались от мрачных тонов, отдав предпочтение бежевым и светло-коричневым оттенкам. Еще одной особенностью «Победы» был двухтональный электросигнал.

!-Все комплектующие были полностью отечественными.

2.2 Технические параметры основных узлов

  • Новейший 4-цилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания объемом 2,1 л, мощностью от 50 до 90 л.с. позволял развивать скорость до 105 км/ч. Расход топлива составлял 12-15 л на 100 км.

В основе конструкции лежал довоенный двигатель ГАЗ-11-73, который был модернизирован. Благодаря этому его энерговооруженность превышала показатели мотора «эмки» почти в два раза.

  • Шасси: спереди независимая шкворневая подвеска, сзади неразрезной мост с приводом на задние колеса.
  • Коробка передач: 3-скоростная механическая.

3. Влияние на культуру и кино

3.1. Символ эпохи в кинофильмах

«Победа» часто появлялась на экранах советского кино, становясь неотъемлемой частью многих популярных фильмов. Это способствовало укреплению её образа как символа прогресса и стабильности.

Фильмы, в которых фигурирует автомобиль «Победа»:

  • «Дело № 306»
  • «К Чёрному морю»
  • «Ночной патруль»
  • «На углу, у Патриарших»
  • «Иван Бровкин на целине»
  • «Охота на Берию»
  • «Фурцева»

3.2. Влияние на общественное восприятие

Присутствие автомобиля в культовых лентах сделало его узнаваемым и желанным, усилив эмоциональную связь между обществом и брендом ГАЗ.

4. Наследие и современное признание

4.1. Признание и награды

В 1949 году модель автомобиля и её создатели, включая инженеров А. А. Липгарта, Н. Г. Мозохина и Г. С. Хламова, были удостоены Сталинской премии за выдающиеся достижения в области автомобилестроения. Эта награда не только подчеркнула технические инновации автомобиля, но и выразила его значение как символа послевоенного восстановления страны.

ГАЗ М-20 «Победа» также был признан на международных выставках, где демонстрировались достижения советского автопрома. Он стал первым советским легковым автомобилем с несущим кузовом и одним из первых в мире серийных автомобилей с полностью понтонным кузовом.

4.2. Современные ретроспективы

Сегодня «Победа» является ценным коллекционным автомобилем как для автолюбителей, так и для историков. Её неповторимый дизайн и техническое совершенство продолжают вдохновлять истинных любителей ретроавтомобилей.

Автомобиль в кузове «Кабриолет» производился с 1949 по 1953 год. По лицензии ГАЗ его сборка осуществлялась в Польше на заводе FSO Warszava. Польский вариант имел более современный двигатель и мог оснащаться различными типами кузовов. Выпуск продолжался вплоть до 1973 года.

ГАЗ М20 «Победа» (на фото: в черном кузове) оставила глубокий след в истории автомобилестроения и советской культуры. Её инновационные решения, уникальный стиль и символическое значение делают этот автомобиль настоящей легендой, которая продолжает восхищать и мотивировать новые поколения.

А вам симпатичен автомобиль «Победа» своим особенным оригинальным стилем?

1212
11
2 комментария

Блин, но он же все же не Советский, разве нет? а как же то что он "слизан" с Опеля Капитан визуально а движок Додж?
ps - Советские тачки это круто, их круто адаптировали и дорабатывали. но зачем вводить в заблуждение и говорить что он прям наш-наш?
тогда и Жигули наш и новый Москвич тоже 100% наш)

4

Лучший советский легковой автомобиль!