Как выбрать грузовик для международных перевозок и не оказаться на обочине бизнеса

Международные грузоперевозки требуют от транспорта многого: мощного двигателя, экономичности и надежности. Километры сложных дорог — это не шутка. Как выбрать грузовик, который выдержит такие испытания? Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы каждая поездка была рентабельной и проходила без лишних сюрпризов.

Как выбрать грузовик для международных перевозок и не оказаться на обочине бизнеса

Привет! На связи Альфа-Лизинг. Мы делаем лизинг понятнее и доступнее: раскрываем тонкости этого рынка без сложных схем и запутанных терминов.

Сегодня поговорим о том, как выбрать грузовик для международных маршрутов. Удачная покупка помогает сократить расходы на топливо, минимизировать простои и упростить техобслуживание за рубежом. А вот ошибки в выборе могут обернуться дополнительными расходами и сорванными сроками. В статье разбираем, как учесть все нюансы — от дорожной инфраструктуры до топливной экономичности.

Международная логистика для России изменилась: доступных направлений стало меньше. Одни из самых популярных — Казахстан и Турция, поэтому в статье мы рассмотрим именно их.

Все фотографии взяты из каталога Альфа-Лизинга.

Совет 1. Учитывайте особенности маршрутов и расстояний

Для международных перевозок важно выбирать транспорт, который способен справляться с длительным пробегом, разной дорожной инфраструктурой и обеспечить комфортные условия для водителя.

Что учесть для надежности каждой поездки:

Дорожные условия и доступность заправок и стоянок. Учитывайте, через какие страны пройдет маршрут и какая там инфраструктура. Например, на трассах через Казахстан часто встречаются протяженные участки с минимальным количеством АЗС и стоянок. Для таких условий подойдут грузовики с экономичным расходом топлива и большой емкостью бака. А в Турции сеть СТО и заправок развита лучше, но много сложных горных дорог. Здесь будут критичны мощность двигателя и надежность тормозной системы.

Дизельный двигатель мощностью от 400 л. с. Такие двигатели рассчитаны на длительные маршруты и сложные условия эксплуатации. У моторов с мощностью от 400 л. с. высокая тяговая способность. Это значит, что автомобиль будет сохранять стабильную скорость на подъемах и сложных участках дороги даже при полной загрузке.

Топливный бак объемом от 1200 л. От вместительности топливного бака зависит автономность грузовика на длинных маршрутах. Объем от 1200 литров позволяет сократить количество остановок для заправки. Это актуально для дорог, которые проходят через отдаленные регионы с низкой плотностью АЗС — например, в Центральной Азии.

Усиленная подвеска и клиренс до 300 мм. В Казахстане и отдаленных регионах Турции много участков с плохим дорожным покрытием, включая грунтовые дороги и участки с ямами. Для таких маршрутов необходимы модели с усиленной подвеской и клиренсом до 300 мм — это обеспечит надежность и устойчивость на неровных участках, а также позволит избежать повреждений автомобиля и повысит безопасность перевозки.

Кабина со спальным местом, климат-контролем и холодильником. Спальное место в кабине позволяет водителям отдыхать в любых условиях и не отвлекаться на поиски гостиниц, а климат-контроль поддерживает комфортную температуру. Во встроенном холодильнике можно хранить продукты и напитки и не тратить время на остановки, чтобы купить необходимое. Кабины с изоляцией от шума поддерживают концентрацию водителя — поездки по загруженным дорогам будут более безопасными.

У MAN TGX 18.420 4X2 BLS (XLX) усиленное шасси, клиренс 280 мм и мощные амортизаторы — всё это повышает устойчивость машины на сложных дорогах
У MAN TGX 18.420 4X2 BLS (XLX) усиленное шасси, клиренс 280 мм и мощные амортизаторы — всё это повышает устойчивость машины на сложных дорогах

Совет 2. Проверяйте соответствие экостандартам

Прежде чем заключить контракт на международные перевозки, изучите требования к экологическому классу грузовиков в странах, через которые проходит маршрут.

Если в Турцию заехать на автомобиле с низким экологическим классом, вас могут оштрафовать и запретить передвижение в определенных местах. В Казахстане пока нет единой системы экологически чувствительных зон, но и там постепенно вводят региональные ограничения для транспорта с высокими выбросами.

Кроме того, многие страны требуют от перевозчиков предъявлять сертификаты и декларации, которые подтверждают допустимый уровень выбросов. Если у вас есть такие документы, вы снизите сборы и проще пройдете пограничный контроль.

Что проверить при выборе грузовика:

Экологический класс — не менее Евро-5. Каждому грузовику присвоен экологический класс, который определяет уровень выбросов вредных веществ. Минимальный стандарт для международных маршрутов — Евро-5. Если автопарк состоит из машин с классом Евро-3 или Евро-4, будьте готовы к дополнительным сборам и ограничениям на въезд.

Совет. Рассмотрите модернизацию парка до уровня Евро-5, а лучше — Евро-6. Это сократит затраты на сборы и даст доступ в зоны с высоким экологическим контролем.

Системы очистки выхлопов. Убедитесь, что грузовой автомобиль оснащен сажевыми фильтрами и катализаторами. При покупке б/у транспорта уточните, можно ли установить такие системы, если они отсутствуют. Это значительно снижает эксплуатационные расходы, так как улучшает эффективность фильтрации выхлопов, а еще помогает избежать штрафов в странах с высоким экологическими требованиями.

Тип и качество топлива. Выбирайте грузовики, которые работают на топливе с низким содержанием серы (ULSD). Меньше серы — меньше сажи и коррозии: двигатель и системы очистки выхлопов прослужат дольше.

Класс грузового автомобиля Volvo FH 500 4x2 (FH Globetrotter) — Евро-6, он подходит для работы в экологически чувствительных зонах
Класс грузового автомобиля Volvo FH 500 4x2 (FH Globetrotter) — Евро-6, он подходит для работы в экологически чувствительных зонах

Совет 3. Оцените грузоподъемность и вместимость

Грузоподъемность и вместимость авто для международных перевозок зависят от требований стран, через которые проходит маршрут. Именно поэтому важно учитывать местные правила, чтобы избежать штрафов и задержек на границе.

На каждом направлении свои требования по нагрузке на дороги и допустимым размерам транспорта. Например, в Казахстане предельная масса автопоезда может достигать 44 т, при этом длина не должна превышать 20 м, а высота — 4 м. В Турции допустимая масса — 42 т, длина ограничена до 18,75 м, высота — до 4 м.

На что ориентироваться при выборе грузовика:

Изотермический, рефрижераторный или тентованный фургон. Кузов фургона подбирают в зависимости от особенностей груза:

  • Изотермические фургоны подходят для товаров, чувствительных к перепадам температуры. Это, например, продукты и косметика.
  • Рефрижераторы необходимы для замороженных продуктов и медикаментов, которым нужен строгий температурный контроль.
  • Тентованные фургоны защитят груз от осадков и подходят для перевозки оборудования и бытовой техники.

Объем, грузоподъемность, размеры и количество осей. Это ключевые параметры при выборе фургона. Они определяют, сколько груза можно безопасно перевозить в каждой стране. Если не учитывать местные ограничения по габаритам и весу, возможны сложности с въездом.

  • Малотоннажные фургоны объемом до 17 м³, длиной около 4,2 м, шириной 2 м и высотой 2 м подходят для небольших грузов весом до 2,5 т.
  • Среднетоннажные фургоны объемом до 25 м³, длиной 6 м, шириной 2,4 м и высотой 2,4 м справляются со средним объемом груза и могут перевозить до 12 т.
  • Еврофургоны объемом 86–92 м³, длиной до 13,6 м, шириной 2,45 м и высотой 2,7 м рассчитаны на крупные партии товаров и выдерживают до 20 т веса и выше.

Обращайте внимание и на количество осей. Двухосевые модели более маневренны и экономичны, а трехосевые обеспечивают большую грузоподъемность и устойчивость на сложных маршрутах.

Возможность частичной загрузки для сборных грузов. На международных маршрутах востребованы фургоны, которые позволяют частичную загрузку. Так можно объединить несколько грузов в один рейс, поделить стоимость доставки между клиентами и сэкономить на транспортировке.

В таких фургонах есть перегородки для разделения разных грузов. А благодаря дополнительным креплениям груз в пути не перемещается — это делает транспортировку безопаснее.

Боковая, задняя и верхняя погрузка. Такие универсальные фургоны подходят для любых терминалов и складов. К машине можно подойти с нужной стороны, поэтому погрузка и разгрузка проходят быстрее.

С Renault T 440 4x2 (High Sleeper Cab) легко работать благодаря поддержке разных типов погрузки
С Renault T 440 4x2 (High Sleeper Cab) легко работать благодаря поддержке разных типов погрузки

Совет 4. Обратите внимание на топливную экономичность

В международных перевозках расходы на топливо составляют примерно треть от всех затрат, и экономия даже нескольких литров на каждые 100 км может существенно снизить общие издержки. Даже разница в 2–3 л топлива заметно скажется на годовых расходах, особенно при больших пробегах.

Пример. Если при пробеге 150 000 км один грузовик расходует 28 л на 100 км, а другой — 31 л, разница составит 4500 л дизеля в год. При средней цене 60 рублей за литр это 270 000 рублей экономии.

Что должно быть в экономичном грузовике:

Аэродинамические обвесы и спойлеры. Боковые юбки, спойлеры и другие обвесы уменьшают сопротивление воздуха, снижают нагрузку на двигатель и экономят 2–5% топлива. Это становится особенно заметно на маршрутах с длинными участками, где транспорт движется по скоростным шоссе.

Круиз-контроль и система рекуперации. Это помогает водителю сократить расход топлива. Круиз-контроль поддерживает постоянную скорость и предотвращает резкие ускорения и торможения. А система рекуперации использует энергию торможения, чтобы подзаряжать аккумулятор и не перегружать двигатель.

Телематические системы. Они позволяют отслеживать потребление топлива в реальном времени. С их помощью можно обнаружить, где водитель расходует больше дизеля — например, на сложных участках или при перегрузке. Тогда получится скорректировать режим вождения, точнее планировать затраты и находить возможности сэкономить.

DAF XF 480 FT 4x2 (Space Cab) — модель с круиз-контролем и аэродинамическими обвесами. Поддерживает телематику: можно в реальном времени отслеживать маршрут, состояние автомобиля и расход топлива
DAF XF 480 FT 4x2 (Space Cab) — модель с круиз-контролем и аэродинамическими обвесами. Поддерживает телематику: можно в реальном времени отслеживать маршрут, состояние автомобиля и расход топлива

Совет 5. Убедитесь, что у грузовиков есть поддержка и сервисное обслуживание за рубежом

Даже самый надежный грузовик требует регулярного обслуживания. В длительных поездках нужно учитывать не только плановое ТО, но и возможные неожиданные поломки. Если машина выйдет из строя, это приведет к задержкам и финансовым потерям. Придется тратить деньги на ремонт, арендовать временный транспорт и компенсировать клиентам срыв сроков. Всё это увеличивает затраты компании и может негативно повлиять на ее имидж и репутацию.

Что нужно проверить перед покупкой:

Карта официальных сервисных центров по маршруту. Обычно у крупных брендов есть разветвленная сеть техобслуживания на транзитных путях. Это упрощает процесс логистического планирования и минимизирует риски простоев.

Понятные условия гарантийного обслуживания. Они часто зависят от страны и производителя. Некоторые компании предлагают международную гарантию, которая покрывает ремонт и замену запчастей в большинстве стран присутствия бренда. Однако она может распространяться не на все виды поломок или иметь ограничения по пробегу и времени эксплуатации.

Возможность быстрой поставки запчастей. Наличие запчастей и сроки их поставки влияют на время простоя в случае поломки. Запчасти для популярных современных моделей грузовиков можно получить в течение суток, если они есть на складе в стране. Для редких или устаревших моделей сроки могут увеличиться до нескольких дней или даже недель.

Рекомендация. Перед выбором модели грузовика уточните сроки поставки ключевых запчастей и их доступность на складах в странах маршрута. Если используете редкие модели автомобилей, приобретайте запчасти к ним заранее.

Быстрая техпомощь на дороге. Если грузовик сломается посреди дороги, крайне важно иметь возможность вызвать помощь. У многих крупных производителей есть свои службы технической поддержки, которые могут провести диагностику и устранить проблему на месте. Это поможет избежать простоя и расходов на эвакуацию в сервисный центр.

Рекомендация. Выбирайте грузовые авто, у которых есть развитая сеть техпомощи на дороге. Уточняйте условия и стоимость услуг в каждом регионе, чтобы оперативно решать возникающие проблемы и минимизировать простой.

С Mercedes-Benz Actros 5 L FHS 2042 LS 4x2 (BigSpace) можно не беспокоиться о задержках в пути из-за поломок — у бренда большая сеть сервисных центров
С Mercedes-Benz Actros 5 L FHS 2042 LS 4x2 (BigSpace) можно не беспокоиться о задержках в пути из-за поломок — у бренда большая сеть сервисных центров

Что учесть при выборе грузовика для международных перевозок: чек-лист

  • Топливный бак от 1200 л. Позволит реже заправляться на длинных маршрутах.
  • Двигатель мощностью от 400 л. с. Обеспечит стабильную тягу на подъемах и сложных участках дороги.
  • Клиренс до 300 мм и усиленная подвеска. Поможет грузовику справляться с плохим дорожным покрытием.
  • Кабина со спальным местом и климат-контролем. Для удобства и комфорта водителя на длительных рейсах.
  • Экологический стандарт Евро-5 с системой SCR. Позволит соответствовать экологическим требованиям разных стран и избежать штрафов.
  • Кузов под нужный тип груза. Выбирайте между изотермическими, рефрижераторными и тентованными фургонами в зависимости от того, что перевозите.
  • Аэродинамические обвесы и система рекуперации. Снизят расход топлива на 2–5%.
  • Телематика для мониторинга расхода. Поможет контролировать топливные затраты в реальном времени.
  • Сеть сервисных центров по маршруту. Гарантирует техническую поддержку и доступность запчастей в нужных точках.

Если вам интересно узнать больше о возможностях лизинга, подписывайтесь на наш блог в Дзене. Там мы даем полезные советы для бизнеса, публикуем обзоры автомобилей и интересные кейсы из нашей практики.

Расскажите, какие грузовики вы используете для своих перевозок?

11
Начать дискуссию