5 ошибок при транспортировке опасных грузов, которых стоит избегать

Взрыв, утечка радиации, загрязнение атмосферы, пожар — малая часть происшествий, которые могут произойти при неправильной организации перевозок опасных грузов (ОГ). Расскажем, как предотвратить возможные аварии при транспортировке взрывчатых, химических, радиоактивных и других веществ.

Ошибка 1: Несоблюдение правил погрузки и разгрузки

Причины:Неквалифицированный персонал, отсутствие инструкций и специального оборудования. Например, в 2005 году в Балашихе при сливе топлива из цистерн не соблюдались меры безопасности, что привело к пожару и гибели человека.

Как избежать:

  • Инструктировать и обучать персонал.
  • Использовать специальное оборудование для работы с ОГ (например, сливы, насосы).
  • Соблюдать меры безопасности при погрузке/разгрузке.

Ошибка 2: Пренебрежение проверкой тары и транспорта

Причины:Повреждённая или разгерметизированная тара часто становится причиной утечек и взрывов. В случаях с автомобильным транспортом встречаются разрывы цистерн, что приводит к пожарам.

Случай из авиаперевозок: 3 сентября 2010 года американский Boeing 747-400F перевозил 81 000 литиевых батарей, которые самовоспламенились. Огонь и пламя перебрались в кабину из-за некачественной обшивки и защиты грузового отсека. У самолёта плохо работала система вентиляции, что тоже способствовало проникновению дыма к пилотам. Они задохнулись и не успели экстренно посадить воздушное судно.

Как избежать:

  • Проверять тару перед отправкой (герметичность, маркировку).
  • Обеспечивать исправность транспортных средств.
  • Подготавливать разрешительные документы на использование тары.

Ошибка 3: Игнорирование правил ремонта и техобслуживания

Причины:Сварочные или ремонтные работы с тарой, заполненной ОГ, могут привести к взрыву. Даже небольшая искра становится причиной ЧП.

Как избежать:

  • Ремонтировать только очищенные и проверенные ёмкости.
  • Использовать специализированные площадки для ремонта.
  • Соблюдать технику безопасности при ремонте тары.

Ошибка 4: Несоблюдение правил отдыха водителей и машинистов

Причины:Усталость водителей или машинистов может привести к авариям. Так и случилось, 9 мая 2013 года в Белой Калитве. Из-за усталости машинистов, которые вовремя не затормозили, сошёл 51 вагон. В итоге взорвалась цистерна со сниженным газом и загорелись семь вагонов с воспламеняющимися веществами.

Как избежать:

  • Организовывать сменный график работы на длительных маршрутах.
  • Обеспечивать отдых водителей и пилотов.
  • Контролировать соблюдение норм рабочего времени.

Ошибка 5: Отсутствие документов или их перевода

Причины:При отсутствии разрешений или сопроводительных документов груз задерживается, а перевозчику грозят штрафы. Например, инспекторы ГИБДД или таможни могут остановить транспорт и конфисковать ОГ.

Как избежать:

  • Подготавливать полный комплект документов: накладные, паспорта безопасности, разрешения.
  • Переводить документы на язык страны назначения.
  • Проверять актуальность всех разрешительных бумаг.

Что такое опасные грузы?

Опасные грузы — это вещества, которые при транспортировке могут нанести ущерб людям, окружающей среде, инфраструктуре и материальным ценностям. Их перевозка регулируется международными соглашениями:

  • ДОПОГ — для автомобильного транспорта.
  • МК МПОГ — для морского.
  • RID — для железнодорожного.
  • IATA — для авиационного.

Классификация опасных грузов включает:

  • Сжатые и сжиженные газы (взрывоопасны при контакте с воздухом).
  • Взрывчатые вещества (различаются по массе и степени возгорания).
  • Легковоспламеняющиеся жидкости (лаки, растворители).
  • Радиоактивные и токсичные вещества.
  • Едкие, коррозийные вещества.
  • Твёрдые легковоспламеняющиеся материалы (сера, порошки).
  • Окислители и пероксиды.
  • Специфические грузы (литиевые батареи, двигатели).

Тонкости перевозок опасных грузов

Как должен подготовиться грузоотправитель к перевозке опасных грузов каждым видом транспорта?

Автомобильный

Автомобиль, перевозящий ОГ, оснащают информационными табличками со знаком опасности. Их крепят с четырёх сторон. Авто оборудуют двумя проблесковыми маячками, информирующие других автомобилистов об опасности.

5 ошибок при транспортировке опасных грузов, которых стоит избегать

Согласно правилам перевозки опасных грузов, нужно:

  • водителю сдать специальный экзамен для свидетельства ДОПОГ;
  • цистерны защитить сбоку и сзади противоударными бамперами;
  • колёса защитить огнезащитными перегородками;
  • оснастить автомобиль огнетушителям, лопатой, абсорбентом, дренажной ловушкой;
  • подготовить документы: разрешение, свидетельство о допуске автомобиля, инструкции для водителя, договор перевозки, путевые листы, паспорта безопасности на опасные грузы, накладные.

Как перевозят:

  • танк-контейнеры и автоцистерны для наливных жидкостей;
  • стеклянная тара в коробках для едких жидкостей;
  • танк-контейнеры и газовозы для газов.

Авиа

ИКАО — международный документ, в котором прописаны условия перевозки опасных грузов авиатранспортом. На его основе международная ассоциация воздушного транспорта разработало Руководство по перевозке опасных грузов для участников авиаперевозок. Международные транспортные компании соблюдают правила этих двух документов.

Категория ИКАО, разрешающая работать с ОГ, должна быть у всех лиц, которые участвуют в их погрузке/разгрузке и транспортировке. Среди них: экспедиторы, упаковщики, члены экипажа, сотрудники службы безопасности и т.п.

Для перевозки опасного груза нужно:

  • Упаковать и маркировать вещества согласно 9 классам опасности. Упаковка обеспечивает герметичность, маркировка показывает возможную опасность вещества.
  • Подготовить багажное отделение или грузовой отсек, которые герметично защищены от кабины пилотов. Груз нужно закрепить, чтобы он не двигался во время полёта. Отсеки оборудовать огнетушителями.
  • Подготовить исправные и аттестованные для этих операций погрузчики. Они оборудуются креплением, которое исключает падение груза.
  • Подготовить сопроводительные документы, включая декларацию грузоотправителя.
  • Обучить, аттестовать и проинструктировать персонал.

Запрещается перевозка самолётом опасных грузов:

  • взрывчатых смесей и веществ;
  • веществ, включающих аммоний, хлорат;
  • газов, взрывающихся при перепаде давления;
  • жидких материалов, которые при небольшом воздействии могут повысить давление в упаковке;
  • сверхчувствительных к вибрации грузов.

Ж/д

Железнодорожные перевозки опасных грузов — самый универсальный и безопасный способ транспортировки. Исключён риск большой тряски, вибрации, изменения положения, аварии. Перевозить можно любые виды грузов на платформах, цистернах и т.п.

5 ошибок при транспортировке опасных грузов, которых стоит избегать

Особенности перевозки опасных грузов по ж/д:

  • ОГ разделяются пустыми вагонами или вагонами с неопасными грузами.
  • На станции состав с ОГ должен находиться не более двух часов.
  • Внутри цистерн должна поддерживаться нужная температура.
  • Края тары должны быть выше на 5 см, чтобы у опасных веществ было место для расширения.
  • Погрузка и разгрузка только на пустых путях без электрических сетей.
  • В составе одновременно не перевозят взрывоопасные и легковоспламеняемые грузы.
  • Каждая тара должна маркироваться согласно классу опасности.
  • Порядок погрузки и разгрузки вагонов для каждого вещества разный;
  • Нужны документы: ж/д накладная, разрешение от МВД и Минтранспорта РФ, лицензия на перевозку ОГ, лицензия персонала на работу с опасными веществами.

Морской

Транспортировка ОГ морем обязывает перевозчика:

  • Промаркировать и сертифицировать все контейнеры;
  • Утилизировать или обработать ёмкости после перевозки;
  • Установить прокладку для перевозки опасных жидкостей — она впитает их и не допустит утечки и распространения по судну;
  • Подготовить документы: опись ОГ, грузовой план, свидетельство о проверки правильности упаковки, маркировка ОГ, транспортная накладная, акты описи грузов и т.п.;
  • Располагать опасные вещества согласно их классу опасности и специфических свойств;
  • Транспортировать взрывчатые вещества в закрытых помещениях;
  • Использовать отсеки с системой вентиляции для грузов, испускающих пары;
  • Поместить груз в упаковку, внутренняя поверхность которой не даст реакции с опасными веществами.

Суда оснащаются:

  • Системами вентиляции и пожаротушения;
  • Грузовыми блоками, которые отделены от жилых и технических;
  • Системами слива и осушения;
  • Защищённой электропроводкой в отсеках, где нет ОГ.

Как избежать ошибок при перевозке опасных грузов

Большинство аварий при транспортировке ОГ происходит из-за халатности или незнания правил. Чтобы минимизировать риски, доверяйте работы специалистам с опытом и лицензией.

Мы предлагаем:

  • Подбор лицензированной логистической компании.
  • Организацию перевозок любых видов опасных грузов по России и миру.

Свяжитесь с нами, и мы обеспечим безопасность ваших грузоперевозок. Наши контакты — в шапке профиля.

Начать дискуссию