Китай впервые запустил беспилотные автомобили на публичные дороги без контроля со стороны людей Статьи редакции

По центру Шэньчжэня будут ездить 25 автономных машин без водителей или удалённых операторов.

Китайский стартап AutoX развернул парк из 25 беспилотных автомобилей, которые будут работать в центре Шэньчжэня. Это первый случай в стране, когда автономные машины тестируют без контроля со стороны людей на общедоступных дорогах. Об этом сообщает TechCrunch со ссылкой на AutoX.

Сами «роботакси» при этом пока не будут доступны всем желающим, пояснили представители AutoX. Это лишь новый этап тестирования, но он всерьёз приближает компанию к запуску полноценных беспилотных машин в Китае.

Беспилотные автомобили AutoX AutoX

Шэньчжэнь — один из самых густонаселённых городов Китая, однако AutoX считает запуск беспилотных машин в центре города безопасным. В компании утверждают, что каждый автомобиль оснащён специальным контрольным блоком XCU, который способен обрабатывать даже очень сложные дорожные сценарии в китайских городах.

Помимо Шэньчжэня, беспилотный транспорт в Китае развивают и в других городах с подачи местных властей. В каждом из густонаселённых пунктов этим занимаются разные компании: AutoX и Deeproute.ai в Шэньчжэне, Pony.ai и WeRide работают в Гуанчжоу, Momenta в Сучжоу, а Apollo в Пекине.

0
162 комментария
Написать комментарий...
Vladimir Chyorniy

Кто-нибудь может пояснить: как в итоге решился вопрос с этикой? Ведь была самая главная проблема это этика. Почему-то уже начали тестировать беспилотники на дорогах без оператора, а значит юридически решили вопрос. Кто знает как?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

"вопрос с этикой" - это миф) Нет никакого вопроса с этикой, есть ПДД. Если на дорогу выскочили в ряд три бабки, два ребенка и женщина с коляской, то не нужно выбирать, кого задавить, нужно в соответствии с ПДД "предпринять экстренное торможение". Всё. Никаких там маневров, сложных этических решений, никакой дичи типа "я лучше уебусь в столб и пусть мой пассажир погибнет, зато спасу того ребенка!" и прочего - нужно просто нажать на тормоз. Да, иногда это не поможет, и внезапно выскочивший на дорогу ребенок будет сбит - ну, очень жаль, что тут скажешь. В ПДД всё предельно конкретно расписано, робот действует по ПДД, причем думает и реагирует намного быстрее человека

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Тормоз само собой. Но в процессе торможения можно продолжать рулить и выбрать бабку или младенца. Если эта логика не была реализована - это этический выбор сделанный на стадии разработки.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Лично я за то, чтобы робот действовал по ПДД и просто тормозил. Если общество считает, что нужно выбирать между бабками и младенцами, пусть лоббирует изменения в законах и ПДД, чтобы и люди тоже во время торможения делали "правильный", этический выбор. Когда соответствующие изменения появятся в ПДД, робот будет их учитывать при принятии решения

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Человек и сейчас может выбирать между бабками и младенцами (или своей жизнью тоже например). Просто человек может врать или даже инстинктивно не понимать своих действий.

В случае машины у вас есть полный лог принятия решений.

Оставить решение откуп случайности - долбай по тормозам, а там будь что будет - это тоже архитектурное решение системы.

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Gorin

Ничего человек не может в аварийных ситуациях, в большинстве случаев. Как максимум - у него срабатывают инстинкты и отработанные рефлексы (если они были заложены соответствующим обучением). И всё. И это в лучшем случае.
Про моральный выбор - надуманная чушь и миф, никто его не делает. ИИ его делать тоже не придётся - ему нужно лишь сделать то, что в соответствии с расчётами наименее опасно для наибольшего числа участников ситуации, и всё. Ни о каком "моральном выборе" речи не идёт. Простое взвешивание рисков, просчёт которых для машины куда доступнее, чем для кожаного мешка.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Вово. Как будто комментатор выше ("Хозяин") не видел аварий на перекрёстках, где для предотвращения столкновения с другим автомобилем, водитель инстинктивно забирает вправо и в итоге выезжает на тротуар, где стоят люди. Простое торможение в данном случае не спасёт машину, но убережет людей на тротуаре.

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

"наименее опасно для наибольшего числа участников ситуации" - вот вы уже вводите какие-то метрики и оценки. Называть это "моральным" или ещё каким выбором - это уже вопрос лексики.

Ответить
Развернуть ветку
Yondu Udonta

Бабок и детей много, а я у мамы один.

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff
Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

На самом деле нет никакого выбора между бабками и младенцами - в экстренных случаях на реакцию даются доли секунды, выбирать некогда, там вся реакция на рефлексах. Стоит ли говорить, что у робота рефлексы куда лучше. И потом, робот по пьяни не погонит на красный, не заснет за рулем, по телефону во время езды не разговаривает и губы не красит, и т.п. отклонения, из-за которых происходит 90% ДТП.

Ответить
Развернуть ветку
malleyaa

у робота нет рефлексов по определению

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Янковская

кто будет нести ответственность в случае аварии и гибели человека?

Ответить
Развернуть ветку
Zeld Treld

Никто не будет. Зачем ее нести? Это все мышление маленького человека. А государственники даже когда солдат посылают на войну прекрасно знают, что их там могут убить. Но все равно посылают. Главное самому не лезть туда. А на китайские дороги китайские чиновники не лезут.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Трофимов

Потерпевшему и его родственникам гораздо полезнее получить большую материальную компенсацию от производителя автопилота, чем посадить виновника человека

Ответить
Развернуть ветку
Zeld Treld

Отомстить все лучше, чем деньги

Ответить
Развернуть ветку
Artem Zabrodskii

В случае нарушения пдд человеком наверное никто.А в других случаях разработчик или владелец машины

Ответить
Развернуть ветку
Isa Abdullah

как и в любом другом случае гибели человека от техногенного фактора. Если производитель сделал ошибку, то придется отвечать по закону (предумышленное, непредумышленное и т.п.). Если техника работает по правилам, а нарушил человек, то вина потерпевшего.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

Я думаю скорости у данных авто будут минимальны и соблюдение правил полное. Потому даже если кто и въедет то виноват будет он

Ответить
Развернуть ветку
Stepan SV

Для автоматики нет проблемы вместе с торможением изменить и траекторию движения при отсутствии помех

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

При условии что данный алгоритм забит в ее мозгах. И главное что бы маневр машины не привел к куда хужим последствиям....

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Маневр алгоритма де-факто не может привести к худшим последствиям, чем маневр человека в аналогичной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

Ну она например не увидет, как по соседней полосе приближается автомобиль на большой скорости, а вы тормозящий перестраивается в его полосу. Спасая чужую жизнь можно поплатиться своей 

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

почему не увидит? потому что водитель пьян и спит?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

ну так водителя вообще не будет за рулем. мы же говорим о алгоритмах машины без водителя. будет забит алгоритм ухода от столкновения, а в зад автомобиля прилетит другое авто, которое попросту убьет пассажира

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

у вас нездоровая фантазия, милейший
в любом случае, в подобной ситуации правильно среагировать в принципе невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

А в чем нездоровая? В том что глаз человека больше может увидеть чем датчик в машине? А по поводу правильно среагировать - у каждого свое правильно. Кому то в любом случаи надо спасти того кто выбежал на дорогу и не задумываться о том что можешь убить себя, а кому то своя жизнь дороже чем тех кому она не дорогая 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александров

Если выбор стоит между бабкой и ТП девушкой, то очевиден выбор.
Если так же камера на машине распознает врага государства или  какого активиста, то тоже выбор очевиден

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Конечно же бабушка, и её внучок, наркоман-активист.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

а лучше вообще никого. так как при наших законах в 99% случаях виноват водитель...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Ты в Кармагеддон так сильно переиграл, что спустя столько лет всё ещё не отпускает :)

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Вот вам пример без бабок и младенцев, а только с бабкой.

Бабка выскакивает на дорогу и для её объезда надо выезжать на встречку, по которой движется другой автомобиль. Тут правило "просто соблюдай ПДД" не сработает.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Прекрасно сработает - по ПДД экстренное торможение с возможностью объезда если она имеется 

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Ну вы капитан очевидность! Я говорю что тут надо взвешивать какой манёвр более оправдан (читай: убьёт больше).

Ответить
Развернуть ветку
Yondu Udonta

Ну так бабка на то и бабка, что пожила уже свое, чего ей еще землю топать?
Еще я замечаю что они похоже и правда руководствуются такими мыслями, лихо перебегая на красный, штош...

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

че это бабка заслужила жизнь меньше ребенка? ребенок до достижения совершеннолетия по сути своей бесполезен, а бабки разные бывают. может она транссибирскую магистраль строила) 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Магистраль уже построена.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

так благодаря кому! 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Это был намёк на то, что заслуги в части железнодорожного строительства могут учитываться много где – при определении пенсии, на форуме железнодорожников. Но эти заслуги не дают преимуществ по ПДД.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

не дает, но у бабки-железнодорожницы все таки больше заслуг перед обществом чем у малолетнего пиздюка. общество учит беречь детей и пренебрегать старостью но бабка-железнодорожница все таки больше заслужила пощады чем пока еще бесполезный пиздюк. да и не факт что станет полезным.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Думаю, будет здорово фокусироваться не на том, что справедливее или этичнее, а начать бы с соблюдения правил и законов.

Например, в нашем случае надо просто соблюдать ПДД и применять торможение. Маневрирование применять только при условии наличия очевидной возможности и предсказуемых последствий. А кто там в результате может попасть под колёса - пусть случай определяет.

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Да, она и строила. Всю. Одна, с киркой и лопатой. Наши бабки - сила!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Токарев

на встречку это ладно
а если надо выехать на гречку?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Grigoryev

ИИ рассчитает длину тормозного пути, вес автомобиля и траекторию движения при повороте руля на n градусов всяко лучше чем простой водитель. Поэтому достаточно просто все заточить под алгоритм со следующими приоритетами: избежать столкновения, въехать в неодушевленное неподвижное, в неодушевленное подвижное (другое авто) и уже только потом - одушевленное. Но в таком случае вероятность сбить человека будет минимальна. Особенно лет через 5-10, когда лидары будут мощнее, ИИ сильнее и сможет предугадывать траекторию всех участников сильно заранее.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Правило работает прекрасно - экстренное торможение. Доказательство в суде что не нарушил 10.1 в плане скорости - выплата компенсации. Либо лобовое на встречке - труп/тяжкие телесные во встрече и либо 2-4 поселения, либо сколько то условки и та же выплата компенсации. 

Ответить
Развернуть ветку
Злой Полушубок

Нет нельзя (вернее сильно не рекомендуется):

8.1 При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Это распространяется и на аварийные ситуации. Вы можете конечно маневрировать, но если в результате ваших маневров будет ДТП то уже вас могут признать виновным.

В целом ПДД достаточно простые правила на этот счет: соблюдать правила, двигаться со скоростью которая позволяет реагировать на события (например с учетом дождя или гололеда), тормозить в случае аварийных ситуаций. Ничего сверх этого ПДД не требует. Почему разработчики автоматизированных авто, должны решать философские проблемы решительно неясно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Grigoryev

Согласен. Скорее всего такие машины принудительно будут ограничены в скорости до 60, а то и 50 км в час, соответственно шансов кого-то сбить будут минимальны.  

Ответить
Развернуть ветку
Stepan SV

100% в населенных пунктах скорость серьёзно ограничат. Там ещё и куча камер и лидаров на машине будет, и система обмена данными между ближайшими автомобилями и инфраструктурой

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Надо чтоб впереди бежал специальный человек, разгоняющий пешеходов, как на заре автомобилизма) 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Рулить в процессе торможения? Вы либо не водитель, либо мастер управляемого заноса.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Велкам ту реалити, уже давно все что оснащено приличным ABS прекрасно рулится на торможении.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Да-да, постоянно вижу таких рулящих в кюветах да у столбов, понадеявшихся на ABS. А если еще у человека авто с полным приводом - то это вообще ас вождения по его же мнению. А потом стоят такие у разбитого авто и не понимают, как все случилось за 2 секунды.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Вы уверены, что водятелизм связан с применением руления при торможении?))) Я бы связал это с самонадеянностью. А отказываться от руления при торможении глупо, это реально крутая возможность.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Экстренное торможение в пол и одновременное руление дадут только неуправляемую траекторию, что скорей всего приведет к непредвиденным результатам. Надо либо тормозить, либо поворачивать(возможно даже с газом - зависит от авто).

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Ну значит инструкторы по контраварийному вождению несут ересь и зря гоняют по полигону тачки с учениками. ABS создан для того, чтобы оставить машину управляемой при экстренном торможении!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Все правильно, но этим всем нужно уметь правильно пользоваться, и именно этому учат на курсах. АБС может и помочь, и навредить, зависит от ситуации, состояния дороги и того, как действует водитель. 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Так можно и от чайника отказаться, если не уметь им пользоваться можно обжечься или пожар устроить.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Знание основ техники безопасности вообще еще никому не вредило))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Никто ж не говорит об отказе от АБС, просто это не панацея от чайников. А сейчас машины стали слишком просты в управлении, это развязывает людям руки, но законы физики никто не отменял.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Ну то есть от руления на торможении (например, маневр перестроение), авто с ABS не занесет, согласны?)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Это не перестроение уже) а объезд внезапно возникшего препятствия. Лосиный тест так сказать. В нормальных условиях не должно. На снегу/льду - история другая. Но вообще тормозить и разгоняться всегда лучше на прямых колесах, это вам любой инструктор скажет. Да, и еще есть машины, у которых АБС работает только на одну ось. 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

А еще лучше к машине не подходить, безопаснее)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Не передергивайте, речь шла не просто про торможение, а еще и про одновременную рулежку.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Где я передергиваю?!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Дело в том, что все эти результаты испытаний эффективности АБС получены на полигонах с профессиональными испытателями. Обычному водителю без контраварийной или спортивной подготовки это никак не поможет, у него не выработана нужная моторика. Посмотрите на записи с регистраторов на ютубе – большинство ездунов в экстренной ситуации предпринимают только две вещи: 1) громко произносит слово на букву Б и 2) со всей дури давит на тормоз. Именно в таком порядке.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

И это оправдывает то, что я не должен рулить на торможении?)

Еще много народу мрет от ханки, но меня это не останавливает))

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

АБС помогает тормозить эффективнее. Но от заносов она не спасает - видимо, вы спутали ее с ESP.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Не, не спутал. ABS не сокращает тормозной путь, она сохраняет управляемость автомобилем на торможении! Она для этого сделана! Заносит автомобиль с заблокированными колесами гораздо легче, чем с вращающимися и именно эту фичу устраняет ABS!

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
ABS не сокращает тормозной путь, она сохраняет управляемость автомобилем на торможении!

С вами спорят о другом.

О том, что управляемость автомобилем на торможении при одновременном повороте руля на не указываемый вами угол поворота
- при неизвестной скорости, соотносимой с силой нажатия на тормоз и соотносимой с углом поворота
- при не известном состоянии дорожного покрытия - 

- в любом случае опаснее простого максимального для данных дорожных условий торможения.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Вижу, что спорят о другом, в том и печаль. В первом топике было утверждение, что крутить рулем при торможении нельзя и я привожу контраргументы, почему на самом деле можно!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Мне лень искать топик выше, так что сам поднимусь над схваткой.
Не всё, что можно - нужнО!
Поэтому, на мой взгляд, как водителя десятков автомобилей, в десятках стран и в полсотне городов, под миллион километров, насмотревшись всякого, наслушавшись родни-юристов по ДТП, полагаю - не нУжно.
И не советую.
Почему - я пытался обосновать.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Ilchenko

Ну-ну все, задавили опытом и авторитетом. Сдаюсь.
Кста, так и подумал, что старая школа, не подвело чутье)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

В целом - управляемость автомобиля с незаблокированными колёсами безусловно лучше. Просто ESP полнее влияет на автомобиль именно с целью предотвращения заносов. АБС же просто предотвращает блокировку колёс

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chyorniy

Бабку можно внести боком - тогда не залетит в салон спереди. Нюансов много

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Хватит ездить на Жигулях.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Давать преференции младенцам перед бабками - это тоже не честно. Самое честное решение на свете - биржа. Кто больше заплатил - того и не давим.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Нельзя пункт правил 10.1 подразумевает только торможение вплоть до полной остановки. Все больше ничего для избежания дтп делать нельзя. 

Ответить
Развернуть ветку
Stepan SV

Так написано просто потому что ситуация на дороге может быть какой угодно непредсказуемой, и у всех водителей разный уровень мастерства и время реакции. Правило универсально

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Не совсем, в сущности это правило не даёт усугубить текущую ситуацию необдуманным маневром и упрощает разбор дтп. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

Вы думаете у вас останется время выбирать кого давить? Не дай бог такому случиться, но времени у вас точно не останется, так как такое случается за секунду...
П.с.: китайцы тоже любят маски носить на подбородке по фото...

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Будете на дороге выбирать кого сбить (если вырулить) - можно и присесть, так как нарушили ПДД и вырулили и сбили кого-то другого.

Ответить
Развернуть ветку
towardsahead

В сторону не китайцев

Ответить
Развернуть ветку
max smirnoff

Кого выбрать? Конечно бабку. Она жизнь прожила, с моральными устоями у нее порядок, а младенец - кто знает, вырастет из него какой-нибудь Чикатило...

Ответить
Развернуть ветку
Chipa Lipa

Вы просто свели все к примитивному торможению и притянули за уши ПДД, которое тут вообще ни причем. В ПДД описаны правила движения, чтобы в ДТП не попасть, а не инструкции как действовать, когда пиздец уже почти пришел. Когда тормозить конечно нужно, но это уже вопрос лишь минимизации ущерба.
В ситуации когда автомобиль точно кого-то собьет выбирать жертву конечно неудобно. Но когда человек водитель в экстренной ситуации принимает решение это одно, а когда это делает робот, который обрабатывает тонну данных за секунды, это совершенно другое. Его можно научить.
К слову, меня больше интересует, как они решили вопрос ответственности в случае наезда на какого-нибудь китайца. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
159 комментариев
Раскрывать всегда