Обслуживай тормоза, как сноб.
Всем привет! В этот раз решили рассказать, как мы обслуживаем тормозную систему, для чего оно нужно и как это сделать. Сразу скажем, что если вы адепт секты «тормоза придумали трусы» и «не мешай машине ехать», то эта статья не для вас, а всем остальным welcome и приятного чтения!
Всё, что написано ниже, применимо как к двухколесному транспорту, так и к четырехколесному.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, там мы делимся актуальной информацией в "режиме здесь и сейчас".
Итак, что в себя включает обслуживание тормозной системы:
— Визуальный осмотр тормозных шлангов
— Замена тормозной жидкости согласно пробегу или при содержании излишней влаги в ней.
— Разборка суппорта, очистка всех движимых и недвижимых частей, обновление смазки направляющих, а также смазка уплотнений поршней суппорта.
Как происходит чаще всего:
Меняются колодки по необходимости, а тормозная жидкость хорошо если раз в 5 лет. И да, тормоза продолжают работать, но, как нам кажется, это не тот узел, с которым можно так обращаться.
Вся процедура (осмотр, замена тормозной жидкости и переборка суппорта) займет максимум 2 часа, поэтому приступим:
Визуальный осмотр всей тормозной магистрали.
Мануал мотоцикла требует это производить раз в 1000 километров.
Вам решать, как часто это делать, мы лишь советуем нет-нет да посматривать на состояние патрубков. Увидели трещины — замена, грыжи —замена, перетертости с канавками (ну мало ли) — замена. Когда у одного из нас был дорожник Yamaha Fz6, там замена тормозной магистрали была прописана по пробегу. Дела обстоят куда лучше, если у вас армированные шланги, они меньше поддаются повреждениям и в целом более долговечны, поэтому если менять, то только на них.
Замена тормозной жидкости.
Занятие не хитрое, но есть несколько нюансов:
Менять её стоит по пробегу, содержанию влаги или после закипания (что чаще всего результат отсутствия замены). У нас в гараже прибора для замера воды в тормозной жидкости нет, потому воспользуемся мануалом. Он гласит производить эту процедуру раз в 15.000 км (у вас, возможно, другая цифра), что составляет пробег за сезон, поэтому раз в год меняем её.
Обычно используют: dot3, dot4, dot 5.1, реже dot5. Смешивать между собой можно первые три, а вот четвертую с остальными — нет, ввиду разной базы.
Есть негласное правило: жидкость классом выше должна быть добавлена в жидкость классом ниже.
Чаще всего мануал гласит лить dot 4, но бывает так, что на крышке бочка написано dot5.1, зальете «четверку» ничего не произойдет. Считается, что 5.1 обладает более высокой точкой кипения и рекомендована для мотоциклов с АБС. Маркетинг это или нет, решать только вам. Мы льем 5.1 во все три мотоцикла уже не первый год, проблем не наблюдаем.
Обязательно прокачать жидкость, а не просто поменять её в бачке. Сверху вниз, снизу вверх или с помощью вакуума, главное поменять жидкость во всем контуре и исключить наличие воздуха.
Переборка суппорта.
Это то, что чаще всего исключают при манипуляциях с тормозами, но мы же пишем о снобском обслуживании, поэтому без этого никак. Какие есть нюансы:
На неснятом суппорте сделать такую процедуру будет весьма проблематично. Поэтому первое с чего советуем начать — снять его.
Разборка и чистка самого суппорта, всех скоб, направляющих и поршней. Ржавчина и грязь, которая годами образуется на тормозах не лучший помощник для их плавной работы.
Осмотр всех резиновых изделий.
Надрыв или вздутие — замена, особенно это касается сальников поршня(ей). При их повреждении грязь будет стремится внутрь, а тормозная жидкость наружу, что приведет к неисправности.
Смазка направляющих и сальников поршня.
Начнем от легкого к сложному — смазка направляющих. Прежде чем приступить к этой процедуре убедитесь в их чистоте и в отсутствии старой химии в пыльнике. Дальше просто нанесите смазку тонким слоем на направляющую (это не тот случай, когда её должно быть много, так как рано или поздно её будет выдавливать и она соберет всю грязь этого мира). Какую выбрать? «Вмп», «brembo», «liqui moly», мы использовали все из этой тройки, разницы замечено не было.
Едем Смазываем дальше. Поршень.
Тут мнения расходятся, решать вам. Мы за то, чтобы нанести немного смазки на рабочую поверхность, так поршню будет проще выходить из суппорта, а манжеты оставались дольше в рабочем состоянии и не дубели. Чем смазывать? «Ate bremszylinder paste», стоит дорого, но хватает на несколько лет. 3 года —полет отличный. Есть недорогая альтернатива от «ВМП» — универсальная смазка для направляющей и поршня. Мы не пробовали, поэтому советовать не будем.
Нерабочая сторона колодок и места прилегания к скобе.
Тут дебатов ещё больше. Одни борются со скрипом и залипанием колодок, другие считают, что смазка в таких местах — это дополнительное налипание грязи, которая может ухудшить работу тормозов. У нас таких проблем никогда не было (хоть и эксплуатация не самая асфальтовая), потому из года в год мы в этих местах смазки не используем, а просто вычищаем их. Однако, если вы решите попробовать, то можем посоветовать пасту от ВМП «МС 1600». Отзывов хороших много, используют в сервисах, единственное, по некоторым данным она не совсем универсальная и не подходит для направляющих (любит высыхать на них), хоть и продается под видом такой.
Давайте подведем финансовые итоги:
Смазка для направляющих — 400-1000₽
Смазка для поршня — 500-1500₽
Смазка для нерабочих поверхностей — 500-700₽
Химия для очистки всех элементов суппорта — 300-500₽
Тормозная жидкость — 500-2000₽
Итого получаем 2200-5700₽ на полное обслуживания тормозов (без учета колодок).
Как вы видите, итоговая стоимость будет зависеть от выбранных брендов, но большинство из них хватит на 2-3 ТО. Не такая уж и большая цена за нашу безопасность в разрезе года, не правда ли? Потому настоятельно рекомендуем не пренебрегать обслуживанием данного узла, потратить 1000-1500₽ в год и быть спокойным.
Спасибо за прочтение, подписывайтесь на канал и классных вам поездок!