«Давление на прибыль идёт по всем статьям»: глава «Победы» — о санкциях, деньгах и дефиците кадров

Выжимка беседы Дмитрия Тыщука с РБК.

Дмитрий Тыщук. Источник фото: РБК
Дмитрий Тыщук. Источник фото: РБК

Про санкции, ключевую ставку и прибыль

  • В мае 2024 года США ввели против авиакомпании блокирующие санкции. Ей пришлось увеличить платежи в нацвалютах, чтобы «снять техограничения», а также сменить домен с зарубежного на российский — чтобы «устранить риски работы сайта». На число рейсов и зарубежные маршруты ограничения не повлияли.
  • «Победа» не привлекала коммерческие займы, не брала кредиты у материнской компании «Аэрофлот» и не планирует делать этого в 2025 году, поэтому в вопросе заёмного финансирования ключевая ставка ЦБ на компанию не влияет.
  • Прибыль за 2024 год, по словам Тыщука, была «немного меньше», чем в 2023-м, когда составила рекордные 21,3 млрд рублей — в том числе за счёт «бумажных доходов». Но отчётность перестали раскрывать попадания под американские санкции США.
  • «Давление на прибыль идёт по всем статьям», — говорит директор компании. Увеличиваются расходы на топливо (они составляют 40%), на обслуживание в аэропортах (около 20%) и техническое обслуживание самих самолётов.
  • Если российские регуляторы вдруг решат снять ограничения на закрытые южные аэропорты, то «Победа» сможет выполнять 10 тысяч дополнительных рейсов в год. «Высвободится до 10-15% времени», которое она тратит на облёт ростовской воздушной зоны. Это положительно скажется на выручке и прибыли.

Про флот и лётную годность

  • «Победа» эксплуатирует 42 самолёта. У неё, по словам Тыщука, самый «молодой» авиафлот в России из иностранных судов. Их средний возраст — около семи лет.

С учётом того, как у нас сегодня организована поставка запчастей, нам хватит запаса прочности как минимум на ближайшие десять лет, когда средний возраст достигнет 17 лет. Это хороший возраст для любого воздушного судна. Многие крупные международные компании имеют такой возраст парка в среднем.

Дмитрий Тыщук, глава «Победы»
  • Большую часть прибыли инвестируют в поддержание лётной годности. Требования к ней «нисколько не ослабли» в условиях санкций.
  • Рассуждать, насколько серьёзна проблема с нехваткой флота и комплектующих, Тыщук не стал. Однако положительно оценил законопроект о сертификации PMA-компонентов — российских аналогов неоригинальных деталей для зарубежной авиатехники.
  • «Победа» также заинтересована в «мокром» лизинге, который позволяет авиакомпаниям арендовать друг у друга самолёты вместе с экипажем. «Но почти все эксплуатанты Boeing 737-800 намерены эксплуатировать их самостоятельно», — говорит Тыщук.

Про фирменный рюкзак для ручной клади и питание на рейсах

  • Первая партия рюкзаков, с которыми не нужно использовать калибратор «Победы», вышла в конце 2023 года. В 2024 году компания продала около 8500 единиц. В 2025-м она планирует выпустить новую модель — из других материалов.
  • В 2023 году для рейсов из Москвы перевозчик запустил услугу «Еда на гейт». В 2024 году — услугу «Еда в полёт», которую можно заказать «на 60% направлений маршрутной сети». Первая менее популярна, потому что «более дорогая». Открывать свою фабрику бортового питания не собираются.
  • Планов начать продажи алкоголя на борту тоже нет. Но если «это станет весомым аргументом, чтобы удерживать» цены на билеты, — вернутся к вопросу.

Про нехватку и удержание кадров

  • В отрасли дефицит «существует»: и в аэропортах, и у технических провайдеров, и у авиаперевозчиков. У «Победы» нехватки кадров нет, но стоит вопрос удержания «самых квалифицированных».
  • Тут российские компании конкурируют с зарубежными коллегами: последним нужны пилоты, а специалисты из России «всегда были востребованы на мировом рынке». Валютные предложения могут привлекать пилотов больше, чем «рублёвые», поэтому необходимо думать об инструментах мотивации.
  • По словам Тыщука, можно было бы ввести льготную ипотеку, как для айтишников. К властям «Победа» ещё не обращалась — пока обсуждает инициативу внутри группы. Он также полагает, что по завершении учёбы пилотов следует направлять на отработку в российские авиакомпании — «на несколько лет».

Наша система образования готовит высококлассных специалистов за счёт государства. Компании поднимают их профессиональный уровень в ходе эксплуатации, а потом человек уезжает за рубеж. Если человек чётко решает, что уедет за границу, он выплачивает затраты пропорционально отработанному сроку.

Дмитрий Тыщук, глава «Победы»
55
55
44
33
11
60 комментариев

"Вот такой я клал на комфорт пассажиров"

19
6

ручная кладь только такого размера

6
2
Раскрывать всегда
✈️Самолет летит… к успеху, или дефолту?

Разбор падения продаж, графика погашения долга. Как на всем этом заработать? 👀

✈️Самолет летит… к успеху, или дефолту?
1717
реклама
разместить
Аэрофлот испытывает давление со всех сторон

✈ Крупнейший авиаперевозчик страны представил на минувшей неделе операционные результаты за ноябрь 2024 года. Со своими разъездами я только сейчас до них добрался, поэтому предлагаю заглянуть в них и детально проанализировать вместе с вами.

Аэрофлот испытывает давление со всех сторон
Почему правительство РФ не позволило производителям турбин импортировать компоненты из КНР
Почему правительство РФ не позволило производителям турбин импортировать компоненты из КНР
Аэрофлот: новые стратегии и вызовы в авиационной индустрии.
Аэрофлот: новые стратегии и вызовы в авиационной индустрии.
Аэрофлот: есть ли топливо для дальнейшего роста?

🧮 За последние три месяца котировки акций Аэрофлота выросли более чем на +50%, приковывая к себе всё большее внимание со стороны инвесторов. Опубликованная отчётность компании по МСФО за 2024 год является отличным поводом для того, чтобы и нам с вами заглянуть в этот инвестиционный кейс.

Аэрофлот: есть ли топливо для дальнейшего роста?
11
Аэрофлот отчет за 2024 год по МСФО. Компания планирует выплачивать дивиденды?

Сегодня хочу рассмотреть отчет Аэрофлота за 2024 год по МСФО, стал замечать, что многие стали покупать компанию под мирное урегулирование и возобновления большинства международных перелетов, лично, что меня удивило, так это изменения дивидендной политики, но обо всем по порядку.

Аэрофлот отчет за 2024 год по МСФО. Компания планирует выплачивать дивиденды?
Что интересного произошло в мире авиации и туризма за первую половину марта?
Что интересного произошло в мире авиации и туризма за первую половину марта?
11
Дайджест новостей из мира технологий и авиации: январь
Дайджест новостей из мира технологий и авиации: январь
🚀 «Аэрофлот»: ₽64 млрд прибыли, но дивиденды под вопросом. Почему?
🚀 «Аэрофлот»: ₽64 млрд прибыли, но дивиденды под вопросом. Почему?

💡 Почему 50% прибыли не пойдут на дивиденды?

22
реклама
разместить
Аэрофлот отчитался за 2024 г. — компания наконец-то прибыльная и поделится ею с акционерами в виде дивидендов, но не всё так просто!
Аэрофлот отчитался за 2024 г. — компания наконец-то прибыльная и поделится ею с акционерами в виде дивидендов, но не всё так просто!
33
11
Boeing возвращается: вынужденный шаг или новая стратегия?
Boeing возвращается: вынужденный шаг или новая стратегия?
33
Авиация и технологии: дайджест новостей за февраль
Авиация и технологии: дайджест новостей за февраль
[]