{"id":13508,"url":"\/distributions\/13508\/click?bit=1&hash=84881d55bbad8a9fea0858220d4fa15ea06fdd4fceb0218db01a425f0cc754d2","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u043d\u044f\u0442\u044c \u0440\u043e\u043b\u0438\u043a \u0441 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0435 \u0441\u0442\u044b\u0434\u043d\u043e","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Транспорт
Dmitry Filonov

«Глупые» вопросы инвестору про беспилотные автомобили

Есть ли шансы у «Яндекса» на мировом рынке? Кто-то еще делает в России беспилотные авто? И есть ли шансы на успех у этих проектов? Стартап Waymo поднял уже $3 млрд инвестиций — можно ли с ним конкурировать или пора закрывать лавочку? А что с беспилотными автомобилями в Китае?

У меня постоянно возникают такие вопросы, когда я пишу новости в своем Telegram-канале The Edinorog. Лучший способ узнать ответы — спросить у знающего человека. Президент венчурного фонда Sistema_VC Дмитрий Филатов тоже пристально следит за рынком беспилотников. Отличный кандидат на то, чтобы помучать его вопросами. Надо сказать, что и сам фонд интересный. Много инвестируют за рубежом, в частности в Великобритании, вкладываются в стартапы вместе с такими гигантами, как Alibaba и Tencent. Если хотите послушать про сам фонд, то смотрите видео с начала. Интересующиеся исключительно беспилотниками могут проследовать сразу на 14 минуту. А для тех, кто принципиально не смотрит видео, я сделал расшифровку.

Яндекс исторически хочет сделать глобальную проект. Сейчас у них появились беспилотные автомобили, и они вроде пользуются успехом. Какой твой прогноз, сможет ли Яндекс стал крупной мировой компанией в этой сфере?

Вопрос непростой. Если мы посмотрим на то, что творится с подобными инициативами в последние годы, то мы увидим совершенно обратный процесс. Процесс того, что мир распадается на физически или виртуально изолированные технологические и экономические зоны. И глобальной компанией быть очень сложно. Нужно определиться со стулом — компанией какого региона ты являешься. Простой пример — Uber. Он был у нас — теперь нет. То же самое в Китае: он был там — теперь особо нет. И таких примеров на самом деле довольно много.

То есть будут зоны США, Европа, Азия…

Китай. Вот Индия в последнее время постепенно начала себя изолировать в рамках своей большой экосистемы. В первую очередь это началось с ограничения работы китайских приложение. Но разумно предполагать, что потом это и на другие технологические компании будет распространяться. Зачем отдавать кому-то возможность заработать на своей территории, если ты сам это можешь сделать. И с этой точки зрения я бы сказал, что у «Яндекса» может быть технологическая возможность стать глобальной компанией в определенном сегменте. Но будет ли у них физическая возможность — это вопрос. Беспилотники это достаточно чувствительная штука с точки зрения безопасности. Можем ли мы посадит город-миллионник на беспилотники, которые управляются непонятно откуда? Я бы сказал, что большинство государств подумают, что нет.

Они будут доверять скорее своим.

Абсолютно. Амбиции у «Яндекса» есть. В каких-то регионах они могут проявиться, и это здорово. Но в целом тренд такой.

В беспилотные авто сейчас идут огромные беспилотники. В Waymo вложили $3 млрд. «Яндекс» говорил об инвестициях в $150 млн в свой проект. Для России это много, но в мировом масштабе — ни о чем.

Мы сами обращали внимание на этот момент. Во-первых, здесь нужно разбираться в деталях. Никто из нас не даст точный ответ, не зная внутренних деталей. Вопрос в том, было ли подсчитано использование внутренних ресурсов. Очевидно, что в таком большом проекте много экспертизы, технологий и даже человекочасов могут тянуться из других кусков корпорации. Это было как-то подсчитано? Возможно и нет. Здесь нужно смотреть на все эти детали, чтобы вычислить реальную цифру. И Waymo гораздо раньше начал. И очевидно, что первые годы не было доступа к нужным технологиям, как с точки зрения вычислительных ресурсов, так и с точки зрения современных нейронных сетей. И здесь достаточно много было затрат, которые ушли в песок. А «Яндекс» подождал и на более зрелом этапе начал разработку, когда все на основные грабли уже наступили.

В России есть много относительно небольших команд, которые делают беспилотники. У них есть шанс на успех?

Их будущее во многом туманно. Часто это проект ради проекта. Это некий способ занять, например, команду в университете. Как раньше были разные кружки. Но почему бы и нет. В моем понимании, и мы видим этот тренд в зарубежных стартапах, куда-то продвинуться смогут те, кто уйдут в очень узкоспециализированную нишу. В этом случае у команд есть шанс сделать что-то супер узкоспециализированное — какой-то компонент или софт.

Например, супер дешевый лидар?

Даже часть лидара. Технологию, на котором он делается. Полностью лидар сделать непросто. В этом случаем может получиться. Мы эту рекомендацию даем всем, кто пытается тягаться с мейджорами. Сделайте лучше маленький винтик, но лучше всех.

А российские проекты приходят за инвестициями?

Да, постоянно приходят. Мы постоянно общаемся с командами. Многих из них лично знаем.

На твой взгляд, сколько их в России?

От пяти до десяти.

То есть совсем немного.

Учитывая сложность технологии, наверное, более чем достаточно. Есть такой конкурс «Зимний город» — там беспилотные автомобили ездят по полигону. Вот там примерно десять команд участвовало. И это практически все, кто что-то делает в стране в этом направлении.

Но на этом конкурсе никто не выиграл. Жюри признало, что все недостаточно хороши.

Там была компания Starline, которая вроде как доехала, но не уложилась по времени. Выиграть — это, конечно, хорошо, но самое важное — сделали площадку, на которой все могут показать себя и хоть как-то сравнить себя друг с другом. Я бы сказал, что победа в этом смысле не самое важное. Хотя там приз был 170-180 млн рублей, это достаточно значимые деньги. Но в целом, конечно, когда смотришь на это все, то действительно понимаешь, насколько технология еще далека от того, что можно безопасно поставить на дорогу.

Есть шанс у этих российских проект привлечь инвестиции или продаться крупному зарубежному игроку?

Если они сделают что-то ценное, то конечно.

То есть рецепт успеха — придумать максимально узкое решение и его разрабатывать?

Конкретно в этой области да, потому что создать полностью от А до Я технологию беспилотного автомобиля, как показала практика, в состоянии единицы компаний в мире. Если нет доступа к финансовым ресурсам и инженерам в том объеме, что есть у Google или «Яндекса», то надо задумываться о какой-то нише.

Вы инвестировали в британский Five AI, который тоже занимается беспилотными автомобилями. На что расчет? У них инвестиций не так много, меньше $100 млн. Они будут конкурировать с тем же Waymo, у которого $3 млрд инвестиций.

На самом деле не будут. Компания ушла в нишу — у них хорошо получается симуляция. Много обучения беспилотников происходит в симуляторе. И если у тебя хороший симулятор, то тебе нужно меньше машину гонять по улице. И все кейсы вряд ли можно на дороге реализовать: например, на скорости 80 км/ч Газель начинает резко перестраиваться. В итоге команда Five AI быстро поняла, что надо идти в этом направлении. Пока продвигаются успешно. Есть такая компания Starsky Robotics, которая делала беспилотные грузовики. Она не пошла по такому пути и обанкротилась. Как я понимаю, они до конца хотели делать беспилотное решение. Вот результат.

Долго вы с Five AI договаривались об инвестициях?

Наш процесс взаимодействия с ними в том или ином виде длился год. Эта не они к нам пришли, а мы их вычислили. И вопрос стоял так: «Нам нравится команда, нравится компания. Как можно попасть в сделку?». И мы в течение года поддерживали связь и ждали, когда будет сделка. За это время смогли убедить, что мы можем быть полезны.

Тот редкий случай, когда не стартап бегает за инвестором, а инвестор за стартапом?

По сути, да. Это модель скаутинга. Можно сидеть и ждать, когда к тебе придут. Мы так не очень любим. Мы больше любим действовать по модели, когда мы сами ищем компании, в которые было бы интересно инвестировать.

Хочется понять, что происходит в беспилотными автомобилями в Китае. Почему-то все стараются следить за Кремниевой долиной. Но очень мало новостей про Китай. А там же огромная экспертиза в технологиях, искусственном интеллекте. И можно предположить, что там есть крутейшие компании.

Конечно, они там есть. Вот ты упоминал про $3 млрд в Waymo. Это весной произошло. Тут, кстати, нужно упомянуть, что это первые внешние венчурные деньги для проекта. До этого Google всегда сам финансировал этот проект. Это говорит о том, что эта штанга даже для Google тяжелая, они хотят разбавить риски. И вот примерно параллельно с новостями про Waymo была инвестиция Softbank с партнерами в беспилотное подразделение Didi в Китае. Правда, сумма была меньше — около $500 млн. В Китае точно есть компании, которые этим занимаются. Почему новостей меньше? Исторически Запад построил гораздо более обширную экосистему по стримингу того, что происходит. Это все стримится на понятном всем английском языке. Если бы мы на том же уровне знали китайский, то, наверное, столько же новостей бы читали.

В общем, не факт, что мы будем ездить на американских беспилотниках? Вполне возможно, что и на китайских?

Мы будем ездить на беспилотниках «Яндекса», как минимум.

Еще такой вопрос. Все говорят про беспилотники в контексте автомобилей. Но есть же еще беспилотные самолеты. Еще есть беспилотные роботы на складах. Насколько там все это продвинулось?

Если брать склады, то там уже очень много решений, которые считаются автономными. Они в первую очередь направлены на электронную коммерцию, потому что это, пожалуй, самая хардкорная деятельность с точки зрения складов с учетом объемов, отгружаемых каждый день. Первой крупной компанией в этой сфере была Kiwi, которую купил Amazon. Она делала небольшие машинки, которые заезжали под палеты и перевозили их. В Китае полно таких систем. Можно зайти на YouTube и посмотреть видео. Там их уже безумное количество, счет все потеряли. Эта сфера точно будет развиваться. И не только с точки зрения перемещения палет, но и других операций на складе. Электронная коммерция все больше и больше проникает в нашу жизнь. И она точно будет расти до гораздо больших объемов.

Если говорить про остальные беспилотники, то мне эмоционально больше интересны летающие беспилотники. Тут много наработок. Ближайшая к нам географически, наверное, в Мюнхене компания Lilium. Там уже есть прототип, он уже летает.

В России есть такие проекты? Самолеты, наверное, вряд ли. Например, беспилотники для складов?

Компании, которые автоматизируют склады есть. Мы видим несколько. Я бы сказал, что пока они на достаточно ранней стадии — ограничиваются чуть более умными сортировщиками. Но потенциал у них есть. Если они его не упустят, то могут вырасти в большие проекты.

P.S. Я брал интервью до чудесных вестей о том, что Сбербанк вывел на дороги свои беспилотные автомобили. Но полагаю, что к ним относится та же логика, что и для «Яндекса».

Не забывайте подписываться на Telegram-канал The Edinorog — там много интересного про венчур и технологии.

(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null