{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Кэшбек за поездки на такси от «Яндекс.Плюс» ненастоящий?

Дабы не быть обвиненным в клевете: выводы, полученные в статье, строятся лишь на базе выполнения простейших расчетов, а также на основании изучения моей собственной ситуации. Не утверждаю, что суммы поездок и комиссии всегда рассчитываются схожим образом. Возможно, имел место лишь единичный сбой.

У меня нет информации обо всех поездках, совершаемых в данном сервисе, равно как и о механизмах ценообразования.

Несколько месяцев назад я подключил себе «Яндекс.Плюс», так как периодически езжу на такси, каршеринге, заказываю продукты в «Лавке» и доставку еды. Особенно часто пользуюсь такси и езжу на достаточно большие расстояния (по 1,5-2 часа), обычно на машинах класса «Комфорт» или иногда «Комфорт +».

Как мне казалось, логика окупаемости подписки для «Яндекса» достаточно простая. Во-первых, она платная. Соответственно, большое количество людей узнает про потенциальный кешбэк, возможность пользоваться «Музыкой» и «Кинопоиском» бесплатно, и далеко не все станут высчитывать, насколько действительно эта подписка выгодная – все равно не станут ее отключать, а компания сможет получить постоянный немаленький (и относительно прогнозируемый, что важно) поток средств.

Во-вторых, «Яндексу» выгодно поделиться маленькой частью своего дохода для того, чтобы мотивировать пользователей пользоваться именно их продуктами. Условно говоря, имея маржу на поездку на такси 30% (точного числа не знаю, но суть не в этом), почему бы не отдать пользователю 10% в виде кешбэка, который он потом потратит опять же внутри экосистемы «Яндекса».

Таким образом можно подсадить пользователя на свои собственные сервисы, и в следующий раз при необходимости вызвать такси, он отдаст предпочтение именно сервису «Яндекса», так как там ведь можно потратить уже накопленные баллы и таким образом получить скидку (даже если в другом такси поездка будет дешевле даже с учетом этой самой скидки).

Другими словами, мне казалось, что «Яндекс.Плюс» очень выгодна и что я, и так пользуясь продуктами «Яндекса» в большинстве случаев, останусь только в дополнительном плюсе.

Однако, после очередной поездки, совершенной вчера, я уже так не думаю.

Дело было так. Вчера я заказал поездку на машине класса «Комфорт», расчетное время поездки составило 2 часа, а стоимость примерно 1930 рублей.

Обычно я не очень люблю разговаривать с водителями и занимаюсь во время поездки своими делами на заднем сиденье. Однако вследствие предновогодних пробок и еще больше выросшего времени поездки (фактически ехал 2,5 часа), я совсем уже утомился и решил немного поболтать с водителем, узнать, растут ли их заработки перед Новым Годом и все в таком духе.

Водитель ответил, что заработки особо не растут, что даже эта поездка ему не сильно выгодна, ведь он получит всего около 1700 рублей минус комиссия Яндекса за 2,5 часа поездки. На что я поспешил его успокоить, что эта сумма уже с учетом комиссии, ведь я помнил, что моя поездка стоит больше 1900 рублей.

В это время мы как раз доехали до места назначения и водитель показал мне свое приложение, в котором было указано, что общая стоимость поездки составляет 1700 рублей.

Дальше, после завершения заказа мы увидели, что была списана комиссия «Яндекса» (порядка 350 рублей, точно не помню), а зачислено на аккаунт было 1700 рублей. Таким образом, 200 рублей (разница между 1900 рублями, которые были списаны у меня, и 1700 рублями, которые поступили на аккаунт водителя) где-то растворились. Я в свою очередь показал водителю свое приложение и ту стоимость поездки, которая была списана с моей карты.

Водитель, естественно, разозлился и стал рассказывать, что в последнее время «Яндекс» часто ворует у них деньги, что другие водители тоже замечали подобное поведение (что с клиента списывается большая сумма, а водителю отображается меньшая) и все в таком духе. Я же был уверен, что это просто какая-то ошибка и согласился поприсутствовать при его звонке в службу поддержки.

Водитель заказал обратный звонок от службы поддержки, и практически тут же перезвонил оператор. Водитель описал ситуацию, с которой мы столкнулись, а я подтвердил все его слова. Дальше последовал странный на первый взгляд вопрос от оператора: «А у пассажира подключен Яндекс.Плюс?»

На что я ответил, что да, «Яндекс.Плюс» подключен. Оператор, в свою очередь сказал, что в этом все и дело. Что у пассажира происходит накопление баллов и именно поэтому с его карты списывается сумма больше, чем приходит вам. Таким образом, получается, что кэшбек от поездок на такси оплачивает сам пассажир со своей собственной карты!

Если кто не понял – поясню, как, по данным службы поддержки самого «Яндекса», работает начисление баллов «Яндекс.Плюс» за поездки на такси.

При заказе такси рассчитывается стоимость поездки (около 1700 рублей в моем случае). К ней прибавляется около 10% и эта сумма объявляется пассажиру как сумма поездки, она же будет списана с карты (около 1900 рублей). Водитель получает 1700 рублей минус комиссия «Яндекса», а мои же собственные дополнительные 10% возвращаются в виде кэшбека на аккаунт «Яндекса» в виде баллов.

Я конечно не знаю, но мне кажется, что это не вполне честно и правильно. Для меня это выглядит так же дико, как если бы при покупке, например, пакета молока по банковской карте, при стоимости молока в 100 рубль, с карты бы сначала списывался 101 рубль, а потом этот лишний рубль возвращался бы обратно в виде кешбэка.

К сожалению, пруфов не будет, так как я не догадался попросить водителя сделать скриншот своего приложения. Есть скриншот моего, но от него одного толку мало. Я предлагаю всем, кто пользуется «Яндекс.Плюсом» в качестве способа получения скидки на поездки на такси, понаблюдать за соответствием цены на поездку для них, и для водителя.

В результате возникает резонный вопрос – а нужен ли нам такой кешбэк?

Интересное дополнение

Один из комментаторов заметил, что при этом при всем, когда поездка оплачивается баллами – ее сумма не пересчитывается. То есть например, имеем 1000 баллов на аккаунте (которые, как я выяснил, просто переведены с моей карты, фактически). Собираемся выполнить поездку, которая без наценок за «Плюс» стоила бы 900 рублей.

С учетом наценки (которая должна пойти на баланс баллов), стоимость составит 1000 рублей. Оплачивая поездку баллами, новые баллы не будут начислены. То есть получается, что в этот раз наценка не пойдет даже в баллы, а просто будет оплачена мною в пользу «Яндекса».

По поводу разницы в стоимости поездки у меня и жены

Тут были скриншоты, на которых я пытался проверить, как это работает, и сравнивал стоимости поездки на моем аккаунте и аккаунте жены (без Плюса). Я допустил ошибку, оказалось, что действительно к аккаунту жены была привязана старая моя премиальная кредитка, из-за нее и была скидка. Признаю свою неправоту и приношу Яндексу извинения за недостоверную информацию.

Однако, это не отменяет вопросов по сути самой статьи.

1. Разница в стоимости поездки для меня и водителя имела место.

2. В разговоре с оператором поддержки он пояснил, что эта разница возникает, так как подписчик Плюса платит больше.

3. В пользовательском соглашении есть пункт, в котором сказано, что подписчик Плюса дополнительно оплачивает 10% от стоимости перевозки.

Соответствующие пункты пользовательского соглашения

В комментариях процитировали пользовательское соглашение:

п. 3.1.: Оформляя Подписку с 12.08.2020 г. Пользователь соглашается с оформлением заказа Расширенного уровня Подписки Яндекс.Плюс.п.

3.4.: Пользователь соглашается со списанием платы за Расширенный уровень Подписки Яндекс.Плюс при каждом размещении запроса на перевозку пассажиров и багажа по тарифам «Комфорт», «Комфорт+», «Водитель», Business, Premier, Élite, Cruise с выбором безналичного способа оплаты.

п. 3.7.: Плата за Расширенный уровень Подписки Яндекс.Плюс составляет 10 % от стоимости услуг перевозки пассажиров и багажа.

0
864 комментария
Написать комментарий...
Денис Гилязов

Вот бы все так работали как Яндекс ))) Приходишь в пятерочку за молоком, если за наличку то 20 руб. если по безналичному то 30 руб. 10 руб вернётся баллами которые можно потратить только в пятёрочке, но пока они вернутся пятерочка заработает ещё и маленький процент в банке.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Мальцев

В самых примитивных онлайн-магазинах похожая схема есть. Они заставляют прибавлять комиссию эквайринга при оплате картой. Но это редкость и дикость

Ответить
Развернуть ветку
Антон Субботин
Автор

Такое, кстати, запрещено правилами платежных систем. Да и законом о ЗПП.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Черных

Вы автомобиль давно покупали? Там такая же дичь. Либо несите нал или переводите на счет автосалона

Ответить
Развернуть ветку
денькя

А чем плох перевод на счёт автосалона если это в виде банковского перевода? Для крупных сумм это вообще самый приличный способ оплаты как мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мартынов

Ну это просто объясняется, если маржа очень низкая, то магазину тупо совершенно не выгодно продавать вам по карте. Допустим наценка на товар 8%. Комиссия банка при оплате по терминалу 1.7 (это ещё добиться надо и хорошие обороты нужны, а так минимум 2). Считаем для товара стоимостью 100 рублей на закупе: 108 розничная цена для вас, вы заплатили картой, комиссия банка с продавца 1.7% от платежа, т.е. 1.84 рубля. Маржа магазина 8 рублей, 1.84 из них он отдаст банку , соответственно для магазина комиссия составит 23% от его дохода! Т.е. фактически пятую часть маржи (заметьте не прибыли) магазин просто отдает банку за то, что вы прокатали карту. А ведь в среднем по рынку комиссии банков 2-2.5% и есть товары с очень низкой маржинальностью, где наценка может и 5% быть. Да, можно просто закопать это в цену и накрутить не 8%, а 10... Но опять-таки не на все услуги и товары. Мы в свое время с этим столкнулись по одному виду деятельности, где маржинальность 5-8%... Теперь картой там не заплатить :)  вообще получается, что желание платить картой за низкомаржинальные товары просто ведёт к их удорожанию для всех (и для того, кто картой платит и для остальных). Такой своеобразный квазиналог на оборот

Ответить
Развернуть ветку
денькя

Насчёт кешбека вы правы, но с другой стороны инкассаторское обслуживание и приём денег и пересчёт в банке это тоже платная услуга с которой берут примерно тот же процент.

При этом есть риск получить фальшивую купюру.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мартынов

Далеко не всегда, тут уже от оборота вашего зависит и сумм, плюс для небольших контор у банков давно есть самоинкассация, которая обычно бесплатна. 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Черных

Это понятно и логично. С одной стороны. С другой стороны я хочу купить сейчас. У меня деньги на счету. Перевод банковский может идти безобразно долго. Мы так друзьям покупали машину. Они 4 дня в гостинице сидели и охреневали, что внутри одного банка так долго идёт перевод. 

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Все переводы давным давно могут проходить за секунды, в том числе межбанковские. Все эти сказки про время зачисления банки рассказывают, им выгодно что деньги дольше "шли". 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Черных

Но факт остаётся фактом. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мартынов

Но тут ведь вопрос рентабельности, если наценка на машину грубо говоря была скажем 5%, салону нет смысла вам ее продавать, если вы платите по карте, так как их прибыль получат не они а банк. 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Евменов

За интернет так оплачиваю. Процент за оплату платежному сервису сверх переводимой суммы. Бесит пипец. Но в доме один провайдер.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Охотников

Так это честный подход. Чем именно вы не довольны? Вам магазин показывает реальную стоимость без учёта эквайринга. Если хотите платить картой, вы должны понимать, что продавец в таком случае получит меньше прибыли, так как вынужден будет рассчитаться за банковскую операцию. Но вы же понимаете как формируется цена товара или услуги. Туда входят не только закуп и доход продавца, маркетинг, но и все налоги и поборы. Вот вам и показывают, что за нал будет дешевле. Если для вас это дикость, просто имейте в виду, что все остальные заранне заложили стоимость эквайринга в цену и просто вам его отдельно не показывают. Вот и все... 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Черных

Это запрещено законодательно, вот в чем дело. Цена должна быть едина и за нал и за безнал. 

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Ещё бы сейчас дискуссию о российских законах. 

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Ну да, интересы иностранных платёжных систем надёжно защищены нашими законами, а на россиянина ИП Пупкин А.А. всем плевать.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Антоненко

Тогда цена за нал в таком магазине будет выше и человеку, который хочет оплатить за нал придется переплачивать

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Ну так люди и идут в эти серые магазины за ценами, в чем проблема? :)
Re-store такого не будет делать, потому что это правда незаконно. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Алекперов

возможно, эта комиссия уже заложена в цену

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Gluhih

за эквайринг магазин платит 3%, которые вам возвращаются кэшбэком
погоды вам это не делает
темболее когда вы привыкли оставлять на чай

Ответить
Развернуть ветку
Tim Ivaykin

На Кипре такое бывает. Особенно в мелких магазинах. Картой или дороже или от определенной минимальной суммы.

Ответить
Развернуть ветку
861 комментарий
Раскрывать всегда