5 ошибок в логистике с Китаем, которые дорого обходятся импортерам

Ошибки в логистике с Китаем могут стоить бизнесу слишком дорого – вплоть до полной остановки поставок. Генеральный директор Группы компаний SLP-logistic Михаил Горский рассказывает, с чем чаще всего сталкиваются импортеры и как избежать типичных просчетов.

Проблема с таможенным оформлением -- самая дорогая (хотя и не единственная) ошибка, которую допускают импортеры
Проблема с таможенным оформлением -- самая дорогая (хотя и не единственная) ошибка, которую допускают импортеры

Импорт из Китая – это уже не просто про «перевезти товар». Нужно пройти целую цепочку критических решений, каждое из которых может обернуться серьезными расходами, штрафами или просто срывом сроков.

Михаил Горский
Основатель и генеральный директор Группы компаний SLP-logistic

В этой статье – топ-5 ошибок, которые я регулярно вижу у клиентов, работающих с Китаем, и советы, как их избежать.

1. Ошибки на этапе заключения контракта: невыясненная комплектация и отсутствие прозрачности

Многие клиенты ориентируются на стоимость продукции, не вдаваясь в детали. Например, заказывают лазерный станок, не уточняя, входят ли в комплект болты, шурупы, стекла и прочие элементы. А на этапе досмотра в России это «рассыпается» на несколько мест, и таможня трактует каждое как отдельный груз. Если упаковка не соответствует документации – это уже недостоверное декларирование, штраф и доначисления.

Что делать:

  • Всегда уточняйте у фабрики полную комплектацию товара, включая упаковку и запасные части.
  • Получите от поставщика фото упаковки и спецификацию с разбивкой по весу и стоимости.
  • В контракте или инвойсе должны быть обозначены все элементы груза, даже мелкие – каждый болт имеет цену.

2. Ошибка при подготовке документов: невнимательность в декларировании и отсутствие сверки

Документы для таможни в 90% случаев готовит фабрика, и именно здесь часто начинается головная боль. Например, фабрика указывает «фрезы» как запчасти к оборудованию, но без стоимости. А у нас в России любая вещь в контейнере – это товар, поэтому нулевая стоимость недопустима. Декларировать нужно все, иначе можно столкнуться с отказом в выпуске, остановкой груза, пени и простоями.

Что делать:

  • Обговаривайте с фабрикой необходимость декларировать все составляющие товара, даже самые мелкие.
  • Никогда не доверяйте подготовку документов без вашей сверки. Проверяйте инвойсы, упаковочные листы, сертификаты и спецификации.
  • Если у вас нет опыта, работайте с брокером или логистом, который проверит документы до отправки.

3. Ошибка на этапе международной перевозки: нечеткие недоговоренности

Клиенты часто выбирают перевозчика только по цене, например: «Эти дали 5600, те – 6400, поеду с первыми». А потом оказывается, что в 5600 не включены терминальные сборы, оформление на вылет, сопровождение… В результате итоговая сумма оказывается выше, чем у «дорогих».

Что делать:

  • Требуйте от перевозчика детализированную калькуляцию: включены ли экспортное оформление, терминальные сборы, подача и прочее.
  • Задавайте вопросы о сроках, транзите, форс-мажорах. Чем больше информации на старте, тем меньше сюрпризов в пути.

4. Проблемы с таможенным оформлением: недостоверное декларирование и штрафы

Это самая дорогая ошибка, которую допускают импортеры. Часто из-за спешки или недостатка опыта подается декларация с некорректным кодом ТН ВЭД, заниженной стоимостью, без полного комплекта документов. Таможня вправе открыть дело даже по поставке пятилетней давности – и доначислить пошлины, НДС, пени и штрафы.

Что делать:

  • Работайте только с профессиональными таможенными представителями, особенно если у вас нет опыта. Не стоит экономить 15-20 тысяч рублей и потом платить в разы больше.
  • Отвечайте на все запросы таможни оперативно, не скрывайте информацию, не занижайте стоимость.
  • Проверьте все места загрузки: если по документам указано одно место загрузки, а фактически в контейнере лежит пять коробок – это повод для штрафа.

5. Последняя миля: простои из-за отсутствия планирования

Даже если груз успешно прошел всю цепочку, его можно «потерять» на финальной стадии при выгрузке. Например, если у клиента нет склада, не подготовлены грузчики, а у перевозчика по контракту дается всего 4 часа бесплатного ожидания, а после – 2500 рублей за каждый час простоя.

Что делать:

  • Заранее готовьте место разгрузки, людей и документы.
  • Если вы еще не арендовали склад – не тяните до последнего.
  • Пропишите все условия и временные интервалы в договоре с перевозчиком.

Большинства ошибок можно избежать, если правильно выбрать партнера. Если вам называют цену без детализации, не могут объяснить, какие этапы входят в стоимость – это повод начать искать другого подрядчика. В целом, я за то, чтобы описать клиенту полную картину: от пикапа на фабрике до выгрузки в Москве. Важно, чтобы он понимал, почему стоит выбрать тот или иной маршрут, какие документы потребуются, где могут быть риски. Поэтому на начальном этапе мы в SLP-logistic задаем клиенту миллион вопросов – но только так можно быть уверенными, что все пройдет по плану, без дополнительных расходов и неприятных сюрпризов.

Словом, выбирайте партнеров, которые думают не только о логистике, но и о вашей финансовой безопасности.

Читайте также:

📮 Больше о мире логистики и ВЭД – в моем телеграм-канале Горский. Логистика и ВЭД

2
2
Начать дискуссию