В России впервые вводят правила для роботов-доставщиков: что изменится?

Вы наверняка видели их — эти коробки на колесах, которые аккуратно объезжают пешеходов, везут суши или посылку. Роботы-курьеры уже не диковинка, но до сих пор они работали почти без правил. Теперь Минтранс решил: пора навести порядок.

Что можно, а что нельзя?

Отныне роботам разрешат ездить только по тротуарам, велодорожкам и пешеходным зонам. Выскочить на проезжую часть — как раньше случалось в тестовых зонах — им запретят. Разгоняться сильнее 10 км/ч тоже нельзя (примерно как на электросамокате, хотя редкий робот и так ездит быстрее).

Габариты жестко ограничили:

  • Ширина — не больше 70 см (как офисное кресло);
  • Вес — до 50 кг (два перегруженных чемодана в аэропорту).

Плюс обязательное оснащение: датчики препятствий (чтобы не повторять историю с ребенком в Москве), светоотражатели и контакты оператора на корпусе. А главное — владельцы теперь обязаны страховать роботов и компенсировать ущерб, если те кого-то зацепят.

Зачем это нужно?

До сих пор, если робот сбивал пешехода или застревал на входе в метро, непонятно было, кто виноват и кто платит за разбитые коленки. В Казани один курьер и вовсе заблокировал дверь магазина, пока его «не оживили» техники. Новые правила должны сократить такие случаи.

Для бизнеса это снижение рисков. Крупные игроки вроде «Яндекса» (у них уже 500+ роботов) в целом поддержали инициативу, но просят смягчить вес: их модели иногда тяжелее. «Сбер» и вовсе заявил, что правила «оздоровят конкуренцию». А вот мелкие стартапы нервничают — переделывать парк под новые стандарты будет дорого.

Что дальше?

Пилотные зоны запустят в Москве и Казани. Если все пройдет гладко, роботам могут разрешить перевозить лекарства — аптеки давно жалуются на нехватку курьеров.

Эксперты предполагают, что через пару лет появятся выделенные дорожки для автономной техники. Пока же пешеходам придется терпеть соседство с медлительными «железками» — если, конечно, те не застрянут на лестнице.

А вам попадались роботы-доставщики? Делитесь в комментариях — особенно если один из них вас таки сбил.

Источники: Минтранс, РБК, Коммерсантъ

P.S. В Сан-Франциско таких роботов уже запретили из-за жалоб. У нас пока пробуют «приручить» — посмотрим, кто окажется прав.

В России впервые вводят правила для роботов-доставщиков: что изменится?

________

3 комментария