Как Boeing строит самолёт через границы?

Boeing 737 называют «американским самолётом». На деле это глобальный проект: крыло делают в Японии, двигатель — во Франции, электронику — в Канаде, кресла — в Германии, руль — в Китае. Такая цепочка помогает распределять риски, контролировать деньги и держать под контролем целую сеть партнёров.

модель самолёта из iStock/The Washington Post
модель самолёта из iStock/The Washington Post

У Boeing (и Airbus) всё держится не на продаже «за кэш», а на сложных цепочках контрактов и лизинговых схемах. Вот как это работает:

1. Авансы заказчиков

Boeing строит самолёты под конкретный заказ, а производство занимает годы. Чтобы не замораживать свои деньги и иметь средства на закупку деталей и оплату поставщиков, компания получает аванс от заказчика — авиакомпании или лизинговой компании.

Годовые отчёты Boeing можно найти по этой <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Finvestors.boeing.com%2Finvestors%2Freports%2Fdefault.aspx&postId=2182463" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылке</a>.
Годовые отчёты Boeing можно найти по этой ссылке.

Авиакомпании и лизинговые компании платят часть стоимости самолёта ещё до их сборки — обычно 10–20%. На 31 марта 2025 года авансы и прогрессивные платежи составили $61,1 млрд — на $0,8 млрд больше, чем в конце 2024 года.

Без таких авансов Boeing пришлось бы брать огромные кредиты, чтобы финансировать производство — а это увеличивало бы риски и стоимость самолётов.

2. Риск вместе с поставщиками

Крупные поставщики (двигатели, электроника) тоже вкладываются в проект. Вместо того чтобы полностью оплачивать разработку самостоятельно, Boeing договаривается, чтобы часть расходов взяли на себя поставщики.

Поставщики получают прибыль не только с продажи детали, но и постепенно — по мере эксплуатации двигателя или другой ключевой части (Power by the Hour). То есть Boeing не платит всё сразу, а распределяет платежи во времени.

Как Boeing строит самолёт через границы?

По информации из открытых источников, мировой рынок Power by the Hour в 2025 году оценивался в $26,55 млрд, что на 6,8% больше по сравнению с 2024 годом.

Деньги аванса и участия поставщиков позволяют Boeing оплачивать сборку, зарплаты и логистику.

3. Лизинговые компании — скрытые банки авиации

Более половины всех новых самолётов покупают не авиакомпании, а лизинговые компании (Avolon, AerCap, SMBC).

Как Boeing строит самолёт через границы?

Они заключают договор с Boeing, оплачивают самолёт через кредиты или облигации и затем сдают его в лизинг авиакомпаниям на 8–12 лет.

Для Boeing это значит: деньги сразу и меньше риска неплатежей.

4. Страхование и экспортные кредиты

Чтобы сделки с «рискованными» странами проходили безопасно, Boeing подключает страховые компании и госбанки. Например, US Export-Import Bank берёт на себя часть рисков дефолта или политических проблем.

Boeing также несёт ответственность за самолёты, и если возникает дефект, компания может понести серьёзные финансовые убытки.

Страховые полисы помогают покрыть эти расходы, защитить бюджет, продолжить производство и продажи без угроз для финансовой устойчивости.

Как Boeing строит самолёт через границы?

Самолёт Boeing 737 — это не только тысячи деталей со всего мира, но и тысячи финансовых связей. Вся архитектура построена так, чтобы миллиарды расходов превращались в работающий, устойчивый конструктор.

Как Boeing строит самолёт через границы?

Если вам интересны финансовые схемы и деловые новости простым языком, пишу об этом на канале https://t.me/voilamag.

P.S. Моё имя Вусал и я финансовый юрист из консалтинга.

4
Начать дискуссию