«Модель "Открыл шоурум, продал авто, заработал" больше не действует»: Forbes — о ситуации на российском рынке автосалонов

Их количество сокращается.

Источник фото: РБК
Источник фото: РБК
  • С 1 января по 1 сентября 2025 года количество автосалонов и шоурумов в России снизилось на 9% год к году и составило 7284 точки, пишет Forbes со ссылкой на статистику «Яндекс Карт».
  • В Ростове-на-Дону закрылось 29,3% точек и осталось 94. В Самаре их количество уменьшилось на 18,2%, до 117. В Москве салонов осталось 706 (-11,1%), а в Санкт-Петербурге — 365 (-17,6%).
  • Глава Асcоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин среди проблем называет недостаток спроса на новые автомобили, рост издержек из-за высоких кредитных ставок и утильсбора и «ошибки китайских производителей в формировании дилерских сетей».

Региональные дилеры продают всего по 220-250 машин в год. В столице — около 400. Для сравнения: в США этот же показатель составляет порядка 1000 автомобилей в год.

При таком низком уровне продаж многие российские дилеры оказываются нерентабельными.

Алексей Подщеколдин, глава союза «Российские автомобильные дилеры»
  • «Рольф» вынуждено завершил сотрудничество с брендами Kaiyi, BAIC и Sollers — «объёмы продаж не обеспечивали устойчивой бизнес-модели», а издержки оказались непомерными.
  • «Автодом» закрыл московские салоны Lamborghini в Neva Towers и на Кутузовском проспекте, и перевёз эти автомобили в другую точку. Продажи Lamborghini просели, поэтому смысла платить за аренду стольких точек не было.

Часть франшиз, хорошо функционировавших полтора года назад, сегодня работают либо в ноль, либо в минус по операционной прибыли.

В Москве и области сегодня нет крупных дилеров, которые считали бы бизнес по продаже новых автомобилей прибыльным. Основной влияющий фактор — это размер ключевой ставки.

Ренат Тюктеев, замглавы по продажам новых автомобилей в «Авилоне»
  • По подсчётам «Автостата», в первом квартале 2025 года было расторгнуто 154 дилерских контракта, а во втором 378. Причём преимущественно с китайскими брендами, среди которых Kaiyi, Dongfeng, Xcite, Jaecoo, Li Auto, BAIC, FAW, Bestune, Geely, Exeed, Livan и Omoda. Продавцы вкладывались в расширение сетей, однако «клиентов на такой поток просто не нашлось».

Недостаточный объём продаж, низкая удельная доходность, дорогое финансирование операционных потребностей, ежемесячный рост стоимости привлечения клиента — все эти факторы и привели к минусовой доходности. Многие дилеры столкнулись с тем, что привычная модель «Открыл шоурум, продал авто, заработал» больше не действует.

Светлана Виноградова, гендиректор «Рольф»

Дилеры сделали запас в конце 2024 года, опасаясь повышения утильсбора и обесценивания рубля, а рубль здорово укрепился, чем осложнил продажу заранее запасенного товара. В итоге многие дилеры продавали в ноль или вообще в минус, чтобы разморозить средства.

Юрий Чистов, директор по развитию автомаркетплейса Fresh
  • «Автостат» прогнозирует, что по итогам 2025 года можно ожидать снижения рынка минимум на 10% год к году — до 1,4 млн проданных новых «легковушек». Более реалистичный ещё ниже — до 1,25 млн новых автомобилей.
45
3
1
172 комментария