Почему АвтоВАЗ не является стратегически важным предприятием.
И почему не нужно его спасать.
Что вообще такое стратегическое предприятие? Чисто технически им может стать любое предприятие, важное для государства, даже если оно производит баллоны для копиума.
Но если говорить с точки зрения реальной стратегической важности, то предприятие должно соответствовать одному или нескольким перечисленным критериям:
- Уникальное производство — продукция предприятия либо не имеет аналогов (хех), либо подобную продукцию может делать ограниченное количество стран. Например, авиадвигатели — стран-производителей можно пересчитать по пальцам одной руки.
- Критическая важность в чрезвычайных ситуациях. Даже если производство не уникальное и технологически отсталое, но от продукции зависит безопасность государства и функционирование экономики, такое предприятие можно назвать стратегически важным. Здесь в пример можно привести Урал и Камаз.
- Разработка уникальных технологий или обеспечение технологического суверенитета в критически важной области.
Каким из этих критериев соответствует АвтоВАЗ? Никаким.
Продукция не уникальна, имеет огромное количество аналогов, а в соотношении цена/качество проигрывает им.
Критическая важность? Тоже мимо. АвтоВАЗ специализируется на гражданских автомобилях. Есть, конечно, и коммерческий транспорт на базе вазовских машин, но их делают в основном сторонние доработчики малыми партиями. Капля в море.
Уникальные технологии и технологический суверенитет? Тут без комментариев.
Единственная функция, которую выполняет АвтоВАЗ, — социальная. Здесь показательна недавняя новость о запуске дополнительного конвейера в Питере для производства Искр, при том что на основном заводе в Тольятти ввели 4-дневную рабочую неделю, т.к. авторынок находится на дне и продаж нет.
В Тольятти люди ушли на 4-дневку, но зато в Питере 2.5 человека не потеряли работу и довольные прикручивают колеса на полуготовые Искры привезенные из Тольятти. Логистические издержки? Экономическая целесообразность? Не слышали о таком.
Учитывая убытки АвтоВАЗа и издержки, которые ложатся на автовладельцев в виде бесконечно повышающегося утильсбора, проще и дешевле было бы платить всем сотрудникам ВАЗа и смежных предприятий пособия по безработице. Однако, учитывая дефицит кадров в стране, о котором кричат из каждого утюга, вряд ли бы люди остались без работы.
P.S. Вообще, самая важная функция АвтоВАЗа — это быть причиной существования утильсбора. Писал об этом недавно, можете посмотреть на цифры, которые планирует собрать государство от утиля на латание дыр в бюджете.
Больше подобного контента в моем телеграм канале, подписывайтесь!