Почему АвтоВАЗ не является стратегически важным предприятием.

И почему не нужно его спасать.

Почему АвтоВАЗ не является стратегически важным предприятием.

Что вообще такое стратегическое предприятие? Чисто технически им может стать любое предприятие, важное для государства, даже если оно производит баллоны для копиума.

Но если говорить с точки зрения реальной стратегической важности, то предприятие должно соответствовать одному или нескольким перечисленным критериям:

  • Уникальное производство — продукция предприятия либо не имеет аналогов (хех), либо подобную продукцию может делать ограниченное количество стран. Например, авиадвигатели — стран-производителей можно пересчитать по пальцам одной руки.
  • Критическая важность в чрезвычайных ситуациях. Даже если производство не уникальное и технологически отсталое, но от продукции зависит безопасность государства и функционирование экономики, такое предприятие можно назвать стратегически важным. Здесь в пример можно привести Урал и Камаз.
  • Разработка уникальных технологий или обеспечение технологического суверенитета в критически важной области.

Каким из этих критериев соответствует АвтоВАЗ? Никаким.

Продукция не уникальна, имеет огромное количество аналогов, а в соотношении цена/качество проигрывает им.

Критическая важность? Тоже мимо. АвтоВАЗ специализируется на гражданских автомобилях. Есть, конечно, и коммерческий транспорт на базе вазовских машин, но их делают в основном сторонние доработчики малыми партиями. Капля в море.

Уникальные технологии и технологический суверенитет? Тут без комментариев.

Единственная функция, которую выполняет АвтоВАЗ, — социальная. Здесь показательна недавняя новость о запуске дополнительного конвейера в Питере для производства Искр, при том что на основном заводе в Тольятти ввели 4-дневную рабочую неделю, т.к. авторынок находится на дне и продаж нет.

В Тольятти люди ушли на 4-дневку, но зато в Питере 2.5 человека не потеряли работу и довольные прикручивают колеса на полуготовые Искры привезенные из Тольятти. Логистические издержки? Экономическая целесообразность? Не слышали о таком.

Учитывая убытки АвтоВАЗа и издержки, которые ложатся на автовладельцев в виде бесконечно повышающегося утильсбора, проще и дешевле было бы платить всем сотрудникам ВАЗа и смежных предприятий пособия по безработице. Однако, учитывая дефицит кадров в стране, о котором кричат из каждого утюга, вряд ли бы люди остались без работы.

P.S. Вообще, самая важная функция АвтоВАЗа — это быть причиной существования утильсбора. Писал об этом недавно, можете посмотреть на цифры, которые планирует собрать государство от утиля на латание дыр в бюджете.

Больше подобного контента в моем телеграм канале, подписывайтесь!

1
Начать дискуссию