Сызранский мост — «русское чудо» через Волгу: история самого длинного моста Европы XIX века
Сызранский железнодорожный мост через Волгу — одно из величайших инженерных достижений России XIX века. В своё время его называли «Русское чудо» — это был самый длинный мост в Европе и второй в мире.
Рассказываем о строительстве этого уникального сооружения, какой вклад он внёс в развитие страны и через какие испытания прошёл за свою более чем столетнюю историю.
Строительство моста
Необходимость строительства моста через Волгу у Сызрани возникла в 1870-х годах, когда Россия стремилась к развитию железнодорожной сети после Крымской войны. Новый мост должен был открыть прямой путь из центра страны на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию, что стало бы прорывом в торговле и промышленности Самарской губернии.
Проект моста разработал Николай Белелюбский — профессор Петербургского института инженеров путей сообщения, впервые в Европе использовавший литое железо в конструкции. Строительство началось в 1876 году под руководством инженеров Владимира Березина и Константина Михайловского. Именно они разработали уникальный «русский метод» строительства — инновационный способ организации работ, впоследствии признанный в Европе.
Для строительства было привезено огромное количество материалов: около 1 млн пудов цемента, свыше 140 тыс. пудов железа для кессонов, сотни тысяч пудов гранита и камня из различных регионов. На стройке трудились более 2,5 тыс. рабочих и 100 инженеров. Специально для работ на воде были задействованы 3 парохода и 73 баржи.
Торжественное открытие моста прошло 30 августа 1880 года, символическую ленточку перерезал министр путей сообщения адмирал Константин Посьет.
А где же чудо?
А чудо заключалась в масштабах постройки! Мост имел 13 пролётов общей длиной около 1,5 км, что делало его самым длинным в Европе и вторым в мире на момент открытия. Благодаря широким пролётам и громадным опорам, он был техническим прорывом. Металлические конструкции моста были изготовлены в Бельгии под строгим контролем Белелюбского.
Газеты Европы того времени называли мост «гордостью российского строительного искусства» и «русским чудом». Он был одной из самых дорогих и масштабных инженерных построек своего времени, давший мощный импульс развитию транспортной сети России.
Подрыв в 1918 году: уникальный ледовый переход и восстановление моста
В период Гражданской войны в 1918 году мост превратился в арену боевых действий. В начале октября интервенты из Чехословацкого корпуса заминировали и взорвали два пролёта моста, пытаясь остановить продвижение Красной армии.
Но переход был восстановлен по временной схеме в кратчайшие сроки. Для его создания на лёд укладывали хворост, затем заливали его водой из проруби, замораживая слои, и прокладывали рельсы лёгкого типа.
Первая ледовая ветка в районе Сызрани заработала 3 января 1919 года, вагоны тащили конной тягой, а с 18 января ходили поезда с маневровым паровозом. За две недели февраля через Волгу перевезли почти 1400 вагонов с хлебом и другими грузами. Всего по ледовой переправе прошло более 20 тысяч вагонов с оружием, продовольствием и другими товарами.
К маю 1919 года завершилось восстановление моста, и движение поездов было возобновлено.
Мост во времена Великой Отечественной войны
В годы Второй мировой войны мост был стратегически важным объектом и подвергался многочисленным авиационным налетам немецкой авиации, особенно в 1942 году, во время битвы за Сталинград. Однако благодаря эффективной системе ПВО и работе охраны НКВД, мост серьёзного ущерба не получил. Немецкая сторона даже пыталась сбрасывать мины выше по течению Волги для подрыва переправы, но эти попытки были успешно предотвращены.
Строительство второго пути и современное время
После войны в 1949 году было принято решение о строительстве второго пути, чтобы обеспечить постоянное двустороннее движение поездов и увеличить грузопоток. В течение восьми лет велись работы по возведению второго пути: на ледорезах существующего моста выстроили новые опоры, установили пролёты нового пути. Второй путь был открыт в 1957 году.
В 2004 году завершилась масштабная реконструкция моста с заменой пролётных строений. В 2010 году к 130-летию моста установили памятную стелу. Сегодня Сызранский мост остаётся частью важного транспортного узла, символом инженерного мастерства России.
Источник: Валерий Ерофеев, gubernya63.ru