Сызранский мост — «русское чудо» через Волгу: история самого длинного моста Европы XIX века

Сызранский железнодорожный мост через Волгу — одно из величайших инженерных достижений России XIX века. В своё время его называли «Русское чудо» — это был самый длинный мост в Европе и второй в мире.

Фото: cruiseinform.ru
Фото: cruiseinform.ru

Рассказываем о строительстве этого уникального сооружения, какой вклад он внёс в развитие страны и через какие испытания прошёл за свою более чем столетнюю историю.

Строительство моста

Необходимость строительства моста через Волгу у Сызрани возникла в 1870-х годах, когда Россия стремилась к развитию железнодорожной сети после Крымской войны. Новый мост должен был открыть прямой путь из центра страны на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию, что стало бы прорывом в торговле и промышленности Самарской губернии.

Сызранский мост — «русское чудо» через Волгу: история самого длинного моста Европы XIX века

Проект моста разработал Николай Белелюбский — профессор Петербургского института инженеров путей сообщения, впервые в Европе использовавший литое железо в конструкции. Строительство началось в 1876 году под руководством инженеров Владимира Березина и Константина Михайловского. Именно они разработали уникальный «русский метод» строительства — инновационный способ организации работ, впоследствии признанный в Европе.

Строители Александровского моста В.И. Березин и Н.А. Белелюбский
Строители Александровского моста В.И. Березин и Н.А. Белелюбский

Для строительства было привезено огромное количество материалов: около 1 млн пудов цемента, свыше 140 тыс. пудов железа для кессонов, сотни тысяч пудов гранита и камня из различных регионов. На стройке трудились более 2,5 тыс. рабочих и 100 инженеров. Специально для работ на воде были задействованы 3 парохода и 73 баржи.

Сызранский мост — «русское чудо» через Волгу: история самого длинного моста Европы XIX века
Сызранский мост — «русское чудо» через Волгу: история самого длинного моста Европы XIX века
Сызранский мост — «русское чудо» через Волгу: история самого длинного моста Европы XIX века
Сызранский мост — «русское чудо» через Волгу: история самого длинного моста Европы XIX века

Торжественное открытие моста прошло 30 августа 1880 года, символическую ленточку перерезал министр путей сообщения адмирал Константин Посьет.

Слева: освящение и открытие (Александровского) Сызранского моста, 1880 год. Справа: министр путей сообщения Российской империи Константин Посьет.
Слева: освящение и открытие (Александровского) Сызранского моста, 1880 год. Справа: министр путей сообщения Российской империи Константин Посьет.

А где же чудо?

А чудо заключалась в масштабах постройки! Мост имел 13 пролётов общей длиной около 1,5 км, что делало его самым длинным в Европе и вторым в мире на момент открытия. Благодаря широким пролётам и громадным опорам, он был техническим прорывом. Металлические конструкции моста были изготовлены в Бельгии под строгим контролем Белелюбского.

Виды Волги. Железнодорожный мост через Волгу у Сызрани. Открытка. 1908-1912 год.
Виды Волги. Железнодорожный мост через Волгу у Сызрани. Открытка. 1908-1912 год.

Газеты Европы того времени называли мост «гордостью российского строительного искусства» и «русским чудом». Он был одной из самых дорогих и масштабных инженерных построек своего времени, давший мощный импульс развитию транспортной сети России.

Подрыв в 1918 году: уникальный ледовый переход и восстановление моста

В период Гражданской войны в 1918 году мост превратился в арену боевых действий. В начале октября интервенты из Чехословацкого корпуса заминировали и взорвали два пролёта моста, пытаясь остановить продвижение Красной армии.

Но переход был восстановлен по временной схеме в кратчайшие сроки. Для его создания на лёд укладывали хворост, затем заливали его водой из проруби, замораживая слои, и прокладывали рельсы лёгкого типа.

Первая ледовая ветка в районе Сызрани заработала 3 января 1919 года, вагоны тащили конной тягой, а с 18 января ходили поезда с маневровым паровозом. За две недели февраля через Волгу перевезли почти 1400 вагонов с хлебом и другими грузами. Всего по ледовой переправе прошло более 20 тысяч вагонов с оружием, продовольствием и другими товарами.

К маю 1919 года завершилось восстановление моста, и движение поездов было возобновлено.

Сызранский железнодорожный мост 1918 год
Сызранский железнодорожный мост 1918 год

Мост во времена Великой Отечественной войны

В годы Второй мировой войны мост был стратегически важным объектом и подвергался многочисленным авиационным налетам немецкой авиации, особенно в 1942 году, во время битвы за Сталинград. Однако благодаря эффективной системе ПВО и работе охраны НКВД, мост серьёзного ущерба не получил. Немецкая сторона даже пыталась сбрасывать мины выше по течению Волги для подрыва переправы, но эти попытки были успешно предотвращены.

Строительство второго пути и современное время

После войны в 1949 году было принято решение о строительстве второго пути, чтобы обеспечить постоянное двустороннее движение поездов и увеличить грузопоток. В течение восьми лет велись работы по возведению второго пути: на ледорезах существующего моста выстроили новые опоры, установили пролёты нового пути. Второй путь был открыт в 1957 году.

Фото: Анатолий Горлов
Фото: Анатолий Горлов

В 2004 году завершилась масштабная реконструкция моста с заменой пролётных строений. В 2010 году к 130-летию моста установили памятную стелу. Сегодня Сызранский мост остаётся частью важного транспортного узла, символом инженерного мастерства России.

Модель Сызранского моста, переданная в музейную коллекцию в XIX веке, является «Памятником науки и техник I ранга», так как само сооружение в первоначальном виде не сохранилось. Посмотреть на неё можно в Музее мостов в Санкт-Петербурге.
Модель Сызранского моста, переданная в музейную коллекцию в XIX веке, является «Памятником науки и техник I ранга», так как само сооружение в первоначальном виде не сохранилось. Посмотреть на неё можно в Музее мостов в Санкт-Петербурге.

Источник: Валерий Ерофеев, gubernya63.ru

Начать дискуссию